Феттель и Уэббер: новая война

Telegram Дзен

Новое обострение отношений между пилотами "Ред Булла" дает "СЭ" повод вспомнить, почему Себастьян Феттель и Марк Уэббер и раньше имели приличный зуб друг на друга.

"Думаю, сегодня ему преподадут хороший урок", – с недобрым видом сказал Марк Уэббер, когда его попросили прокомментировать действия Себастьяна Феттеля в гонке, которая завершилась… нет, отнюдь не в прошлые выходные, а пять с половиной лет назад. Фортуна достаточно рано – если быть точным, то на "Гран-при Японии"-2007 – намекнула австралийцу, что с молодым немцем у него любви не выйдет.

Из-за дождя гонка на трассе "Фуджи Спидвей" вышла нервной: сначала пилоты целых 19 кругов (из 67) гуськом ездили за машиной безопасности, потом была нервотрепка с пит-стопами, а потом сэйфети-кар снова выехал на трассу, когда Фернандо Алонсо разбил свой "Макларен". Уэбберу приходилось тяжелее других: накануне он отравился и чувствовал себя неважно – настолько, что в начале гонки его даже стошнило прямо в шлем. Но Марк показал себя борцом и смог пробиться на 2-ю позицию – так высоко еще ни финишировали ни сам австралиец, ни пилоты команды "Ред Булл" вообще.

Себастьян Феттель проводил в "Формуле-1" всего лишь шестую гонку и, пожалуй, впервые получил шанс по-настоящему блеснуть. Болид команды "Торо Россо", которая и в те годы была то ли худшим из середняков, то ли лучшим из аутсайдеров, не помешал молодому (ему тогда едва исполнилось 20) немцу к моменту второго выезда на трассу автомобиля безопасности выйти на третье место. Пит-стопов больше не планировалось – и руководители компании "Ред Булл" уже готовились увидеть на подиуме сразу двух своих пилотов. Напомним, что "Торо Россо" – это тот же "красный бык", но по-итальянски: коллектив принадлежит концерну "Ред Булл" и является своеобразным фарм-клубом, где получают шанс проявить себя талантливые юниоры. Но даже если таланта у тебя вагон, щепотка осмотрительности не помешает. Себастьян Феттель лишний раз убедился в этом, когда при езде за машиной безопасности на что-то отвлекся – а когда снова посмотрел вперед, корма болида Уэббера приближалась к нему настолько стремительно, что уйти от столкновения не было возможности.

Ругать виновника инцидента в тот момент не было смысла: если бы Себастьян посчитал случившееся мелкой неприятностью, наверное, не разрыдался бы в боксах на виду у телекамер. А позже успехи Феттеля быстро заслонили ту аварию: уже через неделю немец финишировал 4-м в Шанхае, через год за рулем всей той же "Торо Россо" одержал сенсационную победу в итальянской Монце, а через полтора – стал партнером Уэббера в "Ред Булле". Машина австрийцев как раз в этот момент предоставила пилотам возможность побеждать в отдельных гонках и даже мечтать о чемпионском титуле.

В начале 2009 года Марку Уэбберу было 32 года. Болельщики его любили, пилоты и владельцы команд уважали, но многие то и дело говорили, что после семи сезонов в "Формуле-1" австралийцу пора бы перестать "подавать надежды" и неплохо бы выиграть для начала гонку-другую. Как только "Ред Булл" поехал достаточно быстро, Уэббер выполнил эту программу-минимум, за год одержав две победы. Проблемой для австралийца стал тот факт, что Феттель в том сезоне выигрывал вдвое чаще и быстро стал восприниматься как лидер коллектива. А одной из проблем для "Ред Булла" стал тот факт, что Уэббер признавать себя вторым номером не торопился.

Май 2010 года стал, как представляется, пиком карьеры Уэббера. На этот месяц было запланировано три гонки, и две первых австралиец не просто выиграл – оба раза он стартовал с поул-позишн и дважды лидировал от старта до финиша. Третьим этапом был "Гран-при Турции" на трассе в пригороде Стамбула, где Уэббер снова был в ударе – в третий раз подряд завоевал поул, а потом из первых 40 кругов пролидировал 38, уступив первое место только на время собственного пит-стопа. Впрочем, Феттель отставал не так уж и сильно. Вдобавок немец в дебюте гонки вплотную преследовал Льюиса Хэмилтона – и езда в "воздушном мешке" (зоне разреженного воздуха за болидом) дала возможность Себастьяну сэкономить некоторое количество топлива. В итоге к 40-му кругу Уэббер уже переключил свой мотор в менее экстремальный режим, а двигатель на машине Феттеля работал на полную мощность. И мог так работать еще на протяжении нескольких кругов – но не больше, поэтому догнавшему партнера немцу надо было атаковать, не теряя времени. А австралийцу – продержаться пять-семь минут, по истечении которых Феттель будет вынужден перевести двигатель в щадящий режим и потеряет преимущество в скорости. Руководство "Ред Булла" как назло не могло воспользоваться логикой "кто находится выше в турнирной таблице, тот пусть и выигрывает" – два пилота делили между собой первое место в чемпионате, имея на счету равное количество очков! Впрочем, руководитель команды Кристиан Хорнер и не пытался "назначить" победителя – пусть сражаются, лишь бы оставляли друг другу достаточно места в повороте. Но в одном из поворотов места на двоих не хватило: гонщики столкнулись и отдали два первых места ехавшим следом пилотам "Макларена".

К полноценному скандалу то столкновение не привело: оба пилота, оставаясь уверенными каждый в своей правоте, громких взаимных обвинений избегали, а команда не рвалась выбирать из двух участников ДТП виноватого (по крайней мере, не стала прилюдно показывать на него пальцем). Но спустя полтора месяца на "Гран-при Великобритании" нарыв все-таки прорвался.

"Ред Булл" привез на гонку два экземпляра последней версии переднего антикрыла, но на субботней тренировке крыло на машине Феттеля было повреждено. Тогда немцу отдали новое крыло с машины Уэббера, а на автомобиль австралийца установили старую, менее совершенную деталь. Вряд ли этот аэродинамический элемент обеспечивал гигантское преимущество – так ведь и в квалификации Феттель опередил Уэббера всего на 0,15 секунды. "Думаю, команда довольна результатом", – нарочито кратко выступил австралиец на субботней пресс-конференции. "Неплохо для номера два?" – сказал он же по радио днем позже, когда одержал победу в гонке после достаточно жесткой борьбы с партнером на стартовой прямой и в первом повороте.

Руководитель команды Кристиан Хорнер утверждал, что эти слова сказаны Уэббером сгоряча, а мотивация его поступков предельно прозрачна: у кого больше очков и выше шансы на чемпионский титул, тот имеет приоритет в использовании последних новинок. Но верить Хорнеру как-то не спешили. Во-первых, разница по очкам была небольшой. Во-вторых, Феттель многими воспринимался как любимчик команды: он ведь немец, а Дитрих Матешитц (вникающий в дела коллектива владелец компании "Ред Булл") и Хельмут Марко (советник Матешитца по гоночным вопросам, своеобразный "серый кардинал" команды) – австрийцы. Если тот же Хорнер постоянно старался сглаживать углы, то Марко без стеснения говорил, что аварию в Турции спровоцировал Уэббер и никто иной. А раз австриец может выставить австралийца виноватым при журналистах – что же он тогда говорит при закрытых дверях? Впрочем, тут же появлялись альтернативные точки зрения: мол, Матешитц испытывает большую личную симпатию к Уэбберу – иначе Марка давно бы заменили на более успешного пилота. Мельница домыслов и слухов молола без устали, и никто особо не спешил ее остановить.

В следующие два года накал страстей как-то спал: сначала Уэббер самостоятельно "завалил" конец 2010 года (за три гонки до финиша лидировал в чемпионате, но в итоге стал только 3-м), а потом просто не смог бороться с партнером на равных. Эпизодические схватки между пилотами "Ред Булла" случались (в 2011 году в Великобритании австралиец прессинговал немца на последнем отрезке), но легко пресекались окриком с капитанского мостика – врожденная почтительность Уэббера к старшим давала о себе знать.

Проявить характер Уэббер неожиданно решил в не самый подходящий для этого момент – накануне последней гонки прошлого сезона, когда Феттелю предстояло в Бразилии бороться с Фернандо Алонсо за чемпионский титул. У самого австралийца в тот момент шансов стать чемпионом уже не было, и уж в этой-то ситуации он должен был оказать товарищу по команде максимум поддержки – но вплоть до последних минут перед стартом Марк уверял всех, что намерен "сосредоточиться на своем выступлении". И не сказать, чтоб совсем обманул: в первом повороте он предпочел обогнать Феттеля, а не прикрыть его от чужих атак – впрочем, старт у немца в тот день не очень получился, и решение Уэббера во что бы то ни стало "расступиться" перед партнером в теории могло спровоцировать кучу-малу. Да и позже, когда Феттель прорывался вверх после инцидента на первом круге (в который угодил целиком по собственной вине, без какой-либо помощи товарища по команде) и в какой-то момент повис на хвосте Уэббера, тот круга полтора не пропускал немца вперед. Но лояльность в итоге взяла свое: после просьбы из боксов Марк демонстративно подвинулся. Спустя полтора часа, когда Феттель уже стал трехкратным чемпионом мира, об этих мелочах на радостях уже никто и не вспоминал. По крайней мере, публично.

Поведение немецкого пилота на недавнем "Гран-при Малайзии" спровоцировало очередной виток напряженности в команде, который, скорее всего, приведет к уходу Марка Уэббера из "Ред Булла". Австралийца в конюшне по-прежнему ценят и уважают, но титулы-то раз за разом выигрывает Феттель – ему и заказывать музыку. Даже если иногда выбранная Себастьяном мелодия не по душе буквально всем – от его начальства до простых болельщиков.