Накануне старта "Гран-при Бельгии, который проходил в Спа с 21 по 23 августа, в моторхоум команды "Лотус" пришло четверо мужчин. До этого в паддоке "Формулы-1" их никто и никогда не видел. Возглавлявший группу неизвестных подошел к баристке и попросил позвать менеджера команды. Навстречу им вышел заместитель руководителя "Лотуса" Федерико Гастальди. Ему протянули бумагу – судебный иск. Это означало, что еще минимум на неделю команда "Лотус" со всем своим оборудованием задержится на трассе в Спа-Франкоршам и, возможно, до итальянской Монцы вообще не доедет. Но худшего сценария не произошло, в Италию "Лотус" все-таки приехал.
– На самом деле, вопросы еще, конечно, не улажены, – объяснял Гастальди в первый день "Гран-при Италии". – Должны пройти недели и месяцы до того момента, пока суд закроет дело. Против нас выдвинули обвинения, но этот вопрос лежит за пределами нашей ответственности. Я был потрясен, когда узнал, о чем идет речь – мы действительно не ожидали ничего подобного.
Гастальди признался, что после встречи с теми четырьмя мужчинами в Спа нормально спать он больше не может. Его постоянно мучает бессонница. Тревожные мысли о будущем "Лотуса" также посещают его многочисленных коллег. Причиной судебных разбирательств стал иск бывшего резервного пилота Шарля Пика. Француз обвинил команду в невыполнении условий прошлогоднего контракта: он не провел за рулем болида "Лотус" оговоренное количество дней и теперь требовал компенсации. Но только денег на выплату неустойки бывшему тест-пилоту у "Лотуса" попросту нет. У команды нет средств даже на заработную плату собственных сотрудников. Деньги на зарплаты – 1,5 миллиона фунтов стерлингов – в августе перевел главный промоутер "Формулы-1" Берни Экклстоун.
– Я подумал, что должен помочь с выплатой зарплат этим людям, чтобы быть уверенным в том, что у них все будет в порядке, и что "Лотус" приедет хотя бы в Спа и, надеюсь, в Италию, – комментировал в интервью The Times свой щедрый поступок Экклстоун.
В итоге прошлый этап в Спа стал для "Лотуса" самым успешным в нынешнем сезоне – Ромен Грожан поднялся на подиум (первый с 2014 года) и благодаря заработанным очкам занял место в топ-9 личного зачета. Это обстоятельство могло стать дополнительным, очень серьезным, бонусом при ведении переговоров с французским автоконцерном "Рено", заинтересованным в покупке команды. СМИ писали о том, что переговоры могут закончиться во время "Гран-при Италии". Но никаких объявлений болельщики так и не дождались.
Также они не дождались и успешного выступления "Лотуса" в гонке. Ромен Грожан и Пастор Мальдонадо, которые стартовали с восьмой и десятой позиции, закончили гонку в Монце, не преодолев даже первого круга. Ходили слухи, что может не доехать "Лотус" и до следующего "Гран-при", который пройдет в Сингапуре. Но руководство такой вариант развития событий отрицает...
Зато после "Гран-при Италии" сложно отрицать, что тройка финалистов нынешнего чемпионата уже очень вряд ли изменится. Льюис Хэмилтон одержал седьмую победу в сезоне и оторвался от сошедшего партнера по команде Нико Росберга на 53 очка, от Себастьяна Феттеля – на 74. Кстати, Феттель на "Гран-при Италии" впервые поднялся не на первую ступень пьедестала почета. До этого он выигрывал здесь трижды и ни разу не занимал второе-третье места. Чисто теоретически, Феттель может поспорить с Нико Росбергом за вторую позицию – отрыв после схода пилота "Мерседеса" между двумя немцами сократился очень значительно и сейчас составляет 21 очко. Но в такое развитие событий верится слабо, потому что неудачному выступлению Росберга в Монце есть все-таки объективные, в первую очередь, технические, причины. Которые, вероятнее всего, в Сингапуре удастся устранить.
На "Гран-при Италии" на обе машины "Мерседес" поставили новые моторы. У Хэмилтона серьезных проблем с обновлением не возникло, Росберг был вынужден вернуться к старой спецификации мотора еще в квалификации. Команда в твиттере сообщила о причинах поломки: произошла утечка жидкости в системе охлаждения. А это значило, что Росбергу предстояло провести с одним и тем же двигателем шестую гонку подряд. Мотор не выдержал, не дотянув до финиша два круга.
Сход Росберга позволил российскому пилоту Даниилу Квяту, стартовавшему с 18-й позиции из-за замены компонентов силовой установки, в последний момент ворваться в очковую зону. А освободившуюся третью ступень пьедестала на радость местной публике занял бывший пилот "Феррари" Фелипе Масса, ныне выступающий за "Уильямс". За ним следом финишировал напарник Массы Валттери Боттас, пятерку замкнул второй пилот "Скудерии" Кими Райкконен.
После продления контракта финна с "Феррари" появилась надежда на то, что Райкконену удастся хотя бы в концовке сезона навязать бой Феттелю, что добавит дополнительную интригу (хотя бы такую) чемпионату-2015. И действительно финский пилот в Монце взял вверх над напарником по команде в квалификации – в третий раз за весь сезон. Он отправлялся в гонку с первого ряда стартовой решетки, но в тот момент, когда загорелись стартовые огни, машина Райкконена не смогла тронуться с места. В итоге финн оказался в конце пелетона.
И хотя наблюдать за прорывом Кими было интересно, но с самого начала стало очевидно: ни о какой борьбе с Феттелем за место в топ-3 речи идти не может. Так что и на эту интригу любителям "Формулы-1" теперь рассчитывать не стоит. Помочь опередить напарника в личном зачете Райкконену может разве что форс-мажор или чудо. Так что в нынешних обстоятельствах, когда даже почти все команды непривычно рано объявили свои составы на следующий сезон, остается следить за развитием только одной истории – борьбы "Лотуса" с кредиторами, "Рено" и Шарлем Пиком.
МОНЦА. Чемпионат мира. 12-й этап. "Гран-при Италии". 1. Хэмилтон (Великобритания, "Мерседес") – 1:18.00,688. 2. Феттель (Германия, "Феррари") – отставание 25,042. 3. Масса (Бразилия, "Уильямс") – 47,635. 4. Боттас (Финляндия, "Уильямс") – 47,9. 5. Райкконен (Финляндия, "Феррари") – 1.08,860. 6. Перес (Мексика, "Форс Индия") – 1.12,783. 7. Хюлькенберг (Германия, "Форс Индия") – 1 круг. 8. Риккьярдо (Австралия, "Ред Булл") – 1 круг. 9. Эрикссон (Швеция, "Заубер") – 1 круг. 10. КВЯТ (Россия, "Ред Булл") – 1 круг. 11. Сайнс (Испания, "Торо Россо") – 1 круг. 12. Ферстаппен (Голландия, "Торо Россо") – 1 круг. 13. Наср (Бразилия, "Заубер") – 1 круг. 14. Баттон (Великобритания, "Макларен") – 1 круг. 15. Стивенс (Великобритания, "Манор") – 2 круг. 16. Мери (Испания, "Манор") – 2 круг. Росберг (Германия, "Мерседес"), Алонсо (Испания, "Макларен"), Грожан (Франция, "Лотус"), Мальдонадо (Венесуэла, "Лотус") – не финишировали.Общий зачет. 1. Хэмилтон – 252. 2. Росберг – 199. 3. Феттель – 178. 4. Масса – 97. 5. Райкконен – 92. 6. Боттас – 91. 7. КВЯТ – 58. 8. Риккьярдо – 55. 9. Грожан – 38. 10. Перес – 33. 11. Хюлькенберг – 30. 12. Ферстаппен – 26. 13. Наср – 16. 14. Мальдонадо – 12. 15. Алонсо – 11. 16. Сайнс – 9. 17. Эриксон – 9. 18. Баттон – 6.
ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ. КАК ЭТО БЫЛО
1,5 часа до старта. В Монце перед парадом пилотов проходит минута молчания в память о британском гонщике Джастине Уилсоне, скончавшемся после аварии в IndyCar.
Старт. Райкконен, стоявший на первой линии стартовой решетки, не может тронуться с места вместе с остальными пилотами. В итоге его машина все-таки уходит в гонку, но последней. Из-за этого инцидента Росберг, стоявший за Райкконеном, теряет две позиции и опускается на шестое место.
1-й круг. Грожан сходит с дистанции из-за контакта с Насром, в результате которого повреждается задняя подвеска его автомобиля. У его напарника по "Лотусу" Мальдонадо из-за столкновения с Хюлкенбергом также возникают проблемы с подвеской. Он заезжает в боксы и на трассу больше не возвращается.
2-й круг. Райкконен прорывается на 12-е место. Сразу за ним едет Риккьярдо, Квят, стартовавший с 18 позиции, идет 16-м.
10-й круг. Сайнс, Риккьярдо и Квят по очереди проходят Баттона, но Сайс делает это, выехав за пределы трассы, и получает пятисекундный штраф. Благодаря наказанию Карлоса, Квят становится 11-м.
14-й круг. Ферастапен, вынужденный в начале гонки отбыть штраф в виде проезда по пит-лейну, начинает подбираться к очковой зоне. Он обходит Алонсо, Баттона и вскоре оказывается следом за Квятом.
15-й круг. Отрыв Хэмилтона от ближайшего преследователя достиг 8 секунд.
20-й круг. Росберг, идущий пятым, первым из лидеров заезжает на пит-стоп.
24-й круг. Благодаря пит-стопам Эрикссона и Хюлькенберга, Квят поднимается на девятое место. Перес, также заезжавший на пит-стоп, смог выехать прямо перед россиянином.
25-й круг. Хэмилтон обходит Мери, который становится первым "круговым".
27-й круг. После волны пит-стопов Квят, сменив "медиум" на "софт", возвращается на трассу 12-м. В это время Райкконен и Мери одновременно заезжают в боксы, на въезде на пит-лейн испанец едва не врезается в финнского гонщика.
31-й круг. Риккьярдо меняет резину и возобновляет гонку на 10-м месте – впереди Квята.
48-й круг. Алонсо заехал в боксы и завершил борьбу. Руководство команды по радиосвязи просит Хэмилтона прибавить, не объясняя причину. Позднее выясняется, что "Мерседес" получил от ФИА приглашение к стюардам для обоих гонщиков. В "Пирелли" посчитали, что давление в шинах на болидах "Мерседес" ниже установленного предела.
51-й круг. У шедшего на третьем месте Рорсбега загорается двигатель, и немец сходит с дистанции.
54-й круг. Хэмилтон выигрывает седьмой "Гран-при" в сезоне. Риккьярдо на последнем круге обходит Эрикссона и финиширует восьмым. Квят оказывается в очковой зоне четвертую гонку подряд.