"Катерхэм" и "Маруся" отказались от выступления на этапах "Гран-при" в США и Бразилии из-за финансовых проблем
Похоже, в самой престижной автогоночной серии разворачивается самый серьезный кризис за последние 22 года. Сразу две команды – "Катерхэм" и "Маруся" – по финансовым причинам отказались от поездки на два американских этапа "Гран-при" в Остин (2 ноября) и Сан-Паулу (9 ноября). В результате в списке участников этих двух гонок оказалось лишь по 18 машин. Возможно, из-за этого боссы "Формулы-1" решили пойти на беспрецедентный шаг – богатым командам будет предложено выставить на ближайшие этапы по три болида.
Как будет реализована идея с тремя представителями одной команды на стартовой решетке, и как этот нетривиальный ход впишется в регламент текущего чемпионата – пока непонятно. До старта "Гран-при США" остается меньше недели, и промоутеру "Формулы-1" Берни Экклстоуну сейчас предстоят очень интенсивные консультации для того, чтобы подобное решение стало возможным. Однако "латание дыр" вряд ли выправит ситуацию – практически нет шансов, что "Маруся" и "Катерхэм" оперативно решат свои проблемы и вернутся в паддок к заключительному этапу сезона (он пройдет 23 ноября в Абу-Даби). Более одной команды по ходу чемпионата "Королевская серия" не теряла с 1992 года.
Огромные затраты команд в высокотехнологических автогонках, в принципе, предполагают, что у самых бедных участников чемпионата "Формулы-1" деньги могут закончиться не только в межсезонье, но и в середине года. В 2008-м подобное произошло с "Супер Агури", в 2002-м – с "Эрроузом", в 1996-м – с "Форти". Однако массовые сходы для "Королевских гонок" – относительная редкость. 22 года назад крах "Брэбхэма", "Фредметал" и "Андреа Мода" во многом был спровоцирован финансовым кризисом в Западной Европе. Теперь кошмар, бьющий по имиджу "Формулы-1", повторяется. Хотя трудности "Маруси" и "Катерхэма" вызваны разными обстоятельства и никак друг с другом не связаны.
Команда "Маруся" в начале октября начала процедуру банкротства из-за долгов, превышающих 140 миллионов фунтов. В частности, выступающая по российской лицензии конюшня не в состоянии расплатиться с "Феррари" за моторы. Несмотря на то, что в нынешнем сезоне "Маруся" завоевала первые в истории очки, и по итогам чемпионата претендует на серьезные бонусы, новые инвесторы для нее так и не нашлись. В итоге владелец "Маруси" россиянин Андрей Чеглаков выставил команду на продажу и не хочет тратить большие деньги на "американское турне".
Не исключено, что спонсоров российско-британского коллектива подкосила и история с аварией Жюля Бьянки в Японии, из-за которой "Марусе" пришлось стартовать на "Гран-при России" одной машиной. На словах сотрудники "Маруси" выражали готовность во имя солидарности с травмированным товарищем биться за сохранение девятого место в "Кубке Конструкторов". Но на деле обстановка на базе "Банбери" была очень нервной – не даром "Марусе" пришлось выступать с гневными опровержениями попыток обвинить команду в японском инциденте.
Неприятности "Катерхэма" начались в июне этого года, когда малазийский бизнесмен Тони Фернандес под давлением кредиторов уступил команду швейцарской компании Engavest. Однако оформление сделки затянулось. В результате долги "Катерхэма" оказались неоплачены, а работа базы в Лифилде – заблокирована кризисным управляющим. На прошлой неделе разочарованные швейцарцы умыли руки, заявив об аннулировании сделки, и в команду была приглашена новая управляющая компания Smith & Williams.
Естественно, ни о каких гонках в такой неразберихе речи быть не может. Даже если собственники "Катерхэма" теперь не станут выяснять отношения в суде, перспективы команды очень туманны. Шинники из "Пирелли" по ходу сезона неоднократно грозили прекратить поставки покрышек в Лифилд, и они не одиноки в своем гневе. Из каких источников "Катерхэм" собирается погашать долги – непонятно, а найти новых инвесторов будет очень проблематично. Конечно, если на лицензию "Формулы-1" не клюнут какие-нибудь арабские шейхи или российские олигархи.
В целом процесс рождения и смерти команд-аутсайдеров в "Королевских гонках", наверное, можно считать вполне естественным, но с важными оговорками. Во-первых, для того, чтобы банкротства не мешали ходу чемпионата, организаторы серии не должны допускать проблемные конюшни к сезону. Ведь трудности у "Марсуси" и "Катерхэма" начались не вчера. А, во вторых, меньше 10 команд в Кубке Конструкторов – это сигнал, что расходы на подготовку команд для выступления в "Формуле-1" перешли критическую черту, после которой гонки превращаются в фарс.