Гран-при Испании
1. Пиастри (Макларен) 1:32.57,375
2. Норрис (Макларен) — 2,471
3. Леклер (Феррари) — 10,455
4. Расселл (Мерседес) — 11,359
5. Хюлькенберг (Кик-Заубер) — 13,648
6. Хэмилтон (Феррари) — 15,508
7. Хаджар (Рейсинг Буллз) — 16,022
8. Гасли (Альпин) — 17,882
9. Алонсо (Астон Мартин) — 21,564
10. Ферстаппен (Ред Булл) — 21,826
В субботу Оскар оказался быстрее всех: его квалификационный круг был на две десятые быстрее круга Норриса. В первую очередь поражает то, что столь малый по привычным меркам отрыв стал самым значительным в сезоне. Во вторую — что Оскар и Ландо все же едут на одинаковой машине. Из сопоставления их кругов, которое вы можете прочитать в моем Telegram-канале, видно, что Ландо меньше подходит MCL39. Ее баланс смещен вперед, в то время как Норрис предпочитает более загруженный задний мост. Именно из-за этого на своем быстром круге он допустил несколько дорогих помарок.
Льюис квалифицировался выше Леклера, но это связано с тем, что Шарль не выехал на вторую попытку — сэкономил свежий комплект мягких шин на гонку и, вероятно, хотел выжать больше из единственной попытки в третьем сегменте.
Последнее место Цуноды обрекло его на роль подопытного кролика для стратегов «Ред Булл»: они считали, что могут победить с Ферстаппеном, и поэтому перспектива прорыва Юки осталась на втором плане.
Снова высоко квалифицировались Хаджар и Алонсо: и если для Айзека это уже входит в привычку, то для Фернандо подобное — редкость в текущем сезоне. Впервые за два долгих года «Астон Мартин» наконец прогрессирует. Это может быть связано с приходом в команду Эдриана Ньюи, который до этого работал только над машиной 2026 года. По слухам, легендарный конструктор согласился углубиться и в модификацию нынешней машины.
Старт и первая половина гонки
На первом круге Леклеру удалось значительно отыграться, опередив Расселла и Антонелли. В силу того что между ним и Хэмилтоном присутствует ощутимая разница в темпе, Льюису приказали пропустить Шарля вперед. И не зря: он был на три десятые с круга быстрее напарника.
Больше всего позиций на первом круге отыграл Хюлькенберг — с 15-го места он переместился на 10-е, создав отличный задел на остальную гонку в борьбе с другими пилотами середины пелотона.
Важный маневр в первом повороте совершил Ферстаппен — он изящно обошел Норриса по внешней траектории, что дало ему простор для стратегии. На 12-м круге они снова обменялись позициями, и сразу после этого Макса зазвали на пит-стоп в попытке совершить андеркат на Норриса.
MCL39, однако, позволила Ландо и Оскару сохранять боевой темп необычайно долго: если Макс заехал за новой резиной на тринадцатом круге, то оба пилота «Макларен» отправились за свежими шинами на семь и восемь кругов позже.
С момента пит-стопов Макса и пилотов «Макларен» гонка приняла иной оборот, чем на старте: командный мостик «Ред Булл» взял инициативу на себя, и казалось, что Ферстаппену удастся навязать Оскару Пиастри сражение за победу.
Середина дистанции
Но затем стало ясно, что «Макларен» догнать если и получится, то путем невероятного износа резины. В Испании температура асфальта достигала примерно 50 градусов, что, помимо энергетического воздействия на шины, вносило в уравнение и переменную термальной деградации.
Гонка шла относительно спокойно: ощущение угрозы со стороны Ферстаппена присутствовало, но было едва ощутимым. Но все обострилось после третьего пит-стопа Макса.
На 50-м круге ситуация накалилась до предела: Ферстаппен находился в полусекунде позади Ландо после невероятного андерката. Макс остановился на один круг раньше Норриса и на два — раньше Пиастри. «Макларен» отреагировали на пит-стоп соперника моментально, не дав ему шанса опередить ни одного из них.
Если Ландо подставился под атаку Ферстаппена и затем смог избежать прямого сражения во многом благодаря круговым, то Пиастри не был в опасности ни в один момент гонки. Да, на пять кругов в середине дистанции он отпустил лидерство — но это произошло из-за того, что график остановок Макса был смещен. В остальном победа Пиастри была безупречной и спокойной.
Однако в самом конце гонки, на 55-м круге, произошел технический сбой в машине Антонелли. За последние три гонки «Мерседес» набрал 20 очков. Но ни одного из них не набрал Кими. В двух случаях из трех к этому привели технические проблемы. Это не может не расстраивать. Поначалу казалось, что Антонелли к концу сезона сможет опережать Джорджа. Сейчас же более вероятно, что отрыв будет расти, особенно учитывая невероятную форму Расселла.
Из-за схода Кими на трассу выехала машина безопасности. Это перевернуло все карты против Макса: стратегия трех пит-стопов была завязана на том, что в гонке не будет нейтрализаций. После третьего пит-стопа на 47-м круге Ферстаппен должен был ехать остаток гонки на софте, что было посильной задачей, учитывая износ шин у оппонентов.
Но машина безопасности спутала карты стратегам «Ред Булла»: все пилоты команд-соперников совершили пит-стоп, и Макс был вынужден сделать то же самое. На старом софте у него не было вариантов оказать сопротивление, а на свежем харде оставался вариант сохранить подиум.
Но эта опция не окупилась: уже к первому повороту его прошел шедший четвертым Леклер и чуть не обогнал Расселл. На двух эпизодах этих гонщиков, произошедших в первом и пятом поворотах, предлагаю остановиться подробнее.
В первом повороте машину Джорджа снесло в машину Макса. Расселл занес в поворот слишком много скорости, что в итоге привело к потере контроля — Ферстаппен был вынужден срезать, опережая соперника. И сразу после этого по радио прозвучала команда вернуть место пилоту «Мерседес», чтобы избежать штрафа. В «Ред Булл» решили не рисковать и сохранить хотя бы пятое место.
В пятом повороте Макс резко замедлился, пытаясь пропустить Джорджа. Расселл этого не понял и хоть и пошел на обгон, но не был готов к агрессивной обороне со стороны действующего чемпиона мира.
Итог — столкновение, в котором виноват Макс. Но всего этого могло не быть: согласно документу FIA о штрафе Ферстаппена, он получил его именно за то, что столкнулся с Расселлом. В другом документе указано, что штраф он получил именно за эпизод в пятом повороте, а не за обгон при срезке.
Справедлив ли штраф Макса?
Многие говорят, что Ферстаппен намеренно спровоцировал столкновение, за что должен быть дисквалифицирован. Во-первых, Макса и так могут наказать: из 12 штрафных баллов, после получения которых пилот вынужден пропустить одну гонку, Макс набрал уже 11.
Во-вторых, если судить по прецеденту, то штраф дан правильно. В Мексике прошлого года Макс дважды откровенно вывез Норриса, за что получил два десятисекундных штрафа. Здесь же он вынес Джорджа единожды.
Главное, что должно быть в судействе, — последовательность. И я считаю, что в данном случае стюарды сделали все правильно.
Хюлькенберг же тихой сапой финишировал пятым, опередив даже Хэмилтона. Однако это связано с необходимостью поднимать ногу с педали газа у пилотов «Феррари» в целях экономии топлива и шин. Будь в гонке немного больше кругов — Джордж бы легко прошел Шарля.
Итоги. Чемпионская гонка
Оскар увеличивает отрыв от Ландо, в то время как «Феррари» выходит вперед. Нельзя забывать, что машина, которая хорошо едет в Барселоне, хорошо едет везде. И в данном контексте Скудерия показывает лучшие результаты, чем почти все оппоненты. Однако в чем-то — за счет общего темпа — тифози могут надеяться на лучшее в ближайших трех гонках.
Отставание Макса в чемпионате плавно двигается к 50 очкам. И теперь — если он захочет взять титул — для него наиболее важным будет не набрать штрафных баллов и вывести наконец RB21 вперед, в борьбу за победу.
Общий зачет
1. Пиастри (Макларен) — 186
2. Норрис (Макларен) — 176
3. Ферстаппен (Ред Булл) — 137
4. Расселл (Мерседес) — 111
5. Леклер (Феррари) — 94
6. Хэмилтон (Феррари) — 71
7. Антонелли (Мерседес) — 48
8. Албон (Уильямс) — 42
9. Хаджар (Рейсинг Буллз) — 21
10. Окон (Хаас) — 20
Кубок конструкторов
1. Макларен — 362
2. Феррари — 165
3. Мерседес — 159
4. Ред Булл — 144
5. Уильямс — 54
6. Рейсинг Буллз — 28
7. Хаас — 26
8. Кик-Заубер — 16
9. Астон Мартин — 16
10. Альпин — 11