В сезоне-2015 информацию о гонке болельщики на трассе смогут получать по-новому: на дополнительных информационных экранах, установленных на машинах
Главной проверкой для нового изобретения будут тесты "Формулы-1", которые пройдут на трассе в Абу-Даби по завершении сезона. А уже в следующий вторник новинку опробуют на болиде "Форс Индии". Система под названием "информационное крыло" была разработана при участии Энтони Хэмилтона – папы и бывшего менеджера чемпиона мира-2008 и участника борьбы за титул-2014 британца Льюиса Хэмилтона. Новинка представляет собой небольшие светодиодные экраны в форме параллелограммов, которые прикрепляются по бокам от камеры, расположенной на воздухозаборнике болида – сзади и чуть выше уровня головы пилота. Главная задача такого экрана – показывать цифру, обозначающую текущее место пилота в гонке. Однако может отображаться и другая информация: от судей, управляющих гонкой; о стратегии использования шин; о том, кто поставил быстрейший круг в конке или какие флаги вывешены маршалами на том или ином участке трассы. Благодаря яркости и большой зернистости такого типа экранов, ожидается, что изображения будут хорошо видны с трибун. Зрители, а также режиссеры телевизионных трансляций должны будут ответить на вопрос: насколько удобно для них наличие такого дисплея на машинах.
– Тестирование покажет, будет ли этот элемент практичен для "Формулы-1" и зрителей, – заметил Хэмилтон-старший в интервью The Daily Mail. – Нужно понять: видно ли светодиодный экран посетителям автодрома и как он будет работать для телевизионной аудитории. Одна из главных проблем, когда ты смотришь за едущими машинами, – трудно понять, кто есть кто и на каком месте находится в гонке. Пока найдешь информацию на мобильном устройстве или мониторах автодрома – машины уже проехали мимо, и ты все пропустил.
В настоящее время разрабатывается и новый вид "информационного крыла": помимо позиции там будут отображаться и три первых буквы фамилии пилота. Подобный экран Энтони Хэмилтон намерен создать для DTM, IndyCar, NASCAR, картинга и мотогонок.
– Конечно, это может не сработать, – продолжает он. – Возможно, светодиодные мониторы не будут видны при ярком солнечном свете, но сама концепция, я надеюсь, будет представлять интерес. Может потребоваться дальнейшая работа над яркостью дисплеев, но я верю, что эта идея способна помочь нам сделать просмотр гонок и тестов более информативным и приятным. Надеюсь, что это позволит привести в наш вид спорта новых поклонников и вернуть назад старых.
Если новинка все же будет внедрена в "Формулу-1", то интересно будет посмотреть, возьмут ли ее на вооружение в других видах спорта. И хотя какой-то подобный элемент у лыжников, биатлонистов, ходоков или бегунов-марафонцев пока представляется некой фантазией, он, наверное, мог бы быть полезен для тех зрителей, кто смотрит гонки, расположившись на трассе – далеко от стадионных экранов. Может пригодиться такая идея и для велогонщиков на шоссе, благо подобный дисплей можно будет прикреплять не на себя, а на велосипед.
"Формулу-1" в новом сезоне ждут и другие технические изменения. Так, закончатся эксперименты с носовым обтекателем болидов – они приобретут более традиционные и симметричные очертания и будут находиться на машине ниже, чем в 2014 году. Теперь различные экзотичные формы, такие, как двойной "нос" "Лотуса", уйдут из "Королевских гонок". При этом требования для "носов" при проведении краш-тестов ужесточатся.
Планируется, что по ходу сезона-2015 пилотам будет разрешено использовать на своих машинах только четыре силовые установки, а не пять, как в нынешнем чемпионате. При этом изменится штраф, налагаемый на гонщика, которому полностью установят последний из запасных моторов – пилот будет стартовать с последнего места на стартовой решетке, а не с пит-лейна.
Допустимый вес болида с гонщиком, который по ходу нынешнего сезона увеличили до 691 килограмма, в 2015 году будет увеличен еще – и составит 701 килограмм, что существенно облегчит жизнь некоторым пилотам. В то же время блоки, находящиеся под днищем болида, станут делать из более прочного и легкого материала – титана, что, как предполагается, приведет к высеканию большего количества искр при контактах с асфальтом и поребриками.
В связи с серьезными ограничениями радиопереговоров, вероятно, будет частично унифицирована информация, которая поступает на дисплеи в кокпитах болидов. В этом сезоне в некоторых машинах не было экрана, по которому гонщики могли бы контролировать расход топлива и другие параметры без ущерба для безопасности, из-за чего по ходу чемпионата ограничения были введены не в полной мере.
Наконец, FIA заявила, что использование системы "виртуального автомобиля безопасности", опробованной на этапах в США и Бразилии, нуждается в доработке. По этой системе, внедрение которой стало актуальным после аварии Жюля Бьянки, пилоты должны были определенным образом замедляться после сигнала дирекции гонки, полученного на монитор болида. На тестах гонщики отметили, что необходимость сверяться с информацией на экране отвлекала их от пилотирования. Поэтому сейчас идет разработка дополнительной звуковой системы оповещения. Пока нет уверенности, что "виртуальный автомобиль безопасности" будет использован уже со старта сезона-2015, и совершенно точно во многих моментах эта система не сможет заменить реальный пейс-кар.