Победа Себастьяна Феттеля из "Феррари", добытая в условиях, когда у "Мерседеса" не было серьезных технических проблем, cтала приятной неожиданностью для тех, кто ждал очередного сражения за первое место лишь между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. Сложно сказать, как развивались бы события на трассе в Сепанге, если бы не машина безопасности, появившаяся на четвертом круге гонки после вылета Маркуса Эрикссона. "Феррари" удалось воспользоваться этим и тактически переиграть "Мерседес". Но нужно заметить, что итальянская команда и по скорости была гораздо ближе к немецкой, чем раньше. Это было видно еще во время свободных заездов. Расклад сил в квалификации мог поменяться из-за дождя, но Феттелю так или иначе совсем чуть-чуть не хватило до поула. Кроме того, в начале гонки немец сохранял вторую позицию впереди Росберга и до выезда пейс-кара. Наконец, в условиях тропической малайской жары "Феррари" лучше справилась с износом резины – раз уж Феттель совершил на один пит-стоп меньше, чем гонщики "Мерседеса".
– Есть несколько факторов, которые сложились в единое целое, и это привело к тому, что Феттель победил, – замечает пилот G-Drive Racing, экс-тест-пилот "Формулы-1" Роман Русинов. – Когда речь идет об автоспорте нельзя говорить, что виноват инженер или гонщик. Нужно говорить о команде. В данном случае можно сказать: все, что сделала "Феррари" в этой гонке, было на голову выше того, что сделал "Мерседес", учитывая, что машины немецкой команды были быстрее. Не думаю, что в "Мерседесе" очень сильно расстроились. Конечно, для них было бы лучше выиграть. Но произошедшее полезно для "Формулы-1" в целом…
Можно предположить также, что из-за результатов прошлого сезона и первой гонки нынешнего "Мерседес", привыкший побеждать "без вопросов", оказался немного не готов к столь серьезной конкуренции и отвык оперативно реагировать на ситуацию. Что ж, тогда выигрыш Феттеля должен заставить немецкую команду собраться. Даже босс "Мерседеса" Тото Вольфф признал, что победа "Феррари" стала для него тревожным звонком. Главный же вопрос заключается в другом: останется ли этот успех разовым или Феттель и Ко смогут и дальше конкурировать с фаворитами?
– На самом деле очень хорошо, что Феттель наконец-то разбавил победы "Мерседеса", – считает Русинов. – Первую гонку сезона смотреть было очень скучно. А вот в Малайзии уже квалификация, когда сначала было сухо, а потом пошел дождь, была интересной. До этого разрыв в квалификации между первыми и последними был настолько велик, что впору было делить "Формулу-1" на несколько дивизионов. Ведь пять секунд – это очень большая разница. В гонках на выносливость она соответствует разным классам машин… Впрочем, я не думаю, что уже можно говорить о появлении у "Мерседеса" реального соперника. Пока еще рано…
Переход Феттеля из "Ред Булла" в "Феррари", похоже, вдохнул новую жизнь как в четырехкратного чемпиона мира, так и в итальянскую команду. Пилот получил новый вызов, а сама конюшня очевидно прибавила, причем не только за счет улучшения показателей силовой установки.
– В "Феррари" сделали огромный шаг вперед, – подчеркнул в интервью Autosport Хэмилтон. – Приятно видеть, что они добились такого прогресса в работе с машиной и двигателем. Многие считают, что "Феррари" стала быстрее только за счет мотора, но эффективность машины во многом зависит от уровня прижимной силы. Надо отдать им должное – в "Феррари" проделали фантастическую работу. Мы не ожидали, что они окажутся настолько быстрыми. Все понимали, что команда сделала шаг вперед, но не знали, насколько большой. И вот в Малайзии они оказались впереди нас.
– Феттель, очевидно, получил от машины необходимые ощущения, – заявил в интервью Autosport босс "Ред Булла" Кристиан Хорнер, говоря о своем бывшем подопечном. – Имея эти ощущения управляемости, он отлично работает с резиной и часто становится непобедим. Это был "классический" Себастьян Феттель. Думаю, что гонку в Малайзии он провел блестяще.
…Между тем в самом "Ред Булле" дела пока идут не слишком хорошо. Трудности с мотором "Рено" остаются, а проигрыш на финише дочерней команде "Торо Россо" продемонстрировал, что проблема с силовой установкой – далеко не единственная. Консультант "Ред Булл" Хельмут Марко признал, что у болидов не все в порядке с шасси и, в частности, с тормозной системой. Несмотря на это, россиянин Даниил Квят сумел набрать на трассе "Сепанг" первые очки в новой команде, став девятым.
– Даня в принципе молодец. Но машина, которая есть у него в этом году, оставляет желать лучшего, – отмечает Русинов. – Во-первых, проблемы с мотором. Да и вообще ситуация в "Ред Булле" сейчас не очень хорошая. Давайте вспомним, что это была топ-команда, которая могла выигрывать одну гонку за другой. Сейчас все перевернулось. Они должны выработать какую-то новую тактику и стратегию, какое-то новое направление, в котором нужно двигаться. То, что "Торо Россо", которая изначально создана, чтобы тестировать молодых пилотов для "Ред Булла", обходит "основную" команду, – ненормально. Хотя такое уже бывало, и, возможно, в Малайзии произошел единичный случай, но… На самом деле "Ред Буллу" нужно смотреть не на "Торо Россо", а на общую картину. Они должны всерьез взяться за дело и, может быть, многое поменять. А вся эта критика "Рено" и даже заявления о том, что "Ред Булл" может вообще уйти из "Формулы-1"… Исключать возможность ухода полностью, конечно, нельзя. Но не стоит забывать, что в том же чемпионате WEC есть "Порше", "Ниссан", "Ауди", "Тойота" и он находится на очень сильном подъеме. Если "Формула-1" переживает кризис, этим пользуются другие гоночные серии.