"ДАКАР-2012"
Организаторы обещали, что один-два сильных участника позабудут о победе, сев на брюхо в дюнах. На деле главный неудачник дня "застрял" не в песке, а в спортивном регламенте гонки. Увы, этим неудачником стал самый быстрый экипаж команды "КАМАЗ-мастер"...
Лет через двадцать фанаты гонок могут уже и не вспомнить, что Дакар - это название города, расположенного в Африке и являющегося столицей Сенегала. Настолько прочно это имя закрепилось за конкретной гонкой - да и целым видом автоспорта в целом. Далеко не все сразу поймут, что кроется за названиями соревнований вроде "Испанская баха" или "Вызов пустыне". Но стоит сказать: "Это что-то вроде "Дакара", только покороче и попроще" - и ясность сразу будет внесена.
Имя аргентинского города Фьямбала для участников "Дакара" похожим образом теряет связь с конкретным местом и становится синонимом чего-то трудного, коварного и опасного. В высоких дюнах на подходе к этому городу регулярно застревает немало экипажей - в том числе тех, кого можно отнести к фаворитам гонки. Как это происходит - рассказал южноафриканец Жинель де Вильерс, уже в этом году потерявший под Фьямбалой почти 20 минут: "Мы переехали через гребень дюны - а за гребнем была приличного размера яма. Выскочить из нее ходом не получилось, песок был слишком мягким - пришлось копать. Правильно поддомкратить автомобиль у нас получилось только с пятого или шестого раза..."
Но переменчивая латиноамериканская погода на этот раз пожалела участников и разочаровала организаторов, накануне обещавших публике "ночь длинных лопат". Дожди сделали песок более плотным и обезвредили ряд ловушек на трассе спецучастка. Судить о состоянии трассы можно по результату Робби Гордона, чей моноприводный "Хаммер" больше любит твердый грунт, а не мелкодисперсный песок: американец проиграл всего минуту победителю спецучастка, поляку Кшиштофу Холофчику. Второй "Хаммер" под управлением Нассера Аль-Аттия тоже был быстр вплоть до момента, когда разболтавшееся в своих креплениях запасное колесо повредило один из патрубков системы охлаждения и вынудило экипаж потратить почти двадцать минут на ремонт.
Одним словом, спецучасток оказался отнюдь не убойным - и большинство экипажей прибыло на финиш в хорошем настроении. Даже Стефан Петерансель, ехавший первым и поэтому не имевший возможности ориентироваться по чужим следам (обычно это следы мотоциклистов, которые в этот день шли по отдельному маршруту). Особенно улыбчив, конечно, был показавший лучшее время Кшиштоф Холофчик: "День назад все было не так: с утра болела голова, машина была далека от идеала - и я ехал как маленький мальчик, лишь бы не заблудиться и не проскочить нужный поворот. Сегодня все по-другому! Сам спецучасток был сравнительно прост, плюс накануне механики восстановили оптимальные для меня настрой - и машина просто полетела!.."
Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Результаты 5 СУ
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Кшиштоф ХОЛОФЧИК | MINI All4 Racing | X-Raid | 02:10:51 |
2. | Робби ГОРДОН | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:01:01 |
3. | Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:03:52 |
4. | Хуан РОМА | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:07:47 |
5. | Леонид НОВИЦКИЙ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:08:18 |
...9. | Жинель Де ВИЛЬЕРС | Toyota Hilux | Imperial Toyota | + 00:19:12 |
...11. | Нассер АЛЬ-АТТИЯ | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:23:55 |
В общем зачете MINI команды X-Raid медленно, но верно оттесняют конкурентов от подиума, хотя 15 минут отставания после пяти дней гонки (в случае с Робби Гордоном) - не повод поднимать панику и расставаться с мечтой о победе. С другой стороны, если экипажи на "Хаммерах" по-прежнему планируют выиграть гонку, то не мешало бы дать публике понять, где именно они собираются атаковать и отыгрывать время у лидеров. Особенно это касается Аль-Аттия, чье отставание в добрый час уже никак нельзя назвать символическим...
Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Общий зачет после пяти дней
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ | MINI All4 Racing | X-Raid | 11:58:03 |
2. | Кшиштоф ХОЛОФЧИК | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:04:18 |
3. | Хуан РОМА | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:10:39 |
4. | Робби ГОРДОН | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:13:32 |
5. | Жинель Де ВИЛЬЕРС | Toyota Hilux | Imperial Toyota | + 00:21:01 |
6. | Леонид НОВИЦКИЙ | MINI All4 Racing | X-Raid | + 00:30:51 |
...8. | Нассер АЛЬ-АТТИЯ | Hummer H3 | SPEED Team | + 00:50:47 |
Грузовикам огромный крутящий момент их двигателей помогал выбираться даже из мягкого песка, периодически встречающегося на трассе. Чуть ли не единственным проблемным местом был затяжной подъем в самом начале спецучастка, о котором рассказал Ильгизар Мардеев, пилот боевой технички команды "КАМАЗ-мастер": "Подъем тянулся несколько километров, и песок там был такой вязкий, что многие не смогли сразу подняться и встали. У тех, кто продолжал движение, шли вверх температуры масла и охлаждающей жидкости в двигателях - в том числе и у нас: в самом конце пришлось даже сбавить темп, чтобы немного мотор остудить..."
Сложно понять, сказался ли именно этот подъем на состоянии двигателя одного из грузовиков команды Veka MAN - но в итоге категория грузовиков, похоже, понесла первую крупную потерю. С трассы спеучастка несколько раз за день приходили сообщения, что экипаж Марселя Ван Влита (он был самым быстрым в первый день "Дакара") остановился и безуспешно пытается починить свой грузовик. В опубликованных организаторами результатах спецучастка и таблице общего зачета Ван Влит отсутствует - никакой информации о нем не появилось и на сайте команды.
У лидера гонки, голландца Де Роя на "Ивеко" накануне тоже не все было в порядке с мотором: механики чуть ли не всю ночь работали над системой охлаждения, функционировавшей хуже, чем требовалось. Тем не менее, Де Рой не стал совсем уж осторожничать: "Не так просто заставить себя сбавить ход, когда ты уже вошел в хороший ритм. С другой стороны, я понимал, что на этом спецучастке нельзя отыграть много, но можно много проиграть. Вдобавок все два часа я никого не видел в зеркалах - так что, наверное, смог бы выиграть, даже если бы с утра забыл снять грузовик с ручного тормоза" Вот тут голландец явно приврал, ведь на деле результаты спецучастка получились неверотяно плотными: после двух с лишним часов езды Алеш Лопраис на "Татре" уступил Де Рою всего 14 секунд!..
Ралли-рейд "Дакар". Грузовики. Результаты 5 СУ
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Жерар Де РОЙ | Iveco Powerstar | Petronas Team De Rooy | 02:34:30 |
2. | Алеш ЛОПРАИС | Tatra 815-2 | Instaforex Loprais Team | + 00:00:14 |
3. | Мики БЬЯЗИОН | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | + 00:01:19 |
...5. | Эдуард НИКОЛАЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:02:04 |
6. | Артур АРДАВИЧУС | КАМАЗ 4623 | "Астана" | + 00:14:35 |
7. | Андрей КАРГИНОВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:15:20 |
...10. | Франц ЭХТЕР | MAN TGS 480 | Veka MAN | + 00:21:37 |
...12. | Айрат МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:25:21 |
13. | Ильгизар МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:26:41 |
Но плотность результатов спецучастка была главной темой для разговоров лишь до того момента, как пришла новость о снятии с гонки экипажа Эдуарда Николаева. История со столкновением с джипом братьев Ди Пальма на четвертый день соревнований, казалось бы, разрешилась благополучно - но после дополнительного расследования судьи усмотрели в действиях экипажа неспортивное поведение и исключили самый быстрый "КАМАЗ" из гонки. Напомним, что из трех "основных" пилотов команды (Ильгизар Мардеев пилотирует быструю техничку, которая везет большой запас запчастей и не имеет целью борьбу за результат) только Николаев раньше выступал на "Дакаре" как пилот - Айрат Мардеев и Андрей Каргинов участвовали в этой гонке только как механики. А о том, насколько в этих соревнованиях важен опыт, говорит положение в общем зачете: с отставанием в 45-50 секунд от лидера Мардеев и Каргинов уступают даже экипажу команды "Астана", выступающему на более старом и технически менее совершенном российском грузовике. Спору нет, за десять следующих дней гонки случится может многое: но пока шансы "КАМАЗа" выиграть очередной "Дакар" если не исчезли совсем, то очень ощутимо снизились...
Пилот | Автомобиль | Команда | Время | |
1. | Жерар Де РОЙ | Iveco Powerstar | Petronas Team De Rooy | 13:44:43 |
2. | Ханс СТЕЙСИ | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | + 00:04:21 |
3. | Мики БЬЯЗИОН | Iveco Trucker Evolution II | Petronas Team De Rooy | + 00:04:25 |
4. | Алеш ЛОПРАИС | Tatra 815-2 | Instaforex Loprais Team | + 00:13:11 |
5. | Артур АРДАВИЧУС | КАМАЗ 4623 | "Астана" | + 00:27:38 |
6. | Андрей КАРГИНОВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:45:57 |
7. | Айрат МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 00:51:47 |
8. | Франц ЭХТЕР | MAN TGS 480 | Veka MAN | + 00:53:49 |
...11. | Ильгизар МАРДЕЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | + 01:25:23 |
- | Эдуард НИКОЛАЕВ | КАМАЗ 4326 | "КАМАЗ-мастер" | снят с гонки |
Шестой этап гонки отменен организаторами из-за плохих погодных условий, поэтому теперь гонка возобновится только 7 января. Участников ждет 444-километровая петля вокруг чилийского города Копьяпо, включающая в себя спецучасток длиной 154 км.
Кирилл КАЧНОВ