Британская команда показала новую машину, но спрятала самое интересное – выхлопную систему и технического директора, которого сманивают в "Мерседес" миллионом долларов.
Не будет преувеличением сказать, что среди четырех топ-команд "Макларен" в прошлом сезоне смотрелся хуже всех – хотя поначалу язык не поворачивается ляпнуть такое о коллективе, чьи гонщики 8 раз стартовали с поула и одержали 7 побед. Но посудите сами. "Ред Булл" третий год подряд стал тем, кого не судят. "Феррари" чуть не привезла своего пилота к титулу, что выглядело сущим чудом после "похорон", которые пресса и публика устроили команде на старте сезона (когда новая машина не смогла продемонстрировать ожидаемую скорость на тестах). "Лотус" набрал за прошлый сезон в четыре раза больше очков, чем за позапрошлый. "Макларен" же, с одной стороны, начал и кончил за здравие: в начале сезона – весьма впечатляющий темп на тестах, оптимистичные прогнозы экспертов, поул-позишн и победа в открывавшей сезон австралийской гонке, в конце года – две подряд победы на завершавших чемпионат этапах. Но тем трагичнее на этом фоне смотрелись неудачи, которых в минувшем сезоне также хватало.
Причем нельзя сказать, что британская команда столкнулась с какой-то одной проблемой. Вряд ли можно найти общие причины у неприятностей Баттона, который в середине сезона никак не мог настроить свою машину, и тех поломок, которые лишили Льюиса Хэмилтона двух побед. Вдобавок ломались абсолютно разные узлы и агрегаты: то бензонасос перестанет качать топливо, то откажется работать коробка, то вдруг обломится крепление одной из деталей подвески…
Да и общие идеи, положенные в основу конструкции MP4-27, быстро оказались под вопросом. Напомним, что команда решила сделать нос автомобиля ниже, чем у автомобилей большинства соперников (из-за этого у "Макларена" не было характерной ступеньки, за которую другие машины назвали "утконосами") – чтобы получить выигрыш в управляемости за счет расположенного ниже центра тяжести и иметь возможность расположить элементы передней подвески так, как хочется. Но уже весной нос пришлось "задирать": выигрыш в управляемости обернулся проигрышем в аэродинамике – низкий нос снижал скорость "ныряющего" под него и устремляющегося к нижней части понтонов воздушного потока.
"Многое утекло у нас сквозь пальцы," - сказал руководитель команды Мартин Уитмарш, вспоминая потерянные в прошлом году победы и очки. А ведь стоило сезону закончиться, из британского коллектива "утек" и Льюис Хэмилтон - главная надежда и опора "Макларена" в последние годы. Нельзя недооценивать оставшегося среди пилотов "за главного" Дженсона Баттона: пусть порой он откровенно терялся в тени своего товарища по команде, за три года в "Макларене" смог набрать больше очков, чем Хэмилтон (пусть разница и невелика: 672 балла против 657). Новобранец команды мексиканец Серхио Перес очень ярко провел прошлый сезон, за рулем Sauber трижды финишировав в первой тройке – и подписывая с ним контракт, руководство "Макларена" всего лишь подтвердило распространенное среди болельщиков и специалистов мнение, что молодой гонщик вполне созрел для места в топ-команде.
Но если Хэмилтон выглядит человеком, который при наличии хорошей (необязательно самой быстрой) машины и отсутствии тотального невезения может на гоночной трассе все, то в резюме нынешних пилотов "Макларена" имеются определенные пробелы. Самый неприятный из которых – пожалуй, выступления в квалификации. К примеру, Баттон за последние три года лишь раз стартовал с поул-позишн, в то время как Хэмилтону это удалось семь раз. Между тем, удачная квалификация регулярно становится фундаментом успеха в гонке: из 20 прошлогодних этапов в 16 победы одержали пилоты, стартовавшие с первого ряда. А если к этому приплюсовать выступления Феттеля в Валенсии и Хэмилтона в Абу-Даби (оба после старта с поула лидировали с хорошим отрывом, прежде чем сойти из-за поломок), то статистика окажется еще более красноречивой.
Но на презентациях нет места пессимизму, и Серхио Перес с ходу заявил, что не против выиграть в этом году свой первый чемпионский титул. Свою уверенность в том, что будет одним из претендентов на первые роли, мексиканец объяснил плотной программой предсезонной подготовки: по словам Переса, он уже успел отработать около 20 дней на симуляторе. Впрочем, новобранец тут же оговорился, что "гарантий успеха никто не дает", а начинающиеся на следующей неделе тесты "будут сложными". Товарищу по команде вторил Дженсон Баттон, утверждавший, что новые покрышки "Пирелли" помогут ему улучшить свои квалификационные выступления. Приподнятая атмосфера мероприятия не всем дала заметить очевидное противоречие в словах англичанина: буквально парой фраз ранее он признался, что так до конца и не разобрался, почему порой был откровенно слаб в квалификациях. Да и на новых шинах Баттон – как и все его соперники – ведь не проехал пока ни единого круга.
MP4-28, с которого пилоты сдернули покрывало вскоре после этих оптимистичных заявлений, руководство команды назвало "амбициозным проектом с большим потенциалом для развития". По словам управляющего директора команды Джонатана Нила, конструкторы переосмыслили подвески и выхлопную систему автомобиля.
Судя по сделанным на презентации фотографиям, передняя подвеска нового болида использует теперь тянущие штанги - в английской терминологии эта схема известна как pull-rod. Если говорить о "Формуле-1" в целом, это не является сенсацией: в прошлом сезоне по этому пути пошла, к примеру, "Феррари". Но является заметным исключением из правил: абсолютное большинство команд использует спереди схему с толкающими штангами (в английской терминологии – push-rod). Ее на протяжении многих лет применял и "Макларен", и переход к альтернативной схеме наверняка потребовал серьезных изменений в конструкции передней части. Что же касается выхлопной системы, то увидеть результаты "переосмысления" можно будет только на тестах: задние сегменты понтона были заменены на ни о чем не говорящие заглушки. Нет уверенности, что аналогичной "заглушкой" не является и ответ руководителя команды Мартина Уитмарша о судьбе ее технического директора Пэдди Лоу, которым активно интересуется Mercedes (по слухам, предложивший конструктору миллион долларов). Примечательно, что фразу "Лоу никуда из команды не уходит" произнес именно Уитмарш, а сам Лоу на церемонии презентации своего детища отсутствовал – якобы решил остаться в стороне от шумихи.
Кирилл КАЧНОВ