В минувший уик-энд в Монако лауреаты обеих главных номинаций, то есть обладатель поула и победитель гонки, были определены не без вмешательства случая. И оба раза этим случаем оказались аварии и связанные с ними пейс-кары и красные флаги.
Одним из самых весомых и пугающих среди воскресных событий была авария на 69-м круге 69-го "Гран-при Монако", после которой в госпиталь Принцессы Грейс был увезен российский пилот "Лотус Рено" Виталий Петров. К счастью, ничего серьезного у него врачи не обнаружили и после обследования в тот же вечер отпустили восвояси.
Так что же точно случилось на отрезке трассы между поворотами Бюро дю Табак и Лу Широн?
На 69-м круге вплотную друг за другом "паровозиком" шли сразу пять машин - "Форс Индия" Адриана Сутиля, "Макларен" Льюиса Хэмилтона, "Рено" Виталия Петрова и две "Торо Россо" Хайме Альгерсуари и Себастьена Буеми. Сутиль, пытавшийся пройти гонку с одним пит-стопом, на очень сильно изношенной резине зашел в поворот слишком широко, ушел с траектории и заработал медленный прокол правого заднего колеса. Хэмилтон, сообразивший, что сейчас Сутиль врежется в ограждение, сбросил скорость, и на него сзади в буквальном смысле слова взлетел Альгерсуари, отстававший на круг, но зачем-то атаковавший Петрова. В результате столкновения каталонца резко отбросило влево на заграждение, и по пути он спровоцировал аварию Петрова, которого сзади слегка подтолкнул также не ожидавший подобного развития событий Буеми.
В результате Альгерсуари с гонки сошел, Петрова увезли в госпиталь, а трое остальных финишировали в очковой зоне.
Адриан СУТИЛЬ: "Я начал гонку на жесткой резине, и план был пройти ее с одним пит-стопом. Резину на суперсофт я поменял под первым пейс-каром и знал, что мне предстоит пройти на ней очень длинный отрезок до финиша. Я старался беречь покрышки, но кругов за 15 до финиша они практически перестали работать, и позади меня собрался длинный поезд машин. Ну а потом я широко зашел в 12-й поворот и проколол заднее колесо…"
Хайме АЛЬГЕРСУАРИ: "Что касается аварии на последних кругах, то в этот момент я обгонял Хайдфельда, а у Сутиля возникли проблемы с резиной, так что Хэмилтону, чтобы с ним не столкнуться, пришлось резко тормозить. Я тоже пытался тормозить изо всех сил, но было слишком поздно…"
Так вот в чем проблема! Каталонец перепутал две "Рено". Его попытки обогнать Ника Хайдфельда были бы легитимными, поскольку они оба шли в круге от лидеров и это была бы борьба за места, но Петров-то был с лидерами в одном круге, и этот обгон Альгерсуари был бессмысленным! Если бы не этот маневр пилота "Торо Россо", скорее всего, никакой аварии не было бы.
Феттелю повезло минимум дважды
Как бы то ни было, все, что происходило в минувший уик-энд, странным образом играло на руку лидеру общего зачета и действующему чемпиону мира Себастьяну Феттелю. Авария дебютанта "Заубера" Серхио Переса в квалификации подарила немцу поул, авария Петрова преподнесла ему победу на блюдечке с золотой каемочкой. Потому что никто теперь никогда не узнает, как бы сложились события на финише гонки, если бы не красные флаги за восемь кругов…
Напомним, что в этот момент Феттель был лидером, и его "Ред Булл" шел на жесткой резине, державшейся уже 53 круга. Меньше чем в полусекунде позади был Фернандо Алонсо также на жесткой, но с продолжительностью жизни 35 кругов. И еще в полусекунде за Алонсо держался Дженсон Баттон, чья резина опшен прошла на тот момент всего 21 круг. Время испанца на круге было на одну с лишним секунды лучше времени немца, а британец проходил круги быстрее него на 2(!) секунды. Но это - Монако, тут можно быть на 4 секунды медленнее соперника и все равно не пустить его вперед. Однако нас явно ждал совершенно фантастический финиш, потому что ни Алонсо, ни Баттону терять в этой ситуации было нечего и оба не собирались оставаться пассажирами этого паровозика.
"Я знал, что здесь есть всего два места, где Алонсо мог атаковать, и в них я использовал KERS, чтобы максимально усложнить ему задачу, - сказал Феттель. - Однако же если бы не пейс-кар и красные флаги, я не знаю, чем все это закончилось. У меня были самые старые покрышки, по моим ощущениям они смогли бы нормально проработать еще кругов шесть, а парни позади шли на более свежей резине и были неприятно близки…"
Но на 69-м круге тройка лидеров настигла на круг ту самую связку из пяти машин, которые в итоге и стали соавторами аварии. И под красными флагами всем пилотам сменили резину! И многообещающий триллер закончился, к полному разочарованию публики, за 6 кругов до финиша победой Феттеля.
После чего спортивный директор "Пирелли" Пол Хэмбри обратился в FIA с петицией запретить смену резины под красными флагами, справедливо полагая, что случившееся в Монако исказило суть событий. "Я понимаю, что существует понятие безопасности, но в данный момент я сужу скорее с точки зрения обычного зрителя, у которого, по сути, украли зрелище, - сказал Хэмбри. - Хотя я не понимаю, почему было разрешено менять резину, ведь дистанция гонки не увеличилась, и если бы не остановка, она составила бы те же 78 кругов, а гонщики вынуждены были бы проехать их, как и планировали, на резине разной степени изношенности. Обгоны в Монако - это всегда такой подарок, а уж обгоны в группе лидеров, да еще в борьбе за победу, это вообще деликатес. А тут еще и возможность увидеть, как могла сработать разная стратегия, - один пит-стоп Феттеля, два Алонсо и три Баттона, в этом была интрига, изюминка, и если бы не красные флаги, схватка шла бы до последних метров, и, возможно, решающие атаки мы увидели бы именно на финише! Но нас этого шикарного зрелища лишили".
Забавная деталь - к разговору о невероятном везении Феттеля. Во время его единственного пит-стопа на 16-м круге, спровоцированного заездом в боксы Баттона (чью стратегию "Ред Булл" намеревался зеркалить), из-за проблем с радиосвязью механики по ошибке обули машину немца не в сверхмягкие, как планировалось, а в более жесткие шины! Если бы стратегии не нарушили, Феттелю пришлось бы еще раз заезжать в боксы, и тогда он бы точно не выиграл. А на ошибочно надетом жестком комплекте он понял, что может рискнуть и попробовать доехать до финиша!
Ольга ЛИНДЕ