Папины дети теснят самородков

Telegram Дзен
Как автогонки становятся соревнованием избранных – сыновья богатых родителей один за другим получают контракты в самой престижной гоночной серии

Олег КАРПОВ

К гоночным династиям в "Формуле-1", да и в целом в автомобильном спорте уже все давно привыкли. Полтора года назад Нико Росберг стал вторым в истории пилотом, которому удалось повторить достижение собственного отца, завоевав чемпионский титул в самой престижной гоночной серии планеты, а главной восходящей звездой "Ф-1" считается Макс Ферстаппен – отпрыск экс-гонщика чемпионата Йоса Ферстаппена, пусть и не добившегося серьезных успехов. В младших гоночных сериях выступают и другие сыновья бывших пилотов, но постепенно в них становится все больше "детей" другой категории: в "Формулу-1" стремятся сыновья мультимиллионеров.

ФИНАНСОВЫЙ ФАКТОР

Гонки никогда не были спортом для бедных. Выстроить успешную карьеру без денег просто невозможно. Еще в картинге счета могут перевалить за сотню тысяч долларов в год, и подобные траты на увлечение сына могут позволить себе только в целом достаточно неплохо обеспеченные родители.

Конечно, есть исключения. Кими Райкконен, Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо выросли в не самых богатых семьях, но были замечены спонсорами еще в ходе картинговой карьеры и в итоге добрались до вершины благодаря собственным достижениям. Отцу Льюиса Хэмилтона приходилось работать на трех работах, пока его не взяла под крыло команда "Макларен". Но в большинстве других случаев именно родителям приходится оплачивать карьеру своих сыновей в молодежных чемпионатах. Спонсоры и меценаты готовы поддерживать самых одаренных, но от финансового фактора зависит очень многое – а в последние годы все больше и больше.

Гонки становятся дороже. Бюджеты команд растут в "Формуле-1", и это сказывается на юниорских сериях. Все дело – в растущем спросе на так называемых рента-драйверов. Частные команды "Ф-1" уже не в силах конкурировать с теми, которые поддерживаются крупными концернами, за счет привлечения спонсоров. Латать дыры в бюджете многие теперь просто не могут без "богатых" пилотов.

Некоторых – как, например, Серхио Переса – поддерживают национальные компании. Благодаря контракту с мексиканским гонщикам "Форс Индия" ежегодно получает солидную прибавку к бюджету. Самого Переса при этом сложно считать откровенным рента-драйвером. У него репутация сильного гонщика в паддоке, но при прочих равных команде выгоднее заключить контракт именно с ним, а не с других пилотом, у которого такой поддержки нет. При этом Перес зависим от интересов поддерживающих его компаний. В "Ф-1" долгое время выступали Пастор Мальдонадо и Фелипе Наср, которых спонсировали компании из Венесуэлы и Бразилии соответственно, но в определенный момент "Формула-1" перестала быть им интересна – и оба пилота незамедлительно вылетели из числа пилотов серии.

 

Лэнс СТРОЛЛ. Фото AFP

НОВАЯ ВОЛНА

Сейчас в гонках наступает новая волна притока рента-драйверов, правда несколько иной категории. Это гонщики с самыми лояльными спонсорами, которых только можно представить. В "Ф-1" стремятся дети мультимиллионеров. До самой престижной автогоночной серии уже добрался сын канадского мультимиллиардера Лоуренса Стролла. Владелец нескольких крупнейших брендов и успешный инвестор не просто увлекается гонками. Он выкупил две трассы у себя на родине, а уже второй год выступает в самой престижной серии мира. Без определенной доли таланта Лэнс Стролл, конечно, не добрался бы в "Ф-1" никогда. Но и без участия отца – тоже, безусловно, вряд ли получил бы место в "Уильямсе". По модели, которую опробовал Стролл-старший, теперь могут смело двигаться остальные. Лэнс не только всегда получал лучшую технику, – а это в техническом виде спорта фактор едва ли не главный, – он еще и выступал за "свои" команды. Стролл-старший стал совладельцем коллектива "Према", обеспечил ее серьезным бюджетом – в обмен та со своей стороны должна была сделать все для побед Столла-младшего.

Два года назад Лэнс стал чемпионом европейской "Формулы-3", побив все рекорды серии. Но очень многие отнеслись к его триумфу скептически: "Ф-3" остается одной из немногих юниорских категорий, в которых командам разрешено дорабатывать машину, и именно это могло обеспечить "Преме" решающее преимущество. Факт ее превосходства над остальными очевиден хотя бы по статистике. Она набрала практически вдвое больше очков, чем ближайшие преследователи, а из первых четырех строчек личного зачета три были заняты ее гонщиками. Работу с настройками команде облегчило наличие в коллективе Максимилиана Гюнтера и Ника Кэссиди – двух сильных гонщиков, которые также в каком-то смысле работали на успех Стролла.

Это тоже уже весьма распространенная практика: в напарники к "богатым мальчикам" команды теперь ищут сильных пилотов, у которых не хватает денег на оплату собственных выступлений – получая место в кокпите машины, они при этом стараются помочь добиться прогресса партнеру по команде. Так новозеландец Митч Эванс так провел четыре года в серии GP2 (сейчас она уже называется "Формула-2"), выступая в частности за "Русское время" в паре с Артемом Маркеловым, и команде "Кампос", где выступал бок о бок с Шоном Гелаэлем. По его собственным словам, за время выступлений в самом дорогом молодежном чемпионате Митч не потратил ни единого доллара, ни своих, ни личных спонсоров – при том, что обычно гонщики должны принести с собой в команду около 1,5 миллиона за сезон. Деньги от Эванса командам были не нужны, поскольку бюджет "Русского времени" обеспечивал российский предприниматель Валерий Маркелов, а машины "Кампос" были раскрашены в цвета компании "KFC Indinesia", принадлежащей одному из богатейших людей Индонезии Риккардо Гелаэлю…

Шон ГЕЛАЭЛЬ. Фото AFP

СПОРТ ДЛЯ ЭЛИТЫ

В новом сезоне "Формулы-2" роль Эванса теперь будет исполнять голландец Ник де Врис. Пару лет назад он был близок к тому, чтобы закончить карьеру в формулах и попытаться найти себе работу в кузовных гонках, но в последний момент ему помог Гелаэль-старший. Миллиардер из Индонезии оплатил Нику сезон в "Формуле-2" в прошлом году, а в этом даже перевел его в сильнейшую команду серии "Према". Теперь де Врис выступает за нее в паре с Гелаэлем-младшим. При этом очевидно, что коллектив будет стараться работать на Шона, поскольку именно его отец в этом году закрывает бюджет "Премы" в "Ф-2".

Карьера Гелаэля-младшего – пока лучшее доказательство, что в автогонках пока все же не все можно купить за деньги, а талант, чтобы пробиться в "Ф-1", все-таки необходим. "Выкатать" можно практически любого мало-мальски способного гонщика. Степень таланта в гонках лучше всего иллюстрируется тем, сколько времени пилоту требуется на адаптацию в машине. Самые лучшие находят общий язык с техникой сразу, но откатав на тестах несколько десятков дней, к тем же результатам может подобраться практически любой средний пилот.

Единственное, что пока сдерживает прогресс того же Гелаэля, – это невозможность проводить дополнительные тесты в "Формуле-2". Они запрещены регламентом, а потому Шон не блещет. Вообще за всю свою карьеру в младших категориях он одержал всего две победы в гонках второстепенных азиатских чемпионатов. Два сезона в европейской "Ф-3" он закончил на 28-м и 18-м местах, а в "Ф-2" дважды занимал в протоколе личного зачета чемпионата 15-ю строчку. Из пятидесяти гонок в категории он лишь семь закончил в десятке сильнейших. Но столь, мягко говоря, "скромные" результаты не мешают ему считаться тест-пилотом команды "Формулы-1" "Торо Россо" и даже выступать в пятничных тренировках в рамках этапов чемпионата – поскольку самой "Торо Россо" дополнительный бюджет от Гелаэля-старшего тоже не помешает.

Схожие мотивы лежат в основе сотрудничества команды "Форс Индия" с сыном российского бизнесмена Дмитрия Мазепина Никитой, который не слишком ярко пока выступает в молодежных чемпионатах, но все равно постепенно подбирается к "Ф-1". Ранее в "Форс Индии" тест-пилотом числился и Альфонсо Селис-младший, отцом которого является успешный бизнесмен из Мексики.

Главный фактор, который пока сдерживает наплыв в "Ф-1" сыновей богатых родителей – это новые правила получения суперлицензии. Благодаря победе в "Ф-3" Лэнс Стролл заработал необходимое количество условных баллов, и практически "автоматом" получил контракт с "Уильямсом", а командой – несколько десятков миллионов долларов от его отца. Нет сомнений, что когда необходимое количество баллов получит и Гелаэль-младший, щедрый контракт одной из команд "Ф-1" с "KFC Indinesia" позволит решить вопрос с переходом в главную гоночную серию планеты и ему. Если сыну потребуется для победы в "Ф-2" провести в чемпионате шесть-семь лет – он может спокойно продолжать в ней выступать, ведь у него есть самый лояльный спонсор.

Если так пойдет и дальше, "Формула-1" грозит превратиться из элитарного спорта в спорт для элиты. Чтобы этого не допустить, есть, впрочем, один верный способ – избавить команды "Ф-1" от необходимости искать себе "богатых" пилотов. Но это уже совсем другая история…

Все о "Формуле-1", календарь и результаты чемпионата - здесь