"Мистер No" автоспорта. Максу Ферстаппену – 18

Telegram Дзен
Сегодня празднует совершеннолетие Макс Ферстаппен, самый молодой гонщик в истории "Формулы-1". "СЭ" рассказывает историю гонщика

У этого парня, кажется, не было шансов. Он родился в 1997 году в небольшом бельгийском городке Хасселт в семье голландца Йоса Ферстаппена, который на тот момент был действующим гонщиком "Формулы-1", и бельгийки Софи Кюмпен, двукратной чемпионки страны по картингу. В общей сложности отец провел в главном автоспортивном чемпионате восемь сезонов, был напарником Шумахера по "Бенеттону", дважды поднимался на подиум. Мама за свою гоночную карьеру обыгрывала даже итальянцев Ярно Трулли и Джанкарло Физикеллу (на двоих у этих парней – 29 сезонов в "Формуле-1"). Но когда забеременела, Софи ушла из автоспорта.

Дедушка Макса по отцовской линии гонялся в серии GT, дедушка по материнской линии, Роберт, также был гонщиком – выступал в картинговых чемпионатах по гонкам на выносливость. Брат дедушки Пол, крестный отец Софи, тоже выступал в GT, а еще в ралли. Сын Пола, Энтони, двоюродный брат Макса, семь раз выигрывал "24 часа Золдера", участвовал в "24 часах Ле-Мана", был чемпионом европейской версии серии NASCAR. Родная младшая сестра Виктория – даже она начала заниматься картингом.

С такой родословной у Макса Ферстаппена было всего два варианта – либо автоспорт сильно возненавидеть, либо страстно его полюбить. Макс полюбил. А еще оказался настолько талантливым, что не проигрывал ни одной гонки на протяжении двух с половиной лет, попал в программу поддержки молодых пилотов "Ред Булл", а потом стал самым юным гонщиком в истории "Формулы-1".

Макс ФЕРСТАППЕН и его отец Йос. Фото AFP

ПАПА ЙОС

Он решил представлять Голландию, хотя на самом деле является гражданином Бельгии и всю свою сознательную жизнь прожил именно там. Свое решение Макс объяснил просто: "Всегда был окружен голландцами и поэтому чувствую себя, в первую очередь, именно голландцем". Да и отец столько вложил сил в то, чтобы вырастить сына-чемпиона, что он просто не мог не представлять его родную страну.

Йос всегда был рядом, на всех ступенях карьеры Макса – и когда Ферстаппен-младший гонялся в картинге, и когда начал выступать в "Формуле-3". За все эти годы – с четырех с половиной до 18 лет – Йос пропустил всего пару гонок сына. Просто потому что сам выступал в это время на французской трассе "Ле-Ман".

В силу возраста, не такого большого опыта и, возможно, характера Макс Фестаппен пока очень открыт в общении с журналистами. Он готов рассказывать даже то, что мало кто другой в паддоке расскажет, да формулировки особо не выбирает. Так, в интервью Motorsport.com Макс рассказал историю про то, как отец перестал с ним разговаривать из-за проигранной гонки на картинговом чемпионате мира.

"В финале из-за плохого старта я пропустил одного из соперников, – вспоминал Макс. – А затем попытался обогнать его на втором круге – в повороте, где сделать это было невозможно. Я ехал намного быстрее, а до финиша было еще очень далеко. Я врезался в него... и не выиграл чемпионат мира. Отец был и моим механиком, и моим инженером, и моим тренером. Он проделал огромную работу, чтобы мы приехали на чемпионат в такой форме. Я все испортил, и он очень сильно расстроился, потому что это же чемпионат мира. На пути домой он явно это продемонстрировал – а потом не разговаривал со мной неделю".

Макс ФЕРСТАППЕН. Фото REUTERS

РЕКОРДЫ

Макс дебютировал в "Формуле-1" в марте 2015-го, на "Гран-при Австралии". Он стал самым молодым пилотом, который принял участие в официальной гонке. И единственным несовершеннолетним. Правда, до финиша тогда он не доехал – на 35-м круге задымилась машина. Другой рекорд был отложен на две недели – уже в Малайзии Ферстаппен финишировал седьмым. Это значило, что теперь именно он является самым юным обладателем очков в "Формуле-1". И, вполне возможно, этот рекорд останется вечным – с будущего сезона в чемпионате будут выступать только совершеннолетние гонщики.

Пока ему не исполнилось 18, Ферстаппен-младший очень хотел установить еще один вечный рекорд – стать самым юным гонщиком, завоевавшим подиум. И на "Гран-при Венгрии" он был очень близок к такому результату, но все-таки остановился в шаге. Что для команды "Торо Россо", за которую выступает голландский пилот, тоже большое достижение. Для сравнения: его напарник 21-летний Карлос Сайнс, чемпион "Мировой серии "Рено" 2014 года, ни разу не поднимался выше восьмой позиции. И когда руководство "Торо Россо" на "Гран-при Сингапура" попросило Макса пропустить Сайнса вперед в самой концовке гонки (тот был на более свежей резине и мог обойти соперника), реакция была совершенно молниеносная и однозначная:

"No!" – пронзительно закричал по радиосвязи Макс. И не выполнил указания команды, хотя его повторили еще трижды. После гонки пилот признался, вернее процитировал Йоса Ферстаппена: "Папа сказал, что ударил бы меня по шарам, если бы я пропустил Карлоса". Теперь в паддоке Макса Ферстаппена называют "Мистер No".