ЧЕМПИОНАТ МИРА
1-й этап
ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ
После гонки Виталий Петров вместе с другими призерами - Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмилтоном - принял участие в пресс-конференции.
- Поздравляем, Виталий! Это ваш первый подиум после двадцати гонок. Признайтесь, что сейчас ощущаете?
- Если честно, то просто счастлив быть здесь, сидеть рядом с этими парнями. Весь уик-энд сложился для нас удачно, хотя после тестов мы, если быть откровенным, не слишком представляли себе, где находимся относительно наших соперников. Но уже по приезде в Австралию, когда на машине были смонтированы еще несколько новинок, поняли: R31 выглядит достойно, что и показала квалификация. Ну а потом мы сосредоточились на гонке, и команда провела ее просто превосходно! Честно - есть повод гордиться такой гонкой.
- У вас получился фантастически удачный старт, позволивший переместиться с шестого места на четвертое. Но лучше поделитесь впечатлениями от финала гонки, когда вас начал догонять Фернандо Алонсо…
- Ну, вообще-то он был далековато для того, чтобы я начал нервничать. Поэтому мог спокойно, не отвлекаясь, контролировать свой пилотаж и беречь покрышки, потому что ближе к финишу они начали изнашиваться. Даже если бы Фернандо решил атаковать, ему понадобилось бы некоторое время на подготовку к маневру, а мне удалось в последнем повороте оторваться - покрышки хоть и поизносились, но были еще вполне ничего!
Что же касается старта, то он действительно оказался неплох. Я атаковал Фернандо, затем увидел впереди Дженсона (Баттона. - Прим. "СЭ"), и мелькнула мысль, что, может, не стоит тормозить так рано. Я отпустил тормоза и попробовал пройти их обоих. По-моему, получилось здорово.
- Во время гонки вам, наверное, было довольно одиноко - маловато народу, с кем можно было бы посражаться…
- Неправда, у меня впереди маячил Марк Уэббер! Поэтому, когда он ушел на пит-стоп, я постарался выжать из машины и имевшейся резины максимум. Потом то же самое пришлось сделать, отрываясь от Алонсо. Кстати, где-то в середине гонки я слегка потерялся - не очень понимал, где я и что должен делать. Радио работало не лучшим образом, были сильные помехи, поэтому я просто старался беречь покрышки и при этом не ехать слишком медленно.
- Могли ли вы, впервые увидев свою новую машину, представить, что уже в первой гонке сезона окажетесь на подиуме?
- Нет. Такое всегда трудно предсказать.
- А после квалификации?
- Квалификация - это одна история, гонка - совсем другая. Случиться может что угодно даже с заведомыми лидерами и фаворитами. В квалификации, кстати говоря, мне было очень трудно соответствовать темпу, заданному теми, кто в итоге оказался впереди, поэтому считаю шестое место очень хорошим результатом. Ну а тот результат, который удалось показать сегодня, лишний раз убедил меня в том, что я не зря верю: тут может случиться всякое. И со всяким.
- Сегодня вы впервые использовали подвижные задние антикрылья в боевых условиях. Они действительно помогают обгонять?
- Я использовал их несколько раз - при обгонах круговых, когда нагонявший меня Алонсо подбирался слишком близко. Благодаря этому удавалось слегка от него отрываться. Как только я видел, что на пульте загорается голубой огонек, использовал эти антикрылья - думаю, в общей сложности раза два или три.
- В конце прошлого года в какой-то момент казалось, что вы можете потерять место в "Рено", а сейчас вы на подиуме!
- Да, и этим чрезвычайно горд.
- Ваш босс, Эрик Булье, как-то сказал, что зимой вы упорно трудились над тем, чтобы научиться реализовывать весь свой потенциал в гонках. Не скажете, в чем заключался этот труд?
- Зима получилась психологически очень трудной для команды - думаю, не нужно напоминать почему. К тому же у машины появилось много новинок - в частности, революционная система выхлопа, о которой никто не знал, как она будет работать. Поэтому пришлось практически заново изучать болид, приспосабливаться к аэродинамике. Конечно, мы многое сделали, и наша машина быстра, однако же пока еще не так, как у парней, что сидят рядом. Так что можно сказать, что я все еще продолжаю трудиться и учиться.
- Означает ли сегодняшний результат, что вы оказались готовы заменить на посту лидера команды травмированного Роберта Кубицу?
- Вот честно - думаю, что мне не нужно отвечать на этот вопрос. Вы все увидели сами. Хочу сказать спасибо всем, кто верил в меня! Господи, мне стольким людям нужно сказать спасибо! Моей команде, тем, кто отработал со мной на всех тестах, тем, кто трудился и трудится на фабрике. Всем, всем, кто поддерживал и поддерживает меня, мое сердечное спасибо!
Ольга ЛИНДЕ
Оксана Косаченко: "За круг до финиша помчалась выяснять, есть ли у организаторов российский флаг"
- Было ли у вас по ходу тренировочных заездов и квалификации какое-либо эмоциональное ощущение, предчувствие того, что первый "Гран-при" сезона-2011 завершится для Виталия столь удачно? – спросила вчера Оксану Косаченко, менеджера Петрова, корреспондент "СЭ".
- Это отнюдь не вопрос эмоций. Это вопрос работы! Я видела, как Виталий все эти дни работал, и могу сказать, что показанный им в Мельбурне результат совершенно заслуженный. Хотя, согласна, до гонки такой прогноз мог кому-то показаться смешным.
- Короче - предчувствовали, предвкушали. А были ли во время гонки какие-то проблемы, которые для людей, сидевших у телеэкранов, остались за кадром?
- В том-то и дело, что никаких проблем не возникло. Повторю: подиум Виталия стал результатом планомерной работы на протяжении всего уик-энда.
Знаете, только сейчас мне стало понятно, какое значение имеет связка "гоночный инженер - пилот". Каждый шаг, даже шажочек, вел в правильном направлении - к подиуму, все мельчайшие крупинки удалось собрать воедино. Это, безусловно, заслуга нынешнего гоночного инженера Петрова - японца Аяо Комацу. Возможно, умение сложить все элементы воедино - что-то развив, что-то доработав, - это его национальная особенность? Для меня как для менеджера Петрова очень важно, что новый гоночный инженер полностью доверяет Виталию и слушает, что он говорит, а не навязывает ему свою точку зрения, не диктует - мол, нужно делать так, так и так.
- У опытного Ника Хайдфельда уик-энд не заладился. Может быть, это заставило Виталия как-то по-особому настроиться?
- Скорее нет. Виталий занимался своей работой, Ник - своей.
- Что вы сказали Виталию, когда он вышел из машины третьим призером "Гран-при"?
- Я сказала: "Спасибо", Виталий ответил: "Потом поговорим"… Короче, все было так, будто ничего и не произошло. Мне кажется, Петров не до конца осознал все произошедшее. Это было видно и по тому, как он вел себя на подиуме, - будто немного растерялся.
- Что вы, Оксана, чувствовали на последних кругах гонки?
- Боялась сглазить и окончательно уверовать в цифры на мониторе. А еще жутко беспокоилась, есть ли у организаторов российский флаг. Когда до финиша остался один круг, помчалась проверять - не дай бог в такой важный момент подняли бы голландский или французский. Все, к счастью, оказалось нормально. Но Виталий об этом не знал и, когда взошел на подиум, оборачивался и смотрел: действительно ли российский флаг поднимают.
- А какова была реакция руководителя команды Эрика Булье?
- Он сказал, что не может поверить в произошедшее!
- Что - не верил в Виталия?
- Кто-кто, а Эрик как раз в Виталия верит. Иначе не подписал бы с ним в свое время контракт и не продлил бы его еще на два года!
Лина ХОЛИНА
В Германии Петрова называют главным героем гонки
Ефим ШАИНСКИЙ
из Франкфурта
"Триумфатор Феттель!". "Фантастика Феттеля!" После победы чемпиона мира в Мельбурне немецкие СМИ осыпают любимца комплиментами. Но при этом абсолютно все отмечают грандиозный успех Виталия Петрова. Уже в ходе трансляции из Австралии по телеканалу RTL показали кадры: торжествующего на пьедестале Петрова поздравляет Себастьян Феттель. О прогрессе российского пилота в телевизионном комментарии говорил и знаменитый Ники Лауда.
А популярный в Германии сайт spox.com.de назвал Петрова главным героем гонки. "Результаты Феттеля и Хэмилтона были, безусловно, выдающимися, но неожиданностью гонки стал русский, - говорится на интернетовской странице. - Все выходные он уверенно держал под контролем действия Хайдфельда, затем ему удался отличный старт с шестой позиции. После этого выдал абсолютно безошибочную гонку, показывая стабильно высокий результат на каждом круге. Молодой парень держал за собой Уэббера, ехавшего на явно превосходящем его машину болиде "Ред Булл", и снова Алонсо. Вспоминался финал ЧМ-2010 в Абу-Даби..."
Фотографию Петрова с трофеем опубликовал Kicker. Текстовка под ней гласит: "Сильное выступление, принесшее много очков: Виталий Петров неожиданно приехал на третье место". В комментарии же к гонке говорится: "Виталий Петров из "Лотус Рено" вышел на старт шестым и впервые среди русских добыл место на пьедестале в королевском классе мотоспорта". Особого внимания удостоились взаимоотношения Виталия на трассе с Алонсо, которые Kicker назвал "приватной дуэлью":
"Вслед за обоими лидерами Алонсо изо всех сил пытался въехать на подиум. Из круга в круг он догонял Петрова, на предпоследнем испанец, наконец, подъехал сзади к "Лотус Рено". Со все более приходящей в негодность резиной и лишь двумя пит-стопами русский спас на финише небольшой отрыв и после Абу-Даби вновь разозлил Алонсо".
Не поскупилось на добрые слова в адрес нашего земляка и авторитетное в Германии издании Motor Sport aktuell. Заголовок к материалу об успехе россиянина гласит: "Лотус Рено" торжествует: многообещающее третье место Петрова". В статье пишется, что Петров преподнес на старте сезона сенсацию, и приводится его монолог после гонки. Цитируются также восторженные высказывания руководителей "Лотус Рено". Опубликована фотография, на которой Виталий и Хэмилтон с откупоренной бутылкой шампанского торжествуют на подиуме. Под снимком подпись: "Как прекрасно тут находиться!"
КТО ЧТО СКАЗАЛСебастьян ФЕТТЕЛЬ, пилот Red Bull:
- Это мой первый финиш в Австралии, поэтому я очень, очень счастлив. Гонка не была такой легкой, как могло показаться. Особенно первая половина. Лишь во второй, когда Льюис слегка отстал и меня перестало беспокоить то, что происходит за спиной, я смог слегка расслабиться и начать лучше контролировать ситуацию. Мы набрали много очков, что очень важно, и смогли получить удовольствие от самих себя, что еще важнее. Но я постоянно повторяю - мы не должны поддаваться эйфории и витать в облаках, нужно оставаться реалистами и понимать, что впереди еще целый год и многое может случиться. Вот эти ребята, что сидят сейчас рядом со мной, плюс "Феррари" - они очень сильны и очень опасны. Да и "Мерседес", который сегодня хоть и потерпел неудачу, но к сезону готов намного лучше, чем год назад.
Льюис ХЭМИЛТОН, пилот McLaren:
- Учитывая те трудности, с которыми мы столкнулись зимой на тестах, и то, на какой риск пошла команда, решив кардинально реконструировать дизайн, считаю сегодняшнее второе место большим достижением. Уверен, мы можем этим гордиться. Ведь еще пару недель назад мы не рассчитывали быть ближе пятого места. А сейчас мы вторые, машина надежна, и это большой успех. К тому же в начале гонки мы даже догоняли "Ред Булл"! Так что и со скоростью у нас все в порядке. Не будем забывать, что до финиша я добирался на машине с сильно поврежденным днищем, что заметно снизило прижимную силу. Так что думал я лишь о том, чтобы привезти побольше очков, которые понадобятся нам на финише сезона.
Фернандо АЛОНСО, пилот Ferrari:
- Для журналистов это весьма заманчивая тема - соперничество между мной и Виталием Петровым, однако скажу честно - я больше смотрел в зеркала заднего вида, чем вперед, потому что позади меня ехал один из претендентов на высший титул-2011. Так что я счастлив, что смог удержать Марка Уэббера позади. Финишировав четвертым, я озабочен тем, что потерял очки в сравнении с Хэмилтоном и Феттелем, а отнюдь не тем, что упустил третье место в борьбе с Петровым. Я хорошо стартовал и оказался бок о бок с Баттоном, но Петров в первом повороте рискнул оттеснить Дженсона наружу. Тому в свою очередь пришлось оттеснять меня, чтобы избежать столкновения с Петровым, но это не проблема. Это просто такая неудачная ситуация, которая, правда, сделала гонку намного интереснее. Вместо того чтобы, стартовав пятым, приехать четвертым, я, стартовав пятым, оказался десятым, а потом приехал четвертым. Просто пришлось совершить чуть больше обгонов, только и всего.
Дженсон БАТТОН, пилот McLaren:
- Я хорошо стартовал, но потом, к полному изумлению, увидел внутри виража Петрова. Он вынудил меня уходить наружу, в результате чего я оказался за Массой. И это было худшим маневром за всю гонку, потому что он был чудовищно медленным, но при этом из тех парней, которых обгонять труднее всего. Фелипе прекрасно блокировал мои атаки и при этом нещадно нас тормозил. В конце концов он вынудил меня очень широко зайти в поворот, вписаться туда я не успевал, пришлось срезать. Как только в "Феррари" увидели, что случилось, они тут же зазвали Массу на пит-стоп. Таким образом, вернуть ему позицию я не мог, что автоматом повлекло штраф в виде проезда по пит-лайн. Не знаю, специально ли так поступили в "Феррари", но моя гонка этим оказалась испорчена. Да, прорываясь обратно, я получил массу удовольствия от обгонов, но все-таки был далековато для того, чтобы взобраться повыше. Снова обогнать при этом Массу было очень большим удовлетворением.
Ник ХАЙДФЕЛЬД, пилот Lotus Renault
- Очень тяжелая гонка. Конечно, я расстроен тем, что не удалось финишировать в очках, но это было просто невозможно из-за удара, который я получил на первом круге. На старте я смог прорваться с 18-го места на 12-е, однако потом получил удар, практически уничтоживший всю обшивку справа в районе воздухозаборника и кожуха мотора. На телеэкранах этого было не видно, но в гонке с такими повреждениями было очень и очень тяжело. Хорошо, что Виталий смог показать, что наша машина способна финишировать на подиуме.