РАЛЛИ
Японская марка стала автором хорошей новости, но на каждую хорошую найдется своя неважная: "Форд" сравнивает главный раллийный турнир с тонущим кораблем и грозит через полтора года сойти на берег.
Ничего еще не решено, но все возможно - такова суть короткого интервью, которое Йошиаки Киношита, руководитель гоночного подразделения "Тойоты", на днях дал британскому журналу Autosport. Для радости вроде бы пока нет никакого конкретного повода, но высокопоставленный менеджер озвучил такие идеи, о которых в последние несколько лет ни он сам, ни обладатели аналогичных постов в других компаниях не заикались. Чего стоит предположение, что при хороших раскладах японский концерн может потянуть сразу две масштабные гоночные программы - и участие в гонках на выносливость (проект рассчитан на три года), и возвращение в чемпионат мира по ралли. Ведь совсем недавно такие программы закрывались одна за другой - и японские марки делали это с особой решительностью.
Теперь все по-новому. И работы над автомобилем модели Yaris - компактным хэтчбеком, который может стать конкурентом Citroen DS3, Ford Fiesta RS и VW Polo R, - уже ведутся на центральной базе в Кельне. "Мы не занимались ралли больше десяти лет, и практически все ключевые специалисты покинули компанию, - рассказывает Киношита. - Сейчас под рукой нет многих нужных знаний и технологий, все это требуется восстанавливать. Но 2014 год - это вполне реальный срок для дебюта".
В появлении на раллийной сцене нового заводского коллектива заинтересованы все, кто имеет хоть какое-то отношение к чемпионату мира. И организаторы турнира, которых наличие всего двух сильных игроков - "Ситроена" и "Форда" - держало в подвешенном состоянии: уход одного фактически лишит соревнование его основной сути и смысла. И пилоты: ведь одна из главных проблем последнего времени в том, что на талантливых гонщиков просто не хватает мест в заводских командах. И болельщики: выигрывающему все и вся "Ситроену" просто необходим достойный соперник, а на счету "Тойоты" уже есть опыт укладывания на лопатки признанного фаворита в лице итальянской команды "Лянча". Поэтому японцам не составило труда получить разрешение на строительство раллийного болида из Yaris, хотя эта модель на 15 сантиметров короче, чем требует технический регламент.
Впрочем, слухи о возвращении одних производителей, к сожалению, неизменно сопровождаются слухами об уходе других. Отсутствие у чемпионата мира компании-промоутера раздражает многих - и среди этих многих оказался Жерард Квинн, отвечающий за автоспортивные программы в европейской штаб-квартире "Форда". Неделю назад он озвучил вариант перехода заводской команды в другой турнир - IRC, который не может похвастаться столь большим географическим охватом (этапы проводятся только в Европе), но управляется гораздо лучше, чем мировое первенство. "IRC - образец того, как организаторы турнира могут добиваться поставленных целей, - сказал, в частности, Квинн. - Этот чемпионат постоянно прогрессирует, ему гарантировано приличное количество времени на телевидении (организатором IRC является одно из подразделений канала "Евроспорт". - Прим. "СЭ"), он отлично представлен в интернете и социальных сетях. Я не хочу выглядеть крысой, сбегающей с тонущего корабля, но в конце 2013 года мы будем всерьез рассматривать вопрос о переходе в IRC..."
Это заявление уже нельзя назвать намеком - представитель "Форда" прямо угрожает Международной автомобильной федерации. Та, впрочем, до сих пор не торопится вносить ясность в наиболее животрепещущие вопросы - идет ли речь о выборе компании-промоутера или об условиях сотрудничества с организаторами конкретных этапов, которые в начале лета подверглись своеобразному вымогательству со стороны раллийной комиссии FIA. Никто не требует от организаторов чемпионата безотказно плясать под любой мотив, который играют на своей дудке автопроизводители. Но если ситуация останется подвешенной в течение еще нескольких месяцев, велик риск, что уже присутствующие марки свернут свои программы, а новые - включая "Тойоту" - так и не решатся ввязаться в игру со столь нестабильными правилами.
Кирилл КАЧНОВ
---
20 лет выступлений марки "Тойота" в мировом ралли за 2 минуты