Феттель сглазил сам себя, пожаловавшись на тесную квартиру, а Баттону принес удачу гостиничный номер. Примерно так можно было бы объяснить итоги воскресного "Гран-при Австралии". А вот если рассуждать о них всерьез, то вопросов будет больше чем ответов.
На одной из вечеринок накануне австралийского "Гран-при" двукратный чемпион мира и безусловный фаворит первой гонки нового сезона Себастьян Феттель пожаловался журналистам, что дома ему становится тесновато - слишком много скопилось кубков! "Приходится держать на кухонном столе", - сказал немец, когда у него поинтересовались судьбой чемпионского трофея за прошлый год. Искушать судьбу - занятие неблагодарное. И уже в субботу появились первые подозрения, что Феттелю не стоит торопиться с переездом: частота появления новых кубков на его кухне может резко уменьшиться.
У трассы в Мельбурне противоречивая репутация. С одной стороны, статистики никогда не забывают сказать, что обладатель поул-позишн или победитель "Гран-при Австралии" с большой долей вероятности выигрывает и весь чемпионат. С другой - инженеры призывают не делать по результатам этой гонки категоричных выводов. И конфигурация у трассы нестандартная (она собрана из фрагментов дорог общего пользования, а не построена с нуля), и асфальт кочковатый, и сцепление с этим асфальтом меняется по своеобразному алгоритму - из-за того, что весь остальной год гоночным болидам на эти дороги въезд заказан.
Казалось бы, это прекрасно объясняет, почему машины "Ред Булл" считались фаворитами по итогам предсезонных тестов, а на первой гонке вдруг оказались в роли догоняющих. Ведь тесты проводились в Барселоне, которая, как считается, объединяет в себе типовые достоинства и недостатки современных гоночных трасс. И имеет с "временной" трассой в Альберт-парке сравнительно мало общего.
Австралийский уик-энд складывался для гонщиков "Ред Булл" отнюдь не идеально. В решающий момент квалификации Феттель допустил ошибку, а у Марка Уэббера не работала система KERS (потери от этого команда оценила в 0,3 секунды на круге, то есть теоретически Уэббер мог занять на старте третье место вместо пятого). Зато в гонке команда выглядела отнюдь не беспомощно. Спору нет, второе место Феттель завоевал исключительно благодаря в нужный момент выехавшему на трассу пейс-кару. Но и до этого он пробивался вперед вполне уверенно. Чего стоил хотя бы обгон Росберга по внешнему радиусу третьего поворота. "Всю гонку я смотрел на трассу перед собой, а не в зеркала заднего вида," - ответил Феттель на очередной вопрос, насколько он разочарован тем, что теперь вынужден с максимальной отдачей бороться за место в первой пятерке. И ведь не скажешь, что немец лукавил. После рестарта у Льюиса Хэмилтона было больше 15 кругов, чтобы отобрать у Феттеля второе место. Однако пилот "Макларена" не смог даже приблизиться на дистанцию атаки. Более того: ближе к финишу на британца стал "накатывать" ехавший четвертым Уэббер...
Все это дало основание руководителю "Ред Булл" Кристиану Хорнеру заявить, что "Гран-при Австралии" не то чтобы совсем не считается, но и не является показательным. И что на гонке в Малайзии в ближайшие выходные у "красных быков" есть хорошие шансы дать соперникам симметричный ответ. Любопытно, что несколькими часами ранее руководитель этих самых соперников Мартин Уитмарш сказал журналистам, что, по его мнению, все обстоит с точностью до наоборот - на трассе в Сепанге преимущество "Макларенов" должно превратиться из ощутимого во впечатляющее. И при этом Уитмарш имел на руках вполне убедительные доказательства.
Во-первых, хотя "Макларен" успел привезти на вторую барселонскую сессию предсезонных тестов последний пакет обновлений, полноценно испытать его не удалось - из-за неисправности болида. То есть при предстартовой оценке британской команды важная неизвестная была пропущена. Во-вторых, по общему мнению, "Макларены" увереннее всего чувствуют себя в быстрых поворотах, от прохождения которых в Сепанге зависит гораздо больше, чем в Альберт-парке. И, наконец, Уитмарш сообщил еще одну не самую приятную для "Ред Булл" новость. Оказывается, Баттон, уверенно пролидировавший весь заезд и на рестарте легко оторвавшийся от Феттеля, чуть ли не всю гонку (если быть точным - начиная с 8-го круга)... экономил топливо! Инженеры ошиблись в расчетах и залили в баки "Макларенов" столько бензина, что без помощи пейс-кара Баттон и Хэмилтон рисковали вообще не доехать до финиша. Получается, что темп их болидов был ниже возможного. А пассивность Хэмилтона, ехавшего в конце гонки следом за Феттелем, связана скорее с тем, что британец вскоре после рестарта допустил несколько ошибок подряд и испортил шины.
Итак, в Малайзии оба претендента на лидерство в чемпионате обещают стать еще быстрее. Но не увеличится ли количество претендентов до трех? Пилоты "Мерседеса" были весьма довольны своим автомобилем после мельбурнской квалификации. Михаэль Шумахер сказал, что рулить ему теперь приходится в два раза меньше, чем на прошлогодней машине. А любой толковый гонщик вам скажет: чем скупее ты работаешь рулем, тем лучше едешь. И хотя саму австралийскую гонку "Мерседесам" испортила неожиданно быстрая деградация покрышек, Шумахер и Росберг, не набравшие на двоих ни одного очка, отнюдь не выглядели разочарованными. Молодой немец объяснил журналистам, что причина повышенного износа шин - не в каких-то врожденных недостатках болида, а в его радикальном отличии от прошлогоднего. Инженеры и гонщики провели с новой машиной слишком мало времени и пока находятся в поисках оптимальной логики настроек. А уж когда эту логику найдут, дело не ограничится четвертым местом Шумахера в квалификации и третьим в течение первых 10 кругов гонки.
Впрочем, может, дело действительно не только в настройках, моторах и секундах? На пресс-конференции после "Гран-при Австралии" счастливый Дженсон Баттон признался, что в этом году он остановился в том же гостиничном номере, который уже приносил ему удачу в Мельбурне два раза - в 2009 и 2011 годах. Интересно, многие ли команды после этого заявления изменили свои планы по бронированию гостиниц?
Кирилл КАЧНОВ