РАЛЛИ (WRC)
Эта гонка - одна из немногих, где восьмикратный чемпион мира держится паинькой, вежливо уступая победу своим соперникам. Но в этом году, даже проехав трассу в пол-педали, он наверняка останется при своих. То есть при лидерстве в чемпионате и хороших видах на девятый титул.
Нынешних раллийных болельщиков можно разделить на два больших лагеря. Одни не нарадуются победам Себастьяна Лоеба и команды "Ситроен" - остальные не дождутся, когда закончится это грозящее стать девятикратным издевательство над теорией вероятностей.
"Ралли Монте-Карло" и "Ралли Швеции" шли друг за другом уже в программе самого первого чемпионате мира, разыгранного в 1973 году, за год до рождения самого успешного раллиста всех времен. Но эта очередность оказалась очень уместной и в нынешней лоебоцентричной реальности. Первую гонку франкофобам лучше вообще не смотреть, чтобы зря не расстраиваться: в этом году, к примеру, Лоеб обеспечил себе победу уже к вечеру первого из пяти дней. Зато следующая сулит мало хорошего уже франкофилам. Лоеб стартовал в Швеции девять раз и финишировал первым лишь однажды. А другие пилоты "Ситроена" ни разу не добрались даже до нижней ступеньки подиума.
Показательно, что ту единственную победу француз одержал в 2004 году, когда на его счету не было еще ни одного чемпионского титула. Сколько бы наград он ни собрал за последующие сезоны, как бы ни шлифовал свое мастерство, как бы ни сплачивал команду вокруг себя - с тех пор из Швеции привозил в лучшем случае вторые места.
Причина всему - лесные дороги в шведском лене Вермланд и в соседней норвежской губернии Хедмарк (там находятся три спецучастка, а еще один проложен по территории сразу двух стран). Главный сюрприз для новичков - так называемая "трехмерность", когда профиль дороги то и дело меняется. Неровности не настолько чувствительны, чтобы их можно было назвать кочками или ямами, но достаточны, чтобы "подправить" траекторию автомобиля в повороте или резко уменьшить уровень сцепления колес с покрытием. Гонщику надо понимать и уметь прогнозировать, как поведет себя машина на таких неровностях. С умом прокладывать траекторию, каждый раз делать поправки в работе рулем и газом, быстро стабилизировать только начинающую сбиваться с правильного курса машину.
Немало в Швеции и "отягчающих обстоятельств". Плохо просматривающиеся повороты, сравнительно высокая скорость на спецучастках, узкие дороги... Наконец, снежные брустверы: если все делать правильно - машина опирается на них и сохраняет скорость на выходах из поворотов, а если допущена ошибка - резко меняет курс и, пробив снежный вал, застревает в нем намертво.
Одним словом, вести автомобиль надо идеально - быстро, точно, позволяя себе разве что микроскопические ошибки. Достичь совершенства в таких условиях проще скандинавским гонщикам. На ранних стадиях карьеры они регулярно утюжат местные или похожие на них дороги, причем постепенно наращивают темп, пересаживаясь с менее быстрых машин на более быстрые. Заодно успевают наделать ошибок, пока их цена не слишком высока. Неудивительно, что из 59 состоявшихся "Ралли Швеции" скандинавские раллисты выиграли 58.
И кстати, пять побед марки "Форд" в последних пяти гонках - вовсе не доказательство того, что "Фокусы" и "Фиесты" лучше других машин чувствуют себя на ледовой трассе. Просто с 2006 года автомобилями заводской команды управляли исключительно финны (Гронхольм, Хирвонен и Латвала). "Ситроен" же, наоборот, сажал за руль своих автомобилей только испанцев и французов (Лоеб, Сордо, Ожье), которые отлично чувствуют себя на асфальте, но в шведские снега впервые попадают уже в сравнительно зрелом возрасте.
Совершившийся этой зимой переход Микко Хирвонена из "Форда" в "Ситроен" интересен как раз тем, что французская команда сделала свой состав более универсальным. И принести первые плоды это должно как раз на "Ралли Швеции". Раньше Себастьяну Лоебу приходилось выбирать между двумя неидеальными вариантами. Первый - ехать максимально быстро, но в этом случае шансы закончить гонку в сугробе у француза были гораздо выше, чем у его соперников из "Форда". Второй - держать разумный темп, заранее отдав победу конкурентам и рассчитывая отыграть потерянные очки на следующих гонках.
С приходом Хирвонена ситуация изменилась. В предыдущие годы недобранные Лоебом очки гарантированно доставались его противникам. Теперь возможен вариант, когда восьмикратный чемпион мира не выиграет, но на его турнирных перспективах это никак не скажется - если первым финиширует финн.
Поэтому, с одной стороны, подуставшие от побед Лоеба болельщики могут быть спокойны. Восьмикратному чемпиону мира теперь уж совсем ни к чему рисковать, и маловероятно, что в воскресенье он первым въедет на финишный подиум в Карлстаде. С другой стороны, команда "Ситроен" имеет хорошие шансы прервать пятилетнюю победную серию "Форда". Ведь Хирвонен и по количеству побед в "Ралли Швеции", и по среднему количеству заработанных за одну гонку очков опережает всех участников нынешнего чемпионата мира. Имеет в своем распоряжении отличную, если не вообще лучшую машину. Плюс не испытывает прессинга - ведь в этом сезоне все считают его вторым пилотом, от которого не требуется особых подвигов. Так что, результаты "Ралли Швеции" с большой долей вероятности будут Лоебу только на руку. И пространство борьбы с подмявшим под себя статистику французом станет меньше еще на одну гонку.
Кирилл КАЧНОВ
---
"Ралли Швеции". Статистика лидеров чемпионата мира
Пилот | Автомобиль | Команда | Г | СХ | О | СР | ЛР | П |
Микко ХИРВОНЕН | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 8 | 1 | 85 | 10,6 | 1 | 2 |
Себастьян ЛОЕБ | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 9 | 2 | 93 | 10,3 | 1 | 1 |
Яри-Матти Латвала | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | 6 | 2 | 55 | 9,2 | 1 | 1 |
Петтер СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | 12 | 3 | 80 | 6,7 | 1 | 1 |
Дани СОРДО | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | 4 | - | 20 | 5 | 4 | - |
Мадс ОСТБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Adapta WRT | 6 | - | 28 | 4,7 | 2 | - |
Хеннинг СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Go Fast Energy WRT | 12 | 4 | 42 | 3,5 | 4 | - |
Г - проведенные гонки, СХ - сходы, О - набранные очки (пересчитаны за все годы по использующейся сейчас системе), СР - среднее количество очков за одну гонку, ЛР - лучший результат, П - победы
ЧМ по ралли. Пилоты. Общий зачет после первого этапа
Пилот | Автомобиль | Команда | Очки | |
1. | Себастьян ЛОЕБ | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 28 |
2. | Дани СОРДО | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | 18 |
3. | Петтер СОЛБЕРГ | Ford Fiesta RS WRC | Ford WRT | 15 |
4. | Микко ХИРВОНЕН | Citroen DS3 WRC | Citroen Total WRT | 14 |
5. | Евгений НОВИКОВ | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | 11 |
6. | Франсуа ДЕЛЕКУР | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | 8 |
7. | Пьер КАМПАНА | MINI JCW WRC | MINI WRC Team | 6 |
8. | Отт ТАНАК | Ford Fiesta RS WRC | M-Sport Ford WRT | 4 |
9. | Мартин ПРОКОП | Ford Fiesta RS WRC | Czech Ford National Team | 2 |
10. | Арминдо АРАУЖО | MINI JCW WRC | Armindo Araujo WRT | 1 |
ЧМ по ралли. Команды. Общий зачет после первого этапа
Команда | Автомобиль | Очки | |
1. | Citroen Total WRT | Citroen DS3 WRC | 37 |
2. | MINI WRC Team | MINI JCW WRC | 26 |
3. | M-Sport Ford WRT | Ford Fiesta RS WRC | 16 |
4. | Ford WRT | Ford Fiesta RS WRC | 15 |
5. | Armindo Araujo WRT | MINI JCW WRC | 4 |
6. | Palmeirihna Rally | MINI JCW WRC | 2 |