Пилоты британской команды вполне могут ехать быстро - но рискуют при этом довести до финиша в лучшем случае половину своего гоночного автомобиля...
"Недостатки умных людей напрямую вытекают из их достоинств, - философствует Мартин Уитмарш, руководитель команды "Макларен". - Проблема в том, что умные люди все могут объяснить. Все разложат по полочкам и скажут, что так и должно быть. На предсезонных тестах у большинства команд были примерно одинаковые сложности с шинами - и умные люди говорили: видите - дело не в машине, нас тормозят покрышки…"
По словам Уитмарша, некоторые инженеры "Макларена" вплоть до первых тренировок открывавшего сезон "Гран-при Австралии" отказывались признать, что при проектировании нового автомобиля были допущены принципиальные ошибки. Но результаты первой гонки лишили иллюзий даже отпетых оптимистов: в отдельные моменты уик-энда Дженсон Баттон и Серхио Перес уступали лидерам около двух с половиной секунд с круга. Как назло именно в этот момент Уитмаршу попался на глаза журнал, где Кристиан Хорнер - руководитель чемпионской команды "Ред Булл" - рассыпал комплименты соперникам: "Мы помним, что "Макларен" в 2012 году построил очень быструю машину - что мешает им сделать то же самое в 2013-м?.."
Точный ответ на этот риторический вопрос будет известен еще не скоро. Поскольку самое заметное отличие автомобиля McLaren MP4-28 от прошлогоднего болида - другая конфигурация передней подвески, есть искушение именно ее и объявить причиной всех бед. Но машина "Формулы-1" устроена слишком сложно, чтобы сторонний наблюдатель мог разобраться во всем, не вставая с дивана. Даже многоопытные эксперты, сами спроектировавшие не один гоночный автомобиль, пока высказывают лишь предположения.
Стоит оговориться: McLaren MP4-28 вовсе не оказался безнадежно медленным. "Даже по ходу австралийского уик-энда в какой-то момент мы смогли найти подходящие настройки - не то чтоб машина ехала с ними быстрее всех, но была весьма быстра, - вспоминает Дженсон Баттон. - Правда, при этих настройках так часто и сильно билась днищем об асфальт, что на финише мы не досчитались бы в лучшем случае планки, а в худшем - половины автомобиля" (за повышенный износ установленной на днище фанерной планки положена дисквалификация, таким образом командам не дают уменьшать дорожный просвет до минимума. - Прим. "СЭ").
К тому же Альберт-Парк - трасса в австралийском Мельбурне, где проходила открывавшая сезон гонка - оказался своеобразным кривым зеркалом, ярко выявив недостатки новой машины и не дав ей продемонстрировать достоинства. На втором этапе - "Гран-при Малайзии" в Сепанге - в некоторые моменты Баттон и Перес проигрывали лидерам меньше полусекунды с круга. И если в Австралии англичанин финишировал только 9-м, в Малайзии он вполне мог закончить гонку на 5-м месте - если бы не возникшие на очередном пит-стопе проблемы с креплением переднего колеса. "Команда добилась приличного прогресса, - оценил ситуацию сам Баттон. - Мы по-прежнему не слишком быстры, но в гонке темп был неплох. Машина работала гораздо лучше, и мы понимали ее гораздо лучше, чем неделю назад в Австралии".
Разница между двумя упомянутыми трассами очевидна. Асфальт в Альберт-Парке по меркам "Формулы-1" кочковатый, а среди поворотов преобладают среднескоростные, в то время как в Сепанге неровностей гораздо меньше и есть некоторое количество по-настоящему быстрых связок. Получается, что McLaren MP4-28 тем лучше едет, чем ближе "припадает к земле" - ведь дорожный просвет минимален именно в скоростных поворотах, а на "гладкой" трассе машину можно опустить ниже, чем на неровной.
Эксперты делают следующий вывод: конструкторы британской команды увлеклись погоней за максимальным уровнем прижимной силы (который достижим сравнительно редко) - и не уделили достаточно внимания тому, чтобы сделать прижимную силу стабильно высокой независимо от "режима работы" автомобиля - скорости прохождения конкретного поворота и выставленного механиками дорожного просвета. Гэри Андерсон, не один год проработавший конструктором в командах "Формулы-1", утверждает, что в окружающих новый болид показателях легко может запутаться даже самый опытный менеджер: "Конструктор покажет вам, что прижимная сила выросла на четверть - но для вас останется тайной, что речь идет о пиковом значении, которое за весь год будет достигнуто только на одном-единственном этапе, в двух поворотах одной-единственной трассы. Это хороший способ пустить пыль в глаза. Поэтому лично я предпочитал при обсуждении прижимной силы ориентироваться на ее минимальное значение - на то, каков ее уровень в медленных поворотах…"
В результате статистически начало сезона получилось худшим для "Макларена" за последние полтора десятка лет. Более того, в 2000 году низкая результативность команды (ни одного очка в двух первых гонках) была связана скорее с ненадежностью болидов, которые при этом ехали весьма быстро и на двух первых этапах занимали два первых места в квалификации. А вот столь же медленными, как в нынешнем сезоне, машины британского коллектива были разве что в 1994 году, во время продлившегося всего один сезон сотрудничества с не особо рвавшими пупы ради успеха мотористами "Пежо". Впрочем, в новейшей истории команды ее поклонники могут найти и положительные примеры. Ровно десять лет назад, в 2003 году, McLaren MP4-18 оказался настолько неудачным, что британцы вообще не рискнули выставить его на гонки и весь год пользовались доработанной версией прошлогодней машины - что не помешало Кими Райкконену до последней гонки сражаться за чемпионский титул. А в позапрошлом сезоне конструкторы перемудрили с выхлопной системой, из-за чего на предсезонных тестах McLaren MP4-26 был на две с половиной секунды с круга медленнее лидеров - но уже к первому этапу отставание удалось резко сократить, а в итоге именно пилоты "Макларена" оказались ближайшими преследователями выигравших чемпионат в одну калитку "Ред Буллов".
Поэтому и Мартин Уитмарш не видит в происходящем трагедии: "Нам еще предстоит решить несколько принципиально важных проблем, а это значит - потенциал автомобиля пока не раскрыт. И я вижу в этом определенный повод для оптимизма. Вот когда машина работает как надо и все равно остается медленной - это может ввести в нешуточный ступор!.." По слухам, в ближайших планах команды - два пакета доработок: первый комплект новых деталей появится на машинах в эти выходные на "Гран-при Китая" в Шанхае, второй - на майском "Гран-при Испании" в Барселоне.
А пока детали "выпекаются" на базе "Макларена" и в грузовых контейнерах летят на другой конец света, критики продолжают гадать - что же заставило британскую команду при проектировании MP4-28 пойти на судьбоносные и при этом весьма рискованные решения? "Кто-то говорит, что мы поступили глупо: ведь в прошлом году наш автомобиль был быстрее всех, оставалось лишь не испортить его в процессе доработки, - говорит Уитмарш. - Но с дивана критиковать всегда легко - и такие критики даже приблизительно не представляют, сколько факторов надо учитывать в процессе принятия таких решений".
Официальная версия: у новой конструкции есть большой потенциал для дальнейшего развития, в то время как старая уже достигла своего потолка. Злые языки утверждают, что такой вывод команда сделала сгоряча. В прошлом году болиды "Макларена" были быстрее всех, но стали ощутимо уступать конкурентам весной и летом - как раз когда пришла пора определяться с общей компоновкой новой машины. В этих условиях конструкторы предпочли радикальные решения дальнейшей шлифовке прежней концепции. А когда позже, в конце лета и осенью, автомобили британского коллектива снова оказались быстрее всех (то есть продемонстрировали якобы отсутствующий потенциал для развития), работы над MP4-28 уже шли вовсю - и давать задний ход было поздно.
Впрочем, существует и альтернативная точка зрения. В соответствии с ней новая конфигурация передней подвески (которую сейчас применяют только "Макларен" и "Феррари") придется очень кстати в следующем году, когда конструкция машин серьезно изменится из-за построенных по новым правилам моторов. Таким образом, когда в распоряжении других команд будут лишь общие представления и теоретические расчеты, специалисты "Макларена" смогут оперировать опытом эксплуатации "живых" машин и данными, полученными в "боевых" условиях. И даже если в нынешнем году команда не сможет вмешаться в борьбу за чемпионский титул (хотя и Уитмарш, и Баттон не торопятся вычеркивать себя из числа претендентов), окончательные выводы о правильности принятых конструкторами решений можно будет сделать только полтора года спустя. Не исключено, что в конце 2014 года именно сотрудники "Макларена" будут смеяться последними - и так громко, что забудут о своих нынешних злоключениях.
Худшие результаты команды "Макларен"
в двух первых гонках чемпионата мира за последние 20 лет
Пилоты |
Очки |
ЛФП |
ЛСП |
|
1994 |
Мика ХАККИНЕН / Мартин БРАНДЛ |
0 |
- |
4 |
2000 |
Дэвид КУЛТХАРД / Мика ХАККИНЕН |
0 |
– (3)* |
1 |
2013 |
Дженсон БАТТОН / Серхио ПЕРЕС |
4 |
9 |
7 |
2009 |
Льюис ХЭМИЛТОН /Хейкки КОВАЛАЙНЕН |
2 |
7 (3)** |
12 |
2004 |
Дэвид КУЛТХАРД / Кими РАЙККОНЕН |
4 |
6 |
5 |
ЛФП - лучшая позиция на финише гонки, ЛСП - лучшая позиция на старте гонки
* - на "Гран-при Бразилии" 2000 года Дэвид КУЛТХАРД финишировал 3-м, но был дисквалифицирован за нарушение технического регламента (размеры переднего антикрыла)
** - на "Гран-при Австралии" 2009 года Льюис ХЭМИЛТОН финишировал 3-м, но был дисквалифицирован за попытку ввести судей в заблуждение при описании своих действий в момент нахождения на трассе автомобиля безопасности