ЧЕМПИОНАТ МИРА. 8-й этап. ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ
В пятницу в Валенсии состоялись свободные заезды. После их окончания российский пилот "Катерхэма" ответил на вопросы "СЭ".
Олег КАРПОВ
из Валенсии
- Как прошли тренировки?
- Позитивная пятница. Как мы и ожидали, трасса была достаточно пыльная, но таковы условия для всех. Баланс машины улучшался по ходу тренировок: пыль сдувало ветром. Продолжили работу с KERS. Опробовали некоторые настройки и довольны результатом. Правда, они скорее подойдут для других трасс. Для валенсийской нам нужно будет еще кое-что изменить за ночь.
Вообще машина определенно стала лучше. Мы работали и с полными баками, и с пустыми, плюс успели поездить на обоих типах резины. Так что выполнили практически все, что запланировали. В конце второй сессии возникли небольшие проблемы с машиной, но я все равно доволен. Квалификация и гонка должны быть интересными.
- В Валенсии вы выигрывали в серии GP2. Эту трассу многие критикуют: мало мест для обгонов, конфигурация не слишком интересная...
- Трасса специфическая. Немного странная, я бы сказал.
- Расстроитесь, если она исчезнет из календаря? Такие разговоры ведутся уже не первый год.
- Нет. Не особенно расстроюсь. Хотя это очень приятное место. Здесь жарко, море. Это отличный город - я жил тут некоторое время, отсюда совсем недалеко. Что же до самой трассы, то вроде бы из-за жары должно быть тяжело, но, с другой стороны, тут есть несколько прямых, на которых можно отдохнуть. В целом - да, не слишком интересно.
- Похожа она хоть на какую-нибудь другую? Скажем, на Монако или на ту трассу, что в Монреале? Все-таки тоже городская...
- Нет, совершенно не похожа. Ровный асфальт, очень жесткие торможения. Плюс всегда пыльное покрытие. Траектория в принципе одна, поэтому обгонов тут не так много. Перед первым поворотом есть изгиб - мы его проходим, не сбрасывая газ, но места для атаки просто не остается. Болельщикам, я думаю, это не очень нравится.
* * *
- Как вы, Виталий, провели полторы недели после этапа в Канаде?
- Все это время был в Великобритании. Тренировался, работал на базе нашей команды. И, конечно, следил за событиями футбольного чемпионата Европы. Более того, хотел в прошлую пятницу полететь в Варшаву, чтобы поболеть за нашу сборную в матче с Грецией. Обратно планировал вернуться в воскресенье. Мои друзья уже были в Польше, достали мне билет на игру, но в итоге я никуда не по-ехал - в последний момент передумал. Решил, что самое главное - перед предстоящей гонкой подготовиться физически: в Валенсии всегда жарко, а с друзьями держать форму было бы сложнее. Обязательно устроили бы какие-нибудь шашлыки… Остался в Англии и продолжил тренировки.
- В том, что не попали на футбол, плюсов, как выяснилось, намного больше, чем минусов…
- Да, оказалось, что все сделал правильно.
- Что, с вашей точки зрения, случилось со сборной России?
- Я не буду высказывать мнение об игре, потому что не знаю, что стало причиной поражения. Если сравнивать игру против Греции с двумя первыми матчами, то команда выглядела по-другому. Это был ужас. Но я не хочу ребят критиковать. Я в прошлом году наслушался тут, в "Формуле-1", критики: то Массу поливали, то Хэмилтона. Как только Льюиса не называли из-за постоянных аварий. Да, у него был сложный сезон, но это гонки. Это спорт. Такое случается, когда ты работаешь на пределе. В любом случае понять, что произошло с нашими ребятами, не могу. Поэтому хочу послушать, что они скажут сами.
* * *
- Ваша команда привезла сюда немало обновлений для машины. Плюс планируются изменения на "Гран-при Великобритании"…
- Да, мы привезли кое-что. Я бы не сказал, что какой-то большой пакет. Насколько новинки помогут, говорить пока рано, это станет ясно после окончания уик-энда. На самом деле гораздо больше новинок будет через две недели в Сильверстоуне - там мы действительно ждем, что сможем отыграть у остальных достаточно много.
- Когда вы приезжаете на базу, команда рассказывает о том, что готовится и для какой гонки?
- Конечно. Это первое, о чем я узнаю, когда захожу к инженерам. В Сильверстоуне, повторяю, будет большой пакет, но на этом работа не останавливается. Затем будем привозить новые элементы и на другие этапы - нам очень хочется сократить отставание от средней группы. Как только сможем бороться за попадание во второй сегмент квалификации, начнем реально рассчитывать на очки. Но пока об этом думать рано. И все в команде это понимают.
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012
1. Льюис ХЭМИЛТОН |
88 |
2. Фернандо АЛОНСО |
86 |
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
85 |
4. Марк УЭББЕР |
79 |
5. Нико РОСБЕРГ |
67 |
6. Кими РАЙККОНЕН |
55 |
7. Ромэйн ГРОЖАН |
53 |
8. Дженсон БАТТОН |
45 |
9. Серхио ПЕРЕС |
37 |
10. Пастор МАЛЬДОНАДО |
29 |
11. Камуи КОБАЯСИ |
21 |
12. Пол ДИ РЕСТА |
21 |
13. Бруну СЕННА |
15 |
14. Фелипе МАССА |
11 |
15. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
7 |
16. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
4 |
17. Даниэль РИККЬЯРДО |
2 |
18. Михаэль ШУМАХЕР |
2 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. RED BULL |
164 |
2. MCLAREN |
133 |
3. LOTUS F1 |
108 |
4. FERRARI |
97 |
5. MERCEDES GP |
69 |
6. SAUBER |
58 |
7. WILLIAMS |
44 |
8. FORCE INDIA |
28 |
9. TORO ROSSO |
6 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 8-й этап. ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ
ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ
VALENCIA STREET CIRCUIT
ПЕТРОВ В ВАЛЕНСИИ
В 2010 году в первом сегменте квалификации показал 14-й результат - 1.39,004. Во втором проехал быстрее и смог попасть в первую десятку (1.38,552 - 10-е место). Наконец, в решающей трети смог еще немного улучшить результат (1.38,523), однако так и остался на 10-й позиции. От победителя квалификации Себастьяна Феттеля отстал почти на секунду (0,936).На старте опустился на 15-е место. Затем попытался вернуть себе исходные позиции и на 12-м круге был уже 12-м. На этом месте продержался большую часть гонки (до 50-го круга), а на 51-м из-за схода Нико Хюлькенберга из Williams стал 11-м. На этом месте и финишировал. Однако из-за превышения скорости, когда на трассе была машина безопасности, вместе с рядом пилотов был оштрафован на 5 секунд. Итоговый результат оказался лишь 14-м.Лучшее время продемонстрировал на заключительном 57-м круге - 1.40,100 со средней скоростью 194,889 км/ч. Этот результат оказался 12-м на "Гран-при Европы"-2010. Быстрее всех круг тогда проехал британец Дженсон Баттон из McLaren-Mercedes - 1.38,766 (197,521).
В прошлом году в квалификации и в первом, и во втором сегментах показывал 11-е время. От финишировавшего 10-м Адриана Сутиля отстал лишь на 0,034 секунды.Вновь неудачно стартовал, оказавшись на 15-й позиции. На 4-м круге шел 16-м, на 15-м - 17-м. Большую часть "Гран-при Европы"-2011 провел на 16-й позиции. В очковой зоне был только один круг (на 10-м месте на 14-м). За три круга до финиша смог обогнать Камуи Кобаяси, завершив гонку 15-м. От победителя гонки Феттеля отстал на один круг.Лучшее время показал на 41-м круге - 1.43,151 со средней скоростью 189,125 км/ч. Этот результат оказался 8-м в Валенсии-2011. От лучшего времени, которое показал Феттель, отстал на 1,299 секунды.
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 8-й этап. ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ
VALENCIA STREET CIRCUIT: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
● Нынешний "Гран-при Европы" станет 22-м по счету и пятым, который проходит в Валенсии (с 2008 года).
● Впервые "Гран-при Европы" состоялся 25 сентября 1983 года в Брэндс Хэтч (Великобритания), а первым победителем стал бразилец Нельсон Пике на Brabham-BMW. В сезоне-1984 этап перекочевал в Германию на автодром Нюрбургринг. В 1985 году гонка вновь состоялась в Брэндс Хэтч, после чего до 1993 года не включалась в календарь чемпионатов мира.
● В 1993-м "Гран-при Европы" единственный раз принимала трасса в британском Донингтоне, дважды гонка проходила в испанском Хересе (1994 и 1997). В 1998 году этот европейский этап вновь взял передышку, но ненадолго - с 1999 по 2007 год "Гран-при Европы" проходил в Германии. А с 2008-го он снова поменял дислокацию - в испанской Валенсии по контракту должны состояться 7 гонок.
● Впервые макет трассы в Валенсии был представлен 19 июля 2007 года, а уже в конце июля 2008 года здесь прошли первые соревнования.
● Проект гоночного полотна разработан в бюро Германа Тилке. Трасса протяженностью 5419 метров насчитывает 25 поворотов (14 левых и 11 правых). Средняя ширина гоночного полотна - 14 метров. Максимальная скорость составляет приблизительно 323 км/ч. Дистанция гонки - 308,883 километра (57 кругов).
● Главной особенностью трассы в Валенсии является разводной мост, который вносит определенные коррективы в тактику команд: стык моста и гоночного полотна способствует большему износу покрышек.
● Первый "Гран-при Европы" состоялся в Валенсии 24 августа 2008 года: победу праздновал Фелипе Масса на Ferrari, стартовавший с поул-позишн. Любопытно, что победитель был предупрежден стюардами, а затем оштрафован на 10 тысяч евро за то, что едва не столкнулся с Адрианом Сутилем на пит-лайн.
● Для Массы та гонка была 100-й в карьере - никому ни до ни после бразильца не удавалось одерживать победу в юбилейном "Гран-при".
● В 2009 году первенствовал еще один бразилец - Рубенс Баррикелло на Brawn-Mercedes. Эта победа примечательна тем, что стала 100-й в истории "Формулы-1" для пилотов из этой страны. Быстрейший круг в гонке показал Тимо Глок - 1.38,683 (55-й круг со средней скоростью 197,688 км/ч). Для него это единственный подобный успех в карьере.
● Быстрейший круг в квалификации в прошлом году показал немец Себастьян Феттель (1.36,975), в итоге и праздновавший успех.
● Больше всего побед на "Гран-при Европы" одержал немец Михаэль Шумахер (6). По две у Баррикелло, Фернандо Алонсо и Феттеля. Всего же первыми становились 13 пилотов.
● Среди конструкторов первенство за Ferrari (6 титулов).
● Шумахеру доводилось чаще всех стартовать с первой позиции (3). У Кими Райкконена, Дэвида Култхарда и Феттеля по 2 поул-позишн.
● Быстрейшие круги чаще остальных показывал Шумахер (6). А более одного раза это удалось сделать еще лишь Массе (2).
● На подиум на "Гран-при Европы" чаще всех поднимались Шумахер (8 раз), Баррикелло (6) и Култхард (5), а среди команд - гонщики Ferrari (17), McLaren (15) и Williams (12).
● Больше всего очков заработал, естественно, Шумахер (80), опережающий Баррикелло (70) и Алонсо (62). В Кубке конструкторов лидирует Ferrari (175), лишь на 9 баллов опережая McLaren.
● Хет-трики (поул+победа+быстрейший круг) на "Гран-при Европы" удавалось сделать Шумахеру (1994 и 2004), Массе (2008) и Феттелю (2011).
● Чаще, чем на "Гран-при Европы" (6 раз), Шумахер показывал быстрейший круг в гонке только на "Гран-при Испании" (7).
● Для Райкконена быстрейший круг на "Гран-при Европы-2003" стал первым в карьере (из 16).
Антон СЫЧЕВ
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2001 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Дэвид КУЛТХАРД |
|
Ferrari |
Williams-BMW |
McLaren-Mercedes |
2002 |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Михаэль ШУМАХЕР |
Кими РАЙККОНЕН |
|
Ferrari |
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
2003 |
Ральф ШУМАХЕР |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
|
Williams-BMW |
Williams-BMW |
Ferrari |
2004 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Дженсон БАТТОН |
|
Ferrari |
Ferrari |
BAR-Honda |
2005 |
Фернандо АЛОНСО |
Ник ХАЙДФЕЛЬД |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
|
Renault |
Williams-BMW |
Ferrari |
2006 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Фернандо АЛОНСО |
Фелипе МАССА |
|
Ferrari |
Renault |
Ferrari |
2007 |
Фернандо АЛОНСО |
Фелипе МАССА |
Марк УЭББЕР |
|
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
Red Bull |
2008 |
Фелипе МАССА |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Роберт КУБИЦА |
|
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
BMW-Sauber |
2009 |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Кими РАЙККОНЕН |
|
Brawn-Mercedes |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
2010 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Дженсон БАТТОН |
|
Red Bull |
McLaren-Mercedes |
McLaren-Mercedes |
2011 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Фернандо АЛОНСО |
Марк УЭББЕР |
|
Red Bull |
Ferrari |
Red Bull |