Цыганка нагадала ему страшную смерть. Как Жиль Вильнев сломал позвоночник в аварии на трассе

Telegram Дзен
Трагическая история гибели канадца, который был легендой «Формулы-1».

Жиль Вильнев известен всем поклонникам «Формулы-1». Канадец считается одним из величайших гонщиков в истории автоспорта. Он мечтал стать чемпионом мира, но этому не суждено было случиться. Жизнь талантливого спортсмена унесла авария на трассе.

Снегоходы из-за денег

Любовь к скорости у Жиля Вильнева появилась еще в детстве. На его родине были распространены гонки на снегоходах. Также его отец часто пускал сына за руль своей машины. «Не помню, когда я впервые заинтересовался гонками, но я всегда любил скорость. Мой отец всегда ездил быстро, а я, ребенком, сидел у него на коленях и просил ехать еще быстрее, потому мы должны обогнать того парня, что едет впереди», — приводит слова Вильнева Wikiquote.

Погиб, чтобы спасти других. Трагедия гонщика Жюля Бьянки

Будущий пилот также пробовал себя в соревнованиях по драг-рейсингу. Однако он мечтал получить гоночную лицензию. Жиль принял важное решение — пройти обучение в школе английского гонщика Джима Расселла. Как итог — удачные выступления на «выставочных» гонках. После был громкий успех в чемпионате «Формула-Атлантик». Но не все шло гладко. Вильнев испытывал материальные затруднения. Чтобы оплачивать все расходы за соревнования, ему приходилось участвовать в гонках на снегоходах. За победы здесь были предусмотрены хорошие гонорары.

Жиль Вильнев.
Фото Getty Images

На лимите возможностей

Канадец смог обратить на себя внимание паддока «Ф-1» на «выставочной» гонке в 1977-м. Жиль обогнал действующего чемпиона «Больших призов» Джеймса Ханта. С легкой руки босса «Макларен» Тедди Мейера Жиль дебютировал на «Гран-при Великобритании». Продолжения с «Макларен» не получилось, но зато пилот заинтересовал «Феррари». Однако и там все поначалу складывалось безрадостно. Во второй гонке за Скудерию Жиль наехал на «Тиррелл», который принадлежал Ронни Петерсону. Машина шведского автогонщика подлетела и приземлилась за ограждением. Скончались два человека: маршал и фотограф. На канадца обрушилась жесткая критика со стороны общественности.

Трагический список: от Сенны до Уилсона

Однако когда Вильнев набрался опыта, он все чаще и чаще начал восхищать публику. Он одержал дебютную победу на домашнем «Гран-при Канады» — 1978. В 1979 году имя Вильнева прогремело на весь мир, он выиграл три гонки, стал вице-чемпионом мира вслед за напарником по «Феррари» Джоди Шектером, а Скудерия взяла Кубок конструкторов. Затем, правда, последовал неудачный сезон-1980, но в 1981-м канадец вновь отметился победами на «Гран-при».

Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт выделял такие качества Жиля, как талант и выносливость. «Его контроль над автомобилем был выдающимся, даже в сравнении со многими талантливыми гонщиками, с которыми мне довелось соревноваться за это время... Он управлял машиной «Больших призов» на абсолютном лимите ее возможностей», — признавался Стюарт в одном из интервью.

Жиль Вильнев.
Фото Getty Images

Трагическая гибель

Однажды цыганка нагадала канадскому пилоту страшную смерть. Казалось, что он и сам это знал. «Люди говорят, что я езжу как сумасшедший на трассе и за ее пределами. Они говорят, что я безумный, потому что улыбаюсь, когда мне грозит опасность. Может быть, я немножко сумасшедший, но дайте я вам кое-что скажу — я умру счастливым человеком, потому что буду делать то, что дает мне почувствовать себя живым», — говорил Вильнев в одном из последних интервью.

Авария в квалификации на «Гран-при Бельгии» стоила ему жизни. Трагедия произошла 8 мая 1982-го. Его напарником и заядлым соперником был француз Дидье Пирони. Канадский пилот ненавидел проигрывать Пирони. Тогда в Зольдере Вильнев хотел показать лучшее время любой ценой, атакуя на пределе. Жиль задел «Марч» немца Йохена Масса, налетев на правое заднее колесо. Красный болид взлетел в воздух, пилота выбросило из машины. Ремни безопасности просто не выдержали. Гонщик упал, пробив одно ограждение. Удар был такой силы, что шлем слетел.

Легендарный пилот «Феррари», так и не ставший чемпионом. 38 лет назад погиб Жиль Вильнев

Когда врачи оказались рядом с гонщиком, то он не дышал. Однако кислородная маска помогла это исправить. Внешне не было видимых повреждений. При этом у него была тахикардия, бледность кожного покрова и расширенные зрачки. Медики сразу же поняли, что проблема с позвоночником. Перелом пришелся на шею, в месте соединения с черепом. Также был поврежден спинной мозг. Вильнева экстренно госпитализировали в местную больницу. Но врачи не смогли ничего сделать, наступила клиническая смерть. А спустя шесть часов пилота не стало в возрасте 32 лет. Причина — травмы, несовместимые с жизнью.

Поклонники Вильнева обвиняли Пирони в гибели своего кумира. Четырехкратный чемпион мира Ален Прост вспоминал непростые отношения между двумя гонщиками. «За неделю до своей смерти Жиль звонил мне несколько раз, и все это время он говорил о Пирони. Он был настолько злой, что я не мог в это поверить. Когда случилась авария, я отчетливо понимал — почему», — говорил Прост в одном интервью.

На самом же деле французский гонщик тяжело переживал утрату. Ведь ранее они приходились друг другу лучшими друзьями. Психологическое напряжение вылилось в новую аварию. Пирони удалось спасти, но переломы обеих ног не позволили ему продолжить карьеру.

Авария унесла жизнь известного американского гонщика. Его придавил снегоход

Однако смерть настигла Дидье также на трассе. Он принял решение участвовать в гонках на океанских катерах. Именно здесь Пирони и погиб в 1987 году. Гражданская жена француза Кэтрин Гу вскоре родила двух близнецов. Девушка выбрала для них имена Жиль и Дидье.

Послужила ли причиной смерти Вильнева обида и злость или необоснованный риск трудно сказать. Однако мир автогонок потерял великого пилота, который так и не реализовал свою мечту — стать чемпионом мира.

«Я живу ради гонок и ради того, чтобы стать чемпионом мира. Я хочу быть им раз, два, три раза», — приводит слова Вильнева Wikiquote. Эту мечту, кстати, воплотил в жизнь сын Жиля — Жак Вильнев, который выиграл чемпионат мира «Формулы-1» в 1997 году.