АВТОСПОРТ
В классическом ралли болельщики нередко возвращают на трассу вылетевший с нее автомобиль. В ралли-рейдах все наоборот. Экипажу россиянина Леонида Новицкого на пути к победе в общем зачете Кубка мира-2011 пришлось на руках оттаскивать с дороги некстати заглохшую машину простых марокканцев.
"...Мы подъезжаем к мосту и видим, что его перегородил автомобиль, - рассказывает Новицкий о первом дне гонки в Марокко. - Под мостом женщина стирает белье. Несколько раз сигналим - без толку. Мой штурман Андреас Шульц подбегает к машине - закрыта. Находит под мостом спящего на солнышке водителя, будит его, ведет к машине - выясняется, что сел аккумулятор. В результате мы кое-как вручную стаскиваем эту злополучную машину с моста... Теряем на это время, я нервничаю. Но Шульц совершенно спокоен. Он дальше ведет гонку так, как будто не было никакой истории с мостом..."
О своем штурмане Новицкий никогда не забывает сказать пару добрых слов. Андреас Шульц действительно из тех, с кем не страшно оказаться даже посреди пустыни. Солидный возраст немца (56 лет) в ралли-рейдах - скорее преимущество. Здесь опыт порой не компенсируешь ни водительским мастерством, ни сообразительностью. Шульц, за спиной у которого полторы сотни гонок, среди которых две победы на "Дакаре", может заметить десяток важных ориентиров в такой точке пустыни, где новичок увидит просто "очень много песка". Трудно переоценить и опыт работы Андреаса в заводских командах "Мицубиси" и "Фольксваген", каждая из которых добивалась в рейдах немалых успехов...
Но каждый комплимент штурману Шульцу - это одновременно и признание достоинств гонщика Новицкого. Ведь такого ценного (и высокооплачиваемого) специалиста профессиональная немецкая команда X-Raid не наймет в пару к бесперспективному водителю. И москвич более чем достойно отрабатывает авансы: в этом году он второй раз подряд выполнил поставленную командой задачу-максимум - стал обладателем Кубка мира по ралли-рейдам.
Ключевым моментом сезона сам Леонид считает победу в Тунисе. Если оставить за скобками стоящий особняком (и не включенный в календарь Кубка) "Дакар", то гонка в Тунисе - самая сложная среди ралли-рейдов. Здесь и дистанция больше, и пески коварнее, и камни острее, чем на похожих этапах в Марокко или ОАЭ. Вдобавок лагерь участников в Тунисе каждый день перемещается, и спортсмены могут забыть о комфортных гостиничных номерах - спать приходится в палатках под гул сварочных аппаратов и треск гайковертов. В этом году в Тунисе несколько машин получили от местных жителей булыжниками по стеклам. Одним словом, если победа, к примеру, в Марокко приносит просто удовлетворение, то первое место в Тунисе – удовлетворение глубокое. А экипаж Новицкого и Шульца это соревнование выиграл. Причем в плотной борьбе со своим главным конкурентом - легендой ралли-рейдов Жан-Луи Шлессером.
Впрочем, наряду со взлетами у команды были и приличные провалы. Накануне этапа в Марокко во время недельных тестов все машины благополучно преодолели по три-четыре тысячи километров. Но в самой гонке проблемы с подачей масла вывели из строя два мотора (в том числе на машине Новицкого) всего за два дня!.. Вскрытый "на всякий случай" двигатель третьего автомобиля, как оказалось, тоже был на грани выхода из строя. Впрочем, на этот случай у завсегдатаев ралли-рейдов, по словам Новицкого, есть простой способ снять напряжение и смириться с неудачей: "Надо представить, что такая же неприятность могла случиться на главной гонке года - "Дакаре". И сразу становится легче. Раз проблема всплыла до "Дакара" - значит, мы успеем найти решение и в Южной Америке дергаться по этому поводу уже не будем. Я проверял – помогает."
Неприятные воспоминания остались у Новицкого и от "Испанской бахи". Баха - это короткая гонка, где больше катаешься от спецучастка к спецучастку, чем собственно гоняешься. Россиянину такие не по нраву. Другое дело полноценные ралли-рейды, где длина одного спецучастка может зашкалить за 500 км (на некоторых бахах вся дистанция гонки едва переваливает за 200). Вдобавок в Испании сразу начались странные проблемы с машиной. На первых же километрах без видимой причины поломались кронштейны, на которые особенных нагрузок вообще-то не приходится. Турбина перестала гнать воздух в мотор, из-за этого упала мощность... А когда механики привели все в порядок и Новицкий бросился отыгрываться, то потерял еще больше времени, пробив одно за другим несколько колес.
И все же неудачи на отдельных этапах не помешали россиянину стать первым в общем зачете. Соавторами этой победы стали один штурман и... сразу два автомобиля: по ходу сезона Новицкий пересел с хорошо ему знакомого BMW X3 на MINI. Дело тут не столько в технике, сколько в маркетинге. Концерн BMW, оказывающий поддержку команде X-Raid (ему принадлежит в т. ч. и марка MINI), в какой-то момент решил, что Х3 уже достаточно "засветился" и может постепенно сходить со сцены. Ведь в течение последнего года эти машины не совершенствуются и не модернизируются. Теперь все силы инженеров брошены на MINI, постепенно пересесть на которые должны будут все экипажи команды.
Тут важно не путать гоночную технику с "гражданской". Если дорожные BMW X3 и MINI Countryman серьезно отличаются друг от друга, то в ралли-рейдах это скорее две ступени эволюции одной машины. С тем же трехлитровым дизелем (две турбины, 315 л. с.), с одной и той же принципиальной схемой кузова и подвесок. Тщательные измерения показывают, что MINI на 10 см короче и "сидит" на 3 см ниже. Также механики X-Raid отмечают: внешние кузовные панели на новой машине можно демонтировать гораздо быстрее. Ну и Новицкий может добавить в этот список кое-что от себя: "Во-первых, MINI лучше с точки зрения эргономики. Он шире, сиденья смещены к центру автомобиля - и теперь ты не бьешься левым локтем о каркас безопасности, как часто случалось в BMW. Во-вторых, в характере машины также чувствуется разница: MINI ощутимо острее рулится и приземляется мягче".
За рулем MINI россиянин выйдет и на старт очередного "Дакара", который начнется 1 января в Южной Америке. Пока 8-е место Новицкого в 2009 году - лучший результат, которого добивались россияне на "Дакаре" за рулем легковых автомобилей. И у Леонида есть неплохие шансы улучшить свой рекорд. После ухода заводской команды "Фольксваген" коллектив X-Raid стала одним из главных претендентов на победу в легендарной гонке.
Кирилл КАЧНОВ