Один из пилотов российской команды Team RFR, подвел итоги первой части сезона в интервью "СЭ Мотор":
- Антон, в первых трех гонках сезона обращало на себя внимание приличное количество технических проблем. Кто в них виноват больше - команда или производители соответствующих деталей и узлов?
- С одной стороны, команда - если она хочет добиться результата - не может не контролировать состояние принципиально важных деталей. И когда на последнем этапе в Спа, я почти весь день просидел в боксах из-за треснувших патрубков и неплотных соединений, наверняка кто-то из механиков получил за это по шапке. С другой стороны, вы сами понимаете, что сложно перед каждым заездом проверять каждую из нескольких тысяч деталей, имеющихся в автомобиле. Поэтому если смотреть на ситуацию в целом, то скорее команда борется с детскими болезнями нового автомобиля, чем страдает от собственных ошибок.
- Другие команды сталкиваются со схожими проблемами?
- Да, поломок и отказов достаточно много. К примеру, на автомобиле моего товарища по команде Михаила Алешина забарахлила электроника - и он далеко не первый пилот, который сталкивается с такой неисправностью, она портила жизнь уже семи или восьми гонщикам. Есть несколько проблемных узлов и систем, порой мешающих сосредоточится на пилотировании. К примеру, есть система, которая не дает мотору заглохнуть в случае вылета с трассы или резкого броска сцепления на старте. Но настроена она так странно, что иногда срабатывает сама по себе без всякой необходимости. К примеру, вы тормозите на входе в поворот на мокрой трассе, блокируете колеса, но все в пределах разумного, ситуация под контролем - как вдруг эта система выключает передачу и роняет обороты двигателя. У меня так случалось дважды, причем на быстрых кругах в квалификации. Так что, поломки и неисправности случаются у всех. Но кому-то больше везет: вот Сэм Берд часто ломался на тестах, зато сейчас у него все в порядке. А у нашей команды все сложилось с точностью наоборот...
- Тем не менее, прогресс на гонке в Спа был очевиден. За счет чего удалось его добиться?
- Мы немного поменяли подход к настройкам, да и сам этот подход хорошо сработал на этой трассе. Мы стали чуть меньше загружать машину прижимной силой: пилотировать автомобиль в гонке стало сложнее (проще ошибиться, за счет скольжений и пробуксовки колес в поворотах быстрее изнашивается резина), но время на круге улучшилось. Опять же, далеко не всегда прогресс является следствием какого-то одного важного изменения, он может как мозаика складываться из множества деталей. К примеру, на испанском этапе мы поставили не ту главную пару, недооценив крутизну подъемов на местной трассе: лидеры не боялись, что их моторы упираются в отсечку на прямых, и за счет этого машина лучше "вывозила" их в горку. Но нельзя сказать, что это одно единственное изменение тут же позволяет отыграть столько-то мест в квалификации и на гонке. Все гораздо сложнее...
- В чем главный плюс вашей команды и над чем ей еще необходимо работать?
- Плюс в том, что в команде работают профессионалы, которые хорошо знают свое дело. Но так как многие из них работают друг с другом недавно, то нужна дополнительная притирка. Иногда - главным образом, в решающие моменты - взаимопонимание далеко от стопроцентного, и это становится причиной достаточно дорогостоящих ошибок. К примеру, на последней гонке результат во многом зависел от выбора момента для пит-стопа. Команда достаточно долго металась, кого из гонщиков первым остановить - и в результате упустила удачный момент, так и не остановив никого из нас. Когда люди окончательно сработаются, они перестанут тратить время на лишние обсуждения и будут принимать решения быстрее.