«В этом нет никакой политики». Хэмилтон продолжит вставать на колено и дальше

Telegram Дзен
Шестикратный чемпион мира пытается сгладить неловкость после того, как Даниил Квят и еще пять пилотов отказались от символического жеста накануне «Гран-при Австрии».

Инициатор акции с коленопреклонением накануне гонки в Шпильберге Льюис Хэмилтон заявил, что у него нет претензий к шести пилотам, которые отказалась от символического жеста в поддержку движения Black Lives Matter (Жизни черных важны) на стартовой решетке. 19 пилотов вышли на акцию в футболках с надписью End Racism (Остановите расизм), а Хэмилтон — в манишке Black Live Matters. 14 гонщиков встали на одно колено в знак солидарности с протестующими в США, а 6 участников «Гран-при» стались стоять. Среди отказников — россиянин Даниил Квят, испанец Карлос Сайнс, голландец Макс Ферстаппен, монегаск Шарль Леклер, итальянец Антонио Джовинацци и финн Кими Райкконен.

— Я не собирался никого принуждать к коленопреклонению, — отреагировал на случившееся Хэмилтон, который является первым темнокожим боевым пилотом в истории «Формулы-1» и активистом движения Black Lives Matter. — Я никого не просил следовать моему примеру — эту идею инициировали «Формула-1» и Ассоциация пилотов. Я благодарен тем, кто поддержал мой жест. Это мощное послание, но это не изменит мир, проблема гораздо шире. Готов ли я повторить эту акцию перед другими этапами? Да, если у меня будет такая возможность. В любом случае, я буду и впредь энергично поддерживать борьбу за равенство.

Пилоты «Формулы-1» не встанут на колени. План Хэмилтона провалился

Никто не выступил против лозунга за равноправие

Поступок шести пилотов вызвал бурное обсуждение в соцсетях, где одни проклинали «неколенопреклоненных» как расистов, а другие выжали им поддержку и отмечали, что глупо заставлять представителей разных народов и культур повторять очень специфический жест и ввязываться в дискуссию по важной, но все же локальной проблеме. При этом основные мировые СМИ ограничились информационными материалами и цитатами гонщиков, воздержавшись от положительной или отрицательной оценки их поступка. Для Квята и Ко это очень хорошо — начнись травля отказников в масс-медиа, пилотам пришлось бы выбирать между работой и своими убеждениями.

Незадолго до событий в Шпильберге профсоюз пилотов подтвердил, что каждый из гонщиков волен «демонстрировать свою поддержку борьбы с расизмом так, как считает нужным». По словам австралийца Даниэля Риккьядо, во время обсуждения часть участников «Гран-при Австрии» высказали беспокойство по поводу того, какие ассоциации могут возникнуть у их соотечественников в связи с коленопреклонением.

— Все пилоты в целом готовы поддержать борьбу с расизмом, никто не выступил против лозунга за равноправие, — говорит Риккьярдо, который в итоге сам встал на колено. — Но у некоторых из нас возникли трудности с национально-культурным восприятием жеста. При том, что в этом нет никакой политики, это просто поддержка движения Black Lives Matter. Мы выслушали все мнения и решили никого не ставить в неловкое положение. Никто не должен быть осужден за то, что демонстрировал поддержку борьбе за расовое равноправие удобным для него способом.

«Квят не поддался на провокации Хэмилтона». Реакция пользователей на отказ российского гонщика преклонить колено

Нельзя все сводить вопросу о том, вставать на колено, или нет

— Что бы ни обсуждалось внутри профсоюза, это личное дело каждого, — заявил Карлос Сайнс, не присоединившийся к акции Хэмилтона. — Нельзя принуждать людей к подобным действиям. Это абсолютно индивидуальное решение.

— Тема равноправия и отмены дискриминации очень важна, но ее нельзя сводить вопросу о том, вставать на колено, или нет, — поддержал своего пилота руководитель команды «Макларен» Андреас Зайдль. — Способ выражения гражданской позиции — это вообще не тема для публичной дискуссии.

— Я поддерживаю идея равенства и борьбы с расизмом. Но каждый волен самостоятельно выбирать способ выражать свое мнение, и делать это тогда, когда сам посчитает нужным, — написал в соцсетях Макс Ферстаппен. — Я решил не вставать на колено, но с уважением отношусь к выбору каждого гонщика.

— Считаю, что поведение в повседневной жизни значит больше, чем формальные жесты, которые в некоторых странах могут восприниматься неоднозначно. Я не стал вставал на колено, однако это не означает, что я готов бороться с расизмом в меньшей степени, чем остальные, — заявил Шарль Леклер, который демонстрировал футболку надписью End Racism не только перед стартом гонки, но и на церемонии награждения.

Квят не встал на колено, Боттас выиграл первую гонку

Тему подняли Феттель и Грожан

В принципе в спорте и раньше пытались пропагандировать гуманитарные лозунги — борьбу с голодом, болезнями или против загрязнения планеты. Но никогда прежде это не делали в столь агрессивной манере — с перекраской машин в черный цвет, лозунгами и вставанием на колено. Вообще, история с глубоким погружением «Формулы-1» в борьбу с расизмом — очень необычный эксперимент, на который новое руководство серии пошло в том числе из-за активности Льюиса Хэмилтона. Шестикратный чемпион мира, неудачно стартовавший в Австрии, говорит, что его и раньше очень волновали вопросы расового равноправия. Но прежний босс чемпионата Берни Экклстоун запрещал Льюису говорить на эту тему.

— Коленопреклонение началось с игрока НФЛ Колина Каперника — это он придумал этот жест, — рассказывает Хэмилтон. — Я говорил с ним перед «Гран-при США» в 2017 году, и у меня был шлем с его номером. Но меня заставили молчать об этом. Я согласился с таким ограничением, и теперь очень сожалею об этом. Поэтому для меня важно выполнить свою миссию на этот раз. При этом я никогда не требовал, чтобы кто-то встал на колено. Данную тему на брифинге пилотов подняли Феттель и Грожан, спросив остальных, согласны ли они на такую акцию. Некоторые заявили, что не будут этого делать. Я дал всем высказаться, а потом ответил: «Ребята, просто знайте, что я встану на колено, а вы делайте то, что считаете правильным».