Петрову советуют терпеть

Telegram Дзен

"Формула-1" уехала из Европы. В календаре чемпионата мира осталось семь удаленных от Старого Света этапов. Промежуточные итоги сезона в анкете "СЭ" подводят экс-пилоты "Ф-1", ныне комментирующие гонки на телевидении разных стран.

- Многие называют нынешний сезон лучшим в истории "Формулы-1". Согласны ли вы с такой оценкой?

Марк ЗУРЕР (Германия), участник 88 "Гран-при" в составе команд "Энсайн", АТС, "Теодор", "Эрроуз" и "Брэбхэм", ныне комментатор телеканала Sky Sports: - Я бы так говорить не стал. По мне, так в начале сезона гонки складывались слишком непредсказуемо. В "Формуле-1" не должны побеждать все подряд, а в первой части чемпионата было именно такое ощущение. Это слишком. Мне нравится плотная борьба, но не хаос. Хорошо, что сейчас ситуация изменилась. Лучшие команды взяли ситуацию под контроль, лучшие пилоты лидируют в чемпионате. Концовка должна быть интересной.

Джонни ХЕРБЕРТ (Великобритания), участник 165 "Гран-при" в составе команд "Бенеттон", "Тирелл", "Лотус", "Лижье", "Заубер", "Стюарт" и "Ягуар", ныне эксперт телеканала Sky Sports: - Да, я согласен. По мне, это действительно лучший сезон в истории. И я постоянно говорю об этом в эфире. Мне нравится ситуация с шинами. Сейчас пилоты и команды должны думать о том, как их использовать. Вспомните времена, когда выигрывал Михаэль Шумахер. Он проезжал всю гонку в квалификационном темпе, все время на пределе. Сейчас это невозможно.

Этот чемпионат заставляет меня вспомнить и времена Алена Проста. Его преимущество было в том, что он правильно выстраивал тактику на гонку в зависимости как раз от работы шин. Что-то похожее было и в 70-х, когда пилоты должны были приспосабливаться, менять стиль пилотирования на разных трассах. Вот и сейчас от взаимоотношений пилота и машины, от того, как именно гонщик работает с ней, зависит очень многое.

Кто-то говорит, что гонки слишком непредсказуемы, но посмотрите: лидируют лучшие пилоты из лучших команд, четыре чемпиона мира занимают четыре первые позиции. И у нас есть блестящий пример - Алонсо. Не на самой лучшей машине он создал себе отрыв от соперников за счет работы, за счет собственного таланта и опыта. В таких условиях, когда машины практически равны, на первый план выходит мастерство пилота. Это очень интересный сезон.

Мика САЛО (Финляндия), экс-пилот "Формулы-1", участник 111 "Гран-при" в составе команд "Лотус", "Тирелл", "Эрроуз", БАР, "Феррари", "Заубер" и "Тойота", ныне эксперт телеканала MTV3: - Лучший сезон? Да, согласен.

Кристиан ДАННЕР (Германия), участник 47 "Гран-при" в составе команд "Закспид", "Оселла" и "Эрроуз", ныне комментатор телеканала RTL: - Полностью согласен.

Жак ЛАФФИТ (Франция), участник 180 "Гран-при" в составе команд "Исо Мальборо", "Лижье" и "Уильямс", ныне комментатор телеканала TF1: - Нет. Ни в коем случае. Я видел много отличных чемпионатов: с Сенной и Простом, с Простом и Лаудой. Люди говорят, что это лучший сезон в истории только потому, что совсем недавно Шумахер выигрывал все подряд без борьбы. Да, нынешний сезон неплох. Но вспомните тот год, когда Жак Вильнев боролся с Шумахером. В каждой гонке у них были схватки. Это был отличный чемпионат. Сейчас же у нас много победителей, расстановка сил меняется на каждом "Гран-при", но к чему это приводит?

Мы не видели ни одной нормальной схватки между лидерами. Все, кто выигрывал в этом году, за исключением Алонсо, выигрывали легко. При этом борьбы колесо в колесо между теми же Алонсо и Хэмилтоном, которые сейчас занимают два первых места, не было ни разу. Очки - это хорошо, но хочется видеть, как пилоты противостоят друг другу на трассе в очной борьбе.

- За счет чего борьба стала столь плотной?

Марк ЗУРЕР: - Все дело в правилах. Регламент вроде бы практически не изменился, но был введен запрет на выдувные диффузоры, наделавшие столько шума в прошлом и позапрошлом годах. Всем понятно, что запрет был направлен в первую очередь против "Ред Булла". У них была лучшая система. И теперь они ее лишились.

Я приведу простой пример. В прошлом году Феттель выиграл в Монце на машине, которая была едва ли не медленнее всех на прямых. Это же парадокс! На трассе, где все должна решать именно скорость, "Ред Буллы" были впереди. Они могли тормозить позже, заходили в повороты быстрее. Как раз за счет этой системы. Теперь ее нет, и в Монце они не претендовали даже на подиум. Части преимущества лишились и другие лидеры: "Макларен", в меньшей степени "Феррари", потому что их система работала не столь эффективно. Но регламент при этом остался стабилен - значит, прибавили команды средней группы.

Джонни ХЕРБЕРТ: - Главное - стабильность регламента. Команды уже подобрались к максимуму, все научились строить быстрые машины по действующим правилам. Теперь, если кому-то удается изобрести что-то новое и получить преимущество в несколько десятых секунды, он сразу оказывается впереди. Отрывы очень малы.

Мика САЛО: - Мне кажется, сейчас об этом уже не стоит говорить. В начале сезона команды были близки друг к другу, но теперь лидеры взяли свое. Да, есть сюрпризы, но тем не менее лучшие "конюшни" оторвались от остальных. Многое, конечно, зависит от шин. Рабочая температура колеблется в пределах пяти градусов, и очень сложно найти подходящие настройки. Если кто-то правильно сработает, получает преимущество. Но если ты хороший пилот, то всегда сможешь найти выход.

Кристиан ДАННЕР: - Мне кажется, причины две. Главное - в первый раз с середины 80-х в "Формуле-1" выступает такое количество пилотов мирового класса, суперзвезд. У нас шесть чемпионов мира! И я говорю не только про них. Простой пример - посмотрите на Хейкки Ковалайнена. Это пилот, который финиширует в гонках на 15-16-м местах. А ведь он был победителем "Гран-при"!

А уж если говорить о лидерах... Это потрясающие гонщики. И я не знаю, кто из них лучше. Кто быстрее, Баттон или Хэмилтон? Понятия не имею. Феттель или Уэббер? Многие скажут, что Феттель, но Марк во многих гонках смотрится лучше. Плюс Фернандо Алонсо, Нико Росберг, Михаэль Шумахер. Это невероятно! Вторая причина - это регламент. Правила настолько жесткие, у инженеров столь мало пространства для маневра, что все они в итоге приходят к одним и тем же решениям. И получается, что у нас огромное количество отличных гонщиков получили быстрые машины. Фантастический сезон!

Жак ЛАФФИТ: - У команд нет возможности проводить тесты по ходу чемпионата. Раньше лидеры могли экспериментировать на трассе неделю между гонками, и те, кто был сильнее, отрывались от остальных. Сейчас работать над машинами можно только на тренировках. У тебя всего три часа в пятницу, и если что-то пошло не так, ты уже отстал. Плюс очень многое зависит от шин. Командам зачастую не хватает времени на тренировках, чтобы понять их поведение на конкретной трассе. Спасибо "Пирелли".

- Кто выиграет чемпионат?

Марк ЗУРЕР: - Было бы очень легко сказать: победит Алонсо. Мне кажется, никто не будет спорить - он лучший гонщик своего поколения. Но еще в самом начале чемпионата у меня не вызывало сомнений, что победит кто-то из пилотов "Макларена". Они начали чемпионат с лучшей машиной, единственной, которая была хороша на любых типах трасс, только вот не смогли этим воспользоваться на сто процентов. По разным причинам: были ошибки на пит-стопах, в тактике, в квалификациях. Если бы всего этого не было, они лидировали бы. Летом был небольшой спад, особенно у Баттона, но сейчас они вернулись и выиграли три гонки подряд.

В общем, я поставил бы на Льюиса Хэмилтона. Просто потому, что он голоден до побед, после провального прошлого сезона ему хочется доказать, что он может выиграть титул. И у "Макларена" есть машина, которая позволит ему добиться цели.

Джонни ХЕРБЕРТ: - Ставлю на Хэмилтона. Мне кажется, "Макларены" сильнее других проведут концовку сезона. Парни из Уокинга всегда прибавляли по ходу чемпионата. Вспомните 2009 год. Они начали сезон очень плохо и в итоге проиграли. Но в конце у них была лучшая машина. В этом году начало было хорошим, и все же они упустили много очков. После этого смогли вернуться в борьбу и последние гонки выигрывают с большим преимуществом.

Мика САЛО: - Летом все шло к тому, что это будет Алонсо. Но сейчас... Да, он все еще лидирует. Но в "Макларене" сделали большой шаг вперед.

Не знаю, возможно, расстановка сил еще изменится. У любого пилота из первой пятерки есть шанс. Пока слишком рано делать прогнозы. Если бы вы мне дали сейчас 100 евро, я поставил бы их на Кими Райкконена. Да, в квалификациях его машина выглядит не лучшим образом, но в гонках по ходу всего чемпионата он был быстрее. Есть еще одна важная вещь. Автомобиль "Лотуса" очень быстр, когда жарко. Так было в Бахрейне, в Венгрии, еще на нескольких трассах. Посмотрите на календарь. У нас впереди Индия, Абу-Даби, Бразилия, гонка в Техасе...

Кристиан ДАННЕР: - Конечно, первым нужно назвать Алонсо. Его подход к гонкам - что-то невероятное. Его работа, его безупречность, характер. Он очень умен. Он фаворит. Но я не советую вам сбрасывать со счетов Феттеля. Потому что он уникальный парень. Он все время работает над собой. Все время учится. Всегда, на протяжении всей своей карьеры, Феттель умел работать под давлением. Когда начинались проблемы, он наносил ответный удар. Вы видели, что он сделал в квалификации в Монце? Его машина на этой трассе - дерьмо. А он показал шестое время - при том что напарник не пробился в десятку. Это типичный Феттель. Не надо его недооценивать. Британцы говорят: "Когда у него лучшая машина, он выиграет, но он не умеет гоняться". Чушь.

Жак ЛАФФИТ: - Алонсо - абсолютный фаворит. Я говорил об этом со старта сезона.

- Виталий Петров проводит первый сезон в "Катерхэме", и машина пока не позволяет ему претендовать на очки. Что вы посоветовали бы российскому пилоту? Остаться в этом коллективе или, если представится возможность, перейти в команду средней группы?

Марк ЗУРЕР: - Я бы посоветовал остаться. "Катерхэм" - единственная из всех команд конца пелотона, где заметен прогресс. Они делают шаг за шагом, пусть не так быстро, но, мне кажется, в следующем сезоне должны догнать среднюю группу. Зачем тогда куда-то переходить? Где гарантия, что другая команда не провалит чемпионат? Тогда карьера может быть потеряна окончательно. Оставшись, можно только выиграть.

Джонни ХЕРБЕРТ: - Я бы на его месте остался. "Катерхэм" в следующем году будет сильнее. У них много новых хороших инженеров, так что потенциально они очень сильны. Конечно, остается вопрос: есть ли бюджет для того, чтобы воплотить идеи в жизнь? Но, я думаю, команда подтянется.

Что касается самого Виталия... Всегда сложно оценивать пилота, который выступает на слабой машине. Мы можем сравнивать его только с напарником по команде. Хейкки Ковалайнен хорош, но Виталий все время рядом. Возможно, сейчас ему надо прибавить. Сказать себе: "Все, теперь пришло мое время, теперь я буду вести команду вперед". Если он станет постоянно опережать Хейкки, это будет отлично и для его имиджа, и для его головы.

Сказать проще, чем сделать, но никто не говорит, что "Формула-1" - это простой спорт. Мы видели, на что Виталий способен. Мы знаем, что он быстрый парень, что ему по силам вести команду за собой. Сейчас отличный момент, чтобы перехватить инициативу внутри команды. Хейкки работает там уже три года, но раньше машины строил Майк Гаскойн - теперь на его место пришли другие люди. Кто знает, может, нынешняя машина просто не подходит Виталию. Она строилась с учетом пожеланий Хейкки. Теперь, когда Майк ушел, у Петрова есть шанс изменить ситуацию. Надо работать с новыми инженерами, стараться на них повлиять. Уйти сейчас? Зачем? Ты снова окажешься в той же ситуации: у напарника лучше отношения с инженерами, у него вновь будет преимущество. "Катерхэм" - оптимальный вариант.

Мика САЛО: - Надо уходить. "Катерхэм" все три года пытался вылезти из последних рядов, но ситуация совсем не улучшается. Я уверен, оба пилота очень недовольны. Они проигрывают секунду тем, кто впереди, и опережают на секунду тех, кто позади. Они в одиночестве, и я не понимаю, как это может быть интересно гонщикам. Мне не кажется, что ситуация кардинально изменится в следующем сезоне.

Кристиан ДАННЕР: - Вы прекрасно знаете, как я отношусь к Виталию. Для меня в общем рейтинге пилотов он находится очень высоко. Но так сложилось, что он вынужден сейчас работать в непростых условиях. А для молодого пилота сложно развиваться, когда ты работаешь в такой обстановке. Со слабой машиной, слабыми инженерами. Плюс есть сильный напарник. Хуже Хейкки мог быть только Алонсо.

"Катерхэм" - команда Ковалайнена, как "Феррари" - команда Фернандо. У него отличные отношения со всеми, инженеры его приятели. Для Виталия это проблема. Потому что он не может критиковать людей в собственной команде, заставлять их работать на себя. Это не приводит к конструктиву, только все разрушает. Его пока не так хорошо знают, и, если он начнет жестко кого-то критиковать, ничего не добьется. Ему просто скажут: "Что ты все время жалуешься? Может, тебе просто надо ехать чуть-чуть побыстрее?"

У Хейкки другая ситуация. Когда победитель "Гран-при", человек, который работает в команде уже три года, говорит: "Мне не нравится то, мне не нравится это", - люди слушают и идут работать. Что может сказать Виталий? Да, у него был неплохой год в "Рено", но сейчас он пришел в новую команду. В команду, которая работает с Хейкки и на Хейкки. Все это уже было в прошлом году. Петров сказал: "Меня не устраивает то-то и то-то". Что из этого вышло - все видели.

Я очень надеюсь, что он продолжит выступать в "Формуле-1". Потому что он отличный пилот. Но надо остаться в этой команде. Ему надо заработать авторитет и сделать следующий шаг, уже что-то доказав здесь. Если ты перейдешь куда-то еще, все начнется сначала. Опять битва с напарником, опять новые люди вокруг, и потом ты рискуешь вовсе остаться без машины. Что потом? "Маруся" или HRT? Зачем? Надо быть терпеливым, нравится тебе это или нет.

Жак ЛАФФИТ: - Петров - нормальный парень, я не имею ничего против, если он получит хорошую машину. Что ему делать? Все зависит от того, есть ли варианты. В больших командах все места заняты. Чтобы перейти в среднюю, нужны деньги. Мне кажется, самый оптимальный вариант - остаться в "Катерхэме".

Олег КАРПОВ
Монца