Владимир Чагин - пилот команды "КАМАЗ-Мастер", шестикратный победитель ралли "Дакар". На его счету победы на 56 этапах этой гонки - абсолютный рекорд в истории.
Чагин в сознании миллионов людей в России и за ее пределами – гонщик. Но, если копнуть глубже, это отнюдь не единственная его ипостась, а может быть, и не самая главная. Между прочим, Чагин является еще и лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Потому что он не только выдающийся пилот, но и выдающийся инженер, множество идей которого нашли воплощение в гоночных грузовиках.
Совсем недавно "КАМАЗ-Мастер" и, естественно, Владимир были участниками автомобильного шоу в центре Москвы – Bavaria Moscow City Racing, и в перерыве между заездами я не нашла ничего лучшего, как спросить его – а что должен сделать человек, чтобы стать Владимиром Чагиным и как сам он дошел до жизни такой.
- Чтобы добиться того, что удалось мне, нужно в первую очередь хотеть, желать и ставить перед собой цель. И спокойно, уверенно, продуманно идти шаг за шагом. Естественно, не боясь трудностей и работы.
- Как можно стать пилотом "КАМАЗ-Мастер"?
- Это сложно, но реально. Двадцать два года назад, когда я пришел в команду, мне ведь не сразу дали гоночный комбинезон, перчатки и машину – мол, езжай, мальчик. Да меня даже на работу не приняли! Дали для начала испытательный срок и сказали: вон швабра, вон метла, подметай пол, а дальше посмотрим.
- Подметали в цеху?
- Конечно. Я ответил – нет проблем, надо подметать пол - значит, буду. Я все сделал. Тогда мне дали работу посложнее. Ее тоже сделал хорошо. И так потихоньку шел к той цели, которую перед собой ставил.
- То есть белоручкой в автоспорте, во всяком случае в нашей стране, быть нельзя?
- Безусловно. Добиваясь цели, приходится пройти многое: преграды, трудности. Надо только знать, чего хочешь. Если четко видишь цель, то понимаешь, как к ней идти.
- Вы нынешний и вы десять лет назад… что изменилось?
- Десять лет назад нашему экипажу впервые посчастливилось выиграть "Дакар". Это был 2000 год. До этого я десять лет к этому шел - со своего первого участия в африканской гонке в 1990 году... После первой победы мне показалось, что это радостное событие произошло единственный раз, что, наверное, такого счастья больше никогда не будет. И в 2001 году все четыре наши машины, которые принимали участие в гонке, сошли... Подумал: все закончилось - удача отвернулась, и больше мы "Дакар" не выиграем. Но нет - цель поставлена. И как вы знаете, нам удалось еще не раз в этой гонке победить...
- В таком случае, десять лет до первой победы и десять лет, за ней последовавшие, - какие годы вспоминаются как профессионально более сложные? В первые десять лет вы пытались достичь победы, во вторые - удержать.
- Сложно и то, и другое. На подиум взобраться тяжело - нужно к этому идти, придумывать машину, работать над собой, быть готовым физически, но не менее сложно потом это первое место удержать - конкуренты хотят тебя столкнуть. Да и самим нельзя расслабляться - машину нужно готовить так, чтобы она была конкурентоспособна.
- То есть надо понимать, что победная машина этого года может стать "не победной" уже в следующем?
- Да. Сейчас у нас уже готова машина на "Дакар"-2011, но на следующий год нужно будет опять что-то менять... На месте стоять вообще нельзя, нужно и автомобиль строить, и стратегию, и тактику участия в гонке готовить под ситуацию, под конкретный сезон, под конкурентов.
- Гонки занимают у вас два месяца в году. Что вы делаете в остальное время?
- Наша спортивная команда отличается тем, что не берет чьи-то машины – покупает за рубежом или у нас в стране, – она сама разрабатывает автомобили, сама их собирает, готовит, испытывает и затем участвует в гонках. Получается, уже не свалишь ни на кого - ой, нам плохую машину дали, она была недоработана. Во время соревнований мы - спортивная команда, а во все остальное время - производственный коллектив, можно сказать, мини-завод по изготовлению специализированной техники. В нашем составе 102 человека. Это и механики, работающие на производственном участке, - специалисты, "золотые руки", которые вручную собирают машины из деталей, разработанных конструкторами и технологами. Есть у нас и отдел снабжения, который найдет то, что нам нужно, пусть даже в самой далекой точке света. У нас и своя бухгалтерия, и отдел PR. Весь этот коллектив и делает наш конечный продукт - автомобиль. А уже потом кто-то становится гонщиком и выходит на старт…
- Когда была у вас на заводе в Набережных Челнах, поняла, что вы знаете всё обо всех самых мельчайших деталях вашего автомобиля. Получается, Чагин-гонщик это должен знать?
- Ну, да. Приходится по долгу службы постоянно сотрудничать с конструкторами, разрабатывать машину, спорить, согласовывать, доказывать им что-то, убеждать, соглашаться или нет. Это и есть нормальный, творческий процесс, интересная работа.
- В таком случае Владимир Чагин - профессиональный гонщик или профессиональный, что называется, автомобилестроитель?
- 10 месяцев я - автомобилестроитель, два месяца - гонщик. Своим профессиональным праздником считаю День автомобилестроителя!
- Вы уж простите, но широкая публика знает вас исключительно как пилота "КАМАЗа". И какова же ваша мечта как гонщика?
- Из ближайших - успешно проехать гонку "Шелковый путь". В прошлом не получилось. Жаль, ведь гонка была нами организована, проходила по территории нашей страны... Досадная была поломка. На скорости 130 км/час оторвалось переднее колесо, чуть не перевернулись... Хотелось бы, чтобы в этом году такой неудачи не было и мы на "Шелковом пути" показали хороший результат.
- А как автомобилестроителя?
- Мы сделали машину, которую хотели. На сегодняшний день она совершенная. Хочу, чтобы всегда нам это удавалось, чтобы ничего не мешало. Ни недостаток фантазии и творчества, ни финансовые проблемы. Вот, пожалуй, и всё.
Лина ХОЛИНА