В воскресенье в Бразилии Себастьян Феттель выиграл звание чемпиона мира и стал девятым гонщиком в истории, завоевывавшим этот титул три раза или больше. В судьбах пилотов, входящих в этот элитный клуб, как в зеркале отражается вся 63-летняя история "Формулы-1".
Хуан Мануэль ФАНХИО
Аргентина
Титулы чемпиона мира - 5 (1951, 1954 - 1957). Родился 24.06.1911, умер 17.07.1995.
Фанхио доминировал в "Формуле-1" первое десятилетие после ее официального рождения. Некоторые рекорды великого аргентинца не будут побиты никогда. К примеру, этот: El Maestro (хотя у Фанхио есть и другое прозвище - El Chueco, кривоногий) выиграл 46,2 процента проведенных им "Гран-при" (24 из 52). А еще он завоевал свои пять титулов, пилотируя болиды четырех (!) разных команд. Отличительная черта Фанхио: умение попадать в нужное место в нужное время. Иногда он менял "конюшню" прямо по ходу чемпионата, если чувствовал, что это позволит ему оказаться за рулем лучшей машины. Некоторые свои победы аргентинец одержал на болидах напарников по команде - по тогдашним правилам это разрешалось в случае аварии или поломки. В общем, Фанхио был великим прагматиком в эру, когда гонки проводились практически без всяких мер безопасности и без защитного снаряжения. Далеко не каждый нынешний пилот согласился бы сесть за руль болида тех лет.
Сэр Джон Артур
"Блэк Джек" БРЭБХЭМ
Австралия
Титулы - 3 (1959 - 1960, 1966). Родился 26.04.1926.
Этот авиационный механик увлекся гонками уже после Второй мировой. После чего быстро перерос домашние австалийско-новозеландские соревнований и вышел на мировой уровень - вместе с компанией-автостроителем Сooper Car. Брэбхэм не просто гонялся, но и принимал активное участие в создании и проектировании гоночных "куперов". Он непосредственно причастен к идее перенести двигатель в среднюю часть машины. Брэбхэм остается единственным пилотом в истории "Формулы-1", который стал чемпионом мира на болиде, носящим его же имя (гонки на машинах своего имени еще выигрывал Брюс Макларен, но чемпионом он никогда не был). Также Брэбхэм запомнился живописной манерой вождения на грани фола, которая нравилась публике, и своеобразным чувством юмора. Однажды, устав отвечать на вопросы журналистов про свой возраст, 40-летний на тот момент Брэбхэм вышел к стоявшему на старте болиду с приклеенной бородой и костылем.
Сэр Джон Янг "Джекки" СТЮАРТ
Шотландия
Титулы - 3 (1969, 1971, 1973). Родился 11.06.1939
"Летучий шотландец" всегда отличался деловой хваткой. Сэр Фрэнк Уильямс, создатель одноименной команды, как-то сказал о сэре Стюарте: "С момента, когда он выиграл свой последний чемпионский титул, прошло уже больше четверти века, а он по-прежнему зарабатывает на этом деньги!" Именно Стюарту современная "Формула-1" обязана своим высочайшим уровнем безопасности. В 1966 году в Спа он попал в аварию и оказался зажат в своем БРМ. Из разбитого бака вытекало топливо, а маршаллы, несмотря на угрозу пожара и взрыва, не спешили на помощь - из машины Стюарта вытащили его напарник по команде Грэм Хилл и Боб Бондюран. После этого случая Стюарт начал активную кампанию за повышение безопасности гонок. Пусть первым, кто надел на гонку нормальный шлем, был Дэн Герни, но именно после той аварии Стюарта в "Формуле-1" появились съемные рулевые колеса. И именно по его инициативе "Гран-при" обзавелись собственной медицинской службой.
Андреас Николаус "Ники" ЛАУДА
Австрия
Титулы - 3 (1975,1977,1984) Родился 22.02.1949
Вошел в историю "Формулы-1" под прозвищем Арифмометр (хотя есть еще одно - The Rat - за характерный оскал, еще усугубившийся после аварии 1976 года на старом Нюрбургринге), которое получил за ювелирное умение достигать максимального результата минимальными средствами. Его рекорд - победа в чемпионате мира-84 над Аленом Простом с разницей в пол-очка - не будет побит никогда. Лауда всегда был не только расчетлив, но и очень быстр, однако страшный пожар на Нюрбургринге чуть не оборвал не только его карьеру, но и жизнь. Любопытно, что накануне гонки Лауда пытался склонить других пилотов бойкотировать этап из-за слабого обеспечения безопасности, но у него ничего не вышло. И уже на 2-м круге "Феррари" Лауды вылетела с трассы, столкнулась с машиной Бретта Лунгера и загорелась. Гонщик несколько минут оставался в горящей машине - вытащить его смогли только подоспевшие Лунгер, Артуро Мерцарио и еще двое пилотов. Из-за сильных ожогов и отравления угарным газом Лауда впал в кому. Он перенес несколько пластических операций на правой стороне изуродованного лица и голове - и с тех пор везде появляется только в бейсболке. Но вернулся в гонки спустя всего 6 недель после страшной аварии, пропустив только два "Гран-при"! Когда он финишировал 4-м в Монце, повязки под его шлемом были пропитаны кровью. И в тот год Лауда даже мог выиграть чемпионский титул, если бы не сошел на "Гран-при Японии" из-за сильного дождя! В 1979-м австриец завершил карьеру, но в 1982-м вернулся - из-за того, что его авиакомпании Lauda Air не хватало финансирования. И в 1984-м Лауда выиграл свой третий титул - спустя 7 лет после последней победы за рулем "Феррари".
Нельсон ПИКЕ СОУТО МАЙОР
Бразилия
Титулы - 3 (1981, 1983, 1987). Родился 17.08.1952
Гонщик, которого в середине 80-х называли чуть ли не лучшим из лучших, закончил свою карьеру невидимкой. Когда Пике в 1991-м покинул "Формулу-1", находясь в тени супердебютанта и партнера по "Бенеттону" Михаэля Шумахера, его уход мало кто заметил. Сын известного бразильского политика унаследовал от отца умение плести интриги, но дипломатии так и не освоил - финал карьеры Пике запомнился множеством инициированных им скандалов, в частности с Найджелом Мэнселлом и Айртоном Сенной. Взлеты в карьере бразильца чередовались с провалами. В его биографии есть несколько проигранных чемпионатов - в частности, Алану Джонсу в 1980-м и Алену Просту в 1986-м. А самым ярким годом Пике стал, пожалуй, 1987-й, когда он стал чемпионом всего с тремя выигранными гонками - против семи у партнера по "Уильямсу" Найджела Мэнселла. Кстати, придя в эту команду уже двукратным чемпионом, Пике был уверен, что Мэнселл, едва одержавший одну победу за пять лет в "Формуле-1", ему не конкурент. Бразилец пренебрежительно называл напарника "английским констеблем с опилками в голове и уродливой женушкой". Однако "констебль" оказался Пике не по зубам. Он был и быстрее, и агрессивнее. В итоге после яростного соперничества с Мэнселлом в "Уильямсе" карьера Пике пошла под уклон. Наружу вылезли неприятные черты характера, он, говоря теннисным языком, начал совершать невынужденные ошибки. Тем не менее его имя останется в истории. Не только как трехкратного чемпиона, но и как первого пилота, выигравшего титул на машине с турбодвигателем.
Ален Мари Паскаль ПРОСТ
Франция
Титулы - 4 (1985 - 1986, 1989, 1993). Родился 24.02.1955
Один из тех немногих пилотов "Формулы-1", кого называют великим без всяких оговорок. Об уважении, с которым к французу относится мир автоспорта, говорит и его прозвище - Профессор. Проста принято считать рафинированным прагматиком, этаким гоночным Сальери, поверявшим алгеброй гармонию. Однако настоящие ценители, видевшие его на трассе своими глазами, называют гонки в исполнении Проста поэзией автоспорта. Многие эксперты (в частности, британские журналисты Марри Уокер и Найджер Роубек) уверены: сложись обстоятельства иначе, Прост выиграл бы не четыре, а семь чемпионатов (задолго до Шумахера) или даже больше. Он как никто умел побеждать на машинах, мало к этому приспособленных, минимизируя потери и добиваясь максимума при минимуме затраченных ресурсов. А 10-летнее противостояние Проста и Айртона Сенны подарило гоночному миру потрясающую сагу о соперничестве двух легенд. Сам Сенна не раз говорил, что его карьера и мастерство не стали бы столь блестящими, не будь рядом с ним на трассе главного и, по сути, единственного настоящего соперника. При этом Прост - чемпион отчасти недооцененный. Его манера пилотирования - мягкая, неброская, без особых внешних эффектов - со стороны казалась невзрачной, простой и легкой, дающейся без лишних усилий. Но истинные знатоки знали и знают цену этой кажущейся невзрачности. Прост был великим мастером ювелирной работы с автомобилем. И что с того, что моменты, когда он в полном блеске демонстрировал свое мастерство, можно пересчитать по пальцам? Просто делать это чаще у Профессора не было необходимости.
Айртон СЕННА ДА СИЛВА
Бразилия
Титулы - 3 (1988, 1990 - 1991). Родился 21.03.1960, погиб 1 мая 1994 года
Гибель в результате аварии на "Гран-при Имолы", несомненно, добавила романтики ореолу великого бразильца. Но не стоит идеализировать этого уникального со всех точек зрения человека - потому что тем самым мы упрощаем, девальвируем его как личность. Правда же в том, что Сенна диковинным образом сочетал в себе искрометный, блистательный талант пилота - и временами довольно темную, психологически путанную душевную структуру. Такого безупречного гонщика, как он, в "Формуле-1", возможно, больше вообще никогда не будет. В Сенне сочеталось все: и потрясающий природный талант, и скорость, и порой пугающие решимость, готовность к риску, бесстрашие и упертость. И уж точно никто из современных пилотов даже не приблизился к нему по харизме. Бессмыссленно перечислять его рекорды и достижения. Гораздо интереснее процитировать высказывания Сенны, которые также были отличительной чертой его богатой личности. Например, вот это: "Если ты делаешь что-то, на что не способен никто, кроме тебя, неизбежно наступает момент, когда ты начинаешь ощущать себя всемогущим и неуязвимым. Самым быстрым, самым лучшим, неприкосновенным. И это именно то мгновение, когда на поверку ты оказываешься чрезвычайно хрупким. Потому что оно длится тысячную долю секунды: моргнул - и все прошло".
Михаэль ШУМАХЕР
Германия
Титулы - 7 (1994 - 1995, 2000 - 2004) Родился 3.01.1969
Живой символ эпохи, в которую "Формула-1" из чистого спорта окончательно превратилась в большой бизнес. Первый высококлассный гонщик, под которого проектировались и строились автомобили и в интересах которого работала, по сути, целая индустрия. Человек, напрочь переписавший книгу рекордов "Ф-1". Феномен Шумахера - это тоже уникальное сочетание, но совсем не такое, как у Сенны. Талант и трудолюбие немца наложились на самые передовые технические новации, бездонные финансовые возможности - и жесточайший менеджмент, выжимавший все из любой сколько-нибудь выгодной ситуации. Например, компания Bridgestone, когда она была единственным поставщик резины для "Формулы-1", создавала свои покрышки исключительно "под Шумахера". В результате был создан огромный и фантастически успешный бизнес-проект, сделавший просто талантливого пилота всемирной звездой космического масштаба. Для того чтобы вся эта пирамида работала без сбоев, человек, находившийся на ее вершине, не мог не обладать набором выдающихся качеств. В частности, умением с точностью и постоянством метронома штамповать одинаковые по скорости круги. А то, что у Шумахера, в отличие от тех же Сенны с Простом, не было соперников соответствующего ранга и возможностей, - отчасти следствие самого его феномена. Бизнес-машина просто не может не перемалывать потенциальных конкурентов - это заложено в ее природе.
Себастьян ФЕТТЕЛЬ
Германия
Титулы - 3 (2010 - 2012) Родился 3.07.1987
Новый чемпион, с которым в "Формулу-1" пришла новая эпоха. Теперь за руль лучших болидов сразу садятся вчерашние юнцы, которых ведущие команды пестовали с младых ногтей, обеспечивая развитие их гоночной карьеры методически и финансово. Яркий пример - чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон, находивший в "программе "Макларена" с 12 лет. Феттель же - воспитанник школы "Ред Булла", взращенный под неусыпным контролем доктора Хельмута Марко, главного советника владельца "Ред Булла" и одноименной империи энергетических напитков Дитера Матешица. Правда, в "Формулу-1" он попал более традиционным путем. Подающий надежды немец в 2007 году подменил в БМВ попавшего в аварию Роберта Кубицу - и в первой же гонке заработал зачтенные очки. Сразу после этого Феттель сел в кокпит "Торо Россо" до конца сезона, в 2008-м получил там контракт полноценного призового пилота - и в Монце принес маленькой команде то, о чем она толком и не мечтала: победу. После такой "подкидной доски" вундеркинд приземлился в "Ред Булле", где в первый же сезон стал чемпионом мира - причем самым молодым в истории, 23-летним. С тех пор Феттель уверенно идет по стопам Шумахера. Он тоже выиграл три титула подряд (кроме них двоих это удавалось только Фанхио), и если будет продолжать в том же духе, вполне может превзойти кажущиеся незыблемыми рекорды своего соотечественника. Правда, подавляющее большинство побед Феттеля одержаны за рулем быстрейшей машины чемпионата. Но как бы ни был совершенен болид, пилот ведь все равно обязан исполнять свою часть работы - так сказать, соответствовать. Это прекрасно получалось у Шумахера - и столь же отменно получается у его преемника, которого недаром называют "Бэби Шуми". Чем лучше машина Феттеля, тем блистательнее он сам. В этом немец схож не только с Шумахером, но и с другими знаменитыми пилотами - например, с Альберто Аскари и Джимом Кларком. Дайте ему классный болид, поставьте его на поул, позвольте первым войти в первый поворот - и Феттель становится непобедимым.
Ольга ЛИНДЕ