Страсти по радио

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ МИРА
14-й этап. ГРАН-ПРИ СИНГАПУРА

Олег КАРПОВ
из Сингапура

Главная тема уик-энда в паддоке "Гран-при Сингапура" – очередное нововведение от Международной автомобильной федерации. После окончания европейского сезона FIA ввела ограничения на обсуждение определенных тем по радио между пилотами и их инженерами. Зачем? Организаторы чемпионата обеспокоены имиджем современных гонщиков. У части болельщиков, по мнению FIA, могло сложиться ощущение, что пилоты в каком-то смысле стали марионетками в руках инженеров.

С командных мостиков гонщикам в современной "Формуле-1" сообщают о том, какие выбрать режимы, как проходить повороты, чтобы избежать излишнего износа шин, и многое другое. Особенно усердствовали лидеры из "Мерседеса". Льюису Хэмилтону и Нико Росбергу по ходу гонок подсказывали, на каких секторах они быстрее или медленнее напарника и что необходимо сделать, чтобы разница сократилась. Именно "пилотажные" советы так не нравятся чиновникам из FIA. В итоге в федерации решили положить этому конец. После "Гран-при Италии" были введены ограничения на обмен подобной информацией. Больше того, FIA поначалу запретила инженерам указывать и то, какие режимы работы различных систем машины необходимо выбирать с помощью переключателей на руле.

Практически все пилоты восприняли новости негативно, и Даниил Квят был в их числе. "Пока рано судить, к чему это приведет, – сказал россиянин на встрече с журналистами в четверг. – Но мне не хотелось бы, чтобы ограничений было слишком уж много. Я никогда, например, не спрашивал о том, где мой напарник едет быстрее меня или где мне нужно отыграть время. Никогда. Насколько я понимаю, запрет вызван как раз такими переговорами".

Одна из главных претензий со стороны пилотов состоит в том, что момент для введения нового правила был выбран не очень удачно. "Я думаю, это даже не очень прилично – менять правила в середине сезона. Лучше было дать командам время как-то подготовиться к таким изменениям. Я не против перемен в принципе, но когда они происходят в середине сезона – это странно", – сказал россиянин.

Немало критики вызвал еще один аспект. Некоторые команды в этом году разместили на своих рулях большие дисплеи, на которые выводится подробная информация об уровне расхода топлива, зарядах батарей систем рекуперации энергии и многие другие данные. Но такие мониторы есть не у всех команд. К примеру, нет их у машин "Ред Булла" – разрабатывая руль, инженеры просто не могли предположить, что по ходу сезона правила изменятся, и за параметрами в ходе гонки нужно будет следить уже не им, а самим гонщикам. На руле "Торо Россо" Квята подобный дисплеи есть, но запрет на обмен "технической" информацией все равно сказался бы на команде негативно. "Если говорить про информацию по батареям и так далее, у "Мерседеса", например, есть небольшое преимущество. У них есть несколько систем, которые всё делают за пилота. Нам приходится больше регулировать самим. С этой точки зрения нам будет не так просто", – говорил Квят в четверг.

В итоге именно это заставило FIA пойти на попятную. В пятницу утром федерация выпустила заявление о смягчении ограничений. Под запретом остались лишь те самые советы пилотам относительно прохождения поворотов. Если раньше инженеры могли сообщать гонщикам, в каком месте начинать торможение, какую выбирать передачу и как работать с газом, то теперь всё это окончательно оказалось под запретом – и, справедливости ради, имиджу пилотов это все-таки действительно должно пойти на пользу. В конце концов, выбирать точки торможения и переключать передачи – их работа.

Остальные ограничения, которые в пятницу утром были отменены, вступят в силу в начале следующего года. Пока же после окончания тренировочных сессий многие признали, что вообще не заметили изменений. Для Квята – по крайней мере, если судить по протоколам – день прошел неплохо. Обе сессии россиянин закончил в десятке сильнейших. Судя по всему, машины "Торо Россо" ведут себя на городской трассе в Сингапуре очень неплохо. Жан-Эрик Вернь в первой части свободных заездов взобрался на шестую строчку протокола. Хочется верить, что это одна из особенностей автомобиля – в Монако и Квят, и Вернь также боролись в десятке.

Чемпионат мира. 14-й этап. "Гран-при Сингапура". Свободные заезды

1-я сессия. 1. Алонсо ("Феррари") – 1.49,056. 2. Хэмилтон ("Мерседес") – отставание 0,122. 3. Росберг ("Мерседес") – 0,149. 4. Феттель ("Ред Булл") – 0,818. 5. Риккьярдо ("Ред Булл") – 1,066. 6. Вернь "Торо Россо) – 1,483. 7. Райкконен ("Феррари") – 1,727. 8. Баттон ("Макларен") – 1,866. 9. КВЯТ ("Торо Россо") – 1,934. 10. Перес ("Форс Индия") – 2,075. 2-я сессия. 1. Хэмилтон – 1.47,490. 2. Алонсо – 0,133. 3. Риккьярдо – 0,300. 4. Райкконен – 0,541. 5. Феттель – 0,551. 6. Магнуссен ("Макларен") – 0,868. 7. Баттон – 0,945. 8. Перес – 1,163. 9. Хюлькенберг ("Форс Индия") – 1,261. 10. КВЯТ – 1,280.