Евгений Новиков: "Ошибка моя - но виноват в ней штурман!"

Telegram Дзен

РАЛЛИ

Как выяснилось на "Ралли Германии", в переводе с новиковского слово "отлично" означает вылет с трассы на первом же спецучастке. "СЭ Мотор" пытается разобраться в тонкостях раллийной лексики.

"Я уверен, что все будет отлично!" - заявил Евгений Новиков сайту своей команды накануне "Ралли Германии". Прозвучало самоуверенно: ведь на старт немецкой гонки россиянин должен был выйти впервые, да еще и в компании с новым для себя штурманом. Дени Жироде восстанавливается после полученной на "Ралли Финляндии" травмы, и его место временно занял другой француз - Николя Клинже. С одной стороны, на его счету - победа в турнире IRC, который с точки зрения престижности считается вторым в чемпионате мира. С другой, смена штурмана не всегда проходит безболезненно. Стоит вспомнить, что до Жироде, которого на полном серьезе можно считать одним из соавторов нынешних успехов россиянина, Евгений успел поработать с несколькими иностранцами - и с некоторыми, даже очень опытными спортсменами полноценные рабочие отношения так и не сложились.

Первый же спецучасток "Ралли Германии" принес неутешительные новости: вылетевший с трассы автомобиль Новикова получил такие повреждения, что продолжать движение не имеет смысла. Причина - россиянин "переоценил" один из участков трассы: во время ознакомления пометил, что поворот можно проходить на полном газу, в то время как на деле перед поворотом надо было сбросить ход или даже слегка притормозить. На следующий день с 30 минутами штрафа россиянин продолжил борьбу, чтобы к вечеру с 54-й позиции подняться на 30-ю, а воскресным утром - второй раз сойти с трассы, на этот раз из-за поломки своего Ford Fiesta RS. В ходе интервью, состоявшегося вскоре после финиша немецкой гонки, вопрос об источниках оптимизма накануне сложившегося так непросто ралли был неминуем…

- Я ехал на гонку с хорошим настроением. Во-первых, потому что от плохого все равно нет никакого толку. Во-вторых, потому что для всех пилотов эта трасса была отчасти новой: спецучастки знакомые, но ехать по ним предполагалось в противоположном направлении. Если говорить о новом штурмане, то лично мне времени на какое-то привыкание не требуется - скорее, cамому штурману важно быстро поймать нужный, удобный для меня темп. Но уже на ознакомлении стало ясно, что гонка окажется непростой. Николя было тяжело: на первом прохождении он не успевал записывать за мной, на втором - поздно читал отметки, сбивался, поправлялся… В результате и у меня все шло отнюдь не гладко: к примеру, надо думать о том повороте, который впереди, а я мысленно оглядываюсь назад - пытаюсь понять, правильно ли Николя прочитал предыдущий участок… Опять же, во время записи мне нужен определенный ритм, который помогает адекватно оценить повороты, предсказать специфику их прохождения в боевом режиме. Когда у штурмана работа не ладится, ритм сбивается, становится рваным - и стенограмма от этого лучше не становится.

- Но ведь Клинже взяли не с улицы…

- Сложно сравнивать разные чемпионаты, но я подозреваю, что в чемпионате мира самые жесткие условия ознакомления. График очень плотный, у нас нет времени дух перевести на ходу - не то чтобы останавливаться и пристально разглядывать какие-то особо опасные повороты. Движение задним ходом вообще запрещено правилами - и в каждой машине установлен "черный ящик", который это отслеживает. Может быть, в чемпионате IRC за экипажами следят не так тщательно, или спецучастков там меньше, или расписание не такое жесткое…

- А ошибка, допущенная в первый день гонки, не связана с тем, как проходило ознакомление?

- Ошибка была моя, валить тут не на кого: я сам неправильно оценил поворот. Но общая нервозность наверняка сказалась. К примеру, во время ознакомления мы на том самом допе, где во время гонки вылетели, в один момент свернули не туда. Пока разобрались, что к чему - вернуться в исходную точку не могли из-за плотного графика. В результате половину спецучастка мы за время ознакомпления проехали не два раза, а всего один. Да, штурману непросто во время первого прохождения одновременно записывать стенограмму за гонщиком и ориентироваться по дорожной книге, куда надо ехать (на гонке подсказками часто служат ленты, перекрывающие доступ к трассе на перекрестках - но все эти ленты натягивают уже после ознакомления). Но ведь все штурманы в равных условиях, и остальные как-то справляются. Кстати, я впервые за свою карьеру так "переоценил" поворот. Если уж я и ошибаюсь, то "недооцениваю" - считаю поворот более медленным, чем он есть на самом деле.

- Как сам Клинже реагировал на все происходящее? Понимал, что причина проблем в нем?

- Все понимал, но виду не подавал. Вообще, по моим наблюдениям, штурманы - не из тех людей, которые берут на себя вину и признаются в ошибках. Я не припомню случая, чтобы с кем-то из моих штурманов такая вещь произошла. Даже с Дени…

- Вы первый раз стартовали на "Ралли Германии" - чем запомнилась эта гонка?

- Здесь очень много поворотов, которые надо резать. Вообще какого-то четкого алгоритма нет: ответ на вопрос "резать или не резать?" зависит от многих факторов - скорости в повороте (и на подходе к нему), конфигурации поворота (насколько он затяжной) и наличия или отсутствия разнообразных препятствий (канав, камней, поребриков). Но на каких-то гонках - к примеру, в Испании - резать можно очень редко. А в Германии - наоборот, очень часто. Плюс на спецучастке, проложенном по территории военного полигона, много специфического шершавого бетона, за который шины цепляются гораздо лучше, чем за асфальт.

- Всю гонку вы ехали очень далеко от лидеров. Сказывается ли это на подходе к своему выступлению, на темпе?

- Конечно. Во-первых, можно поэкспериментировать с настройками. По ходу гонки мне казалось, что машина где-то мягче чем хотелось бы, где-то не слишком остро рулится, передние и задние колеса переходят в скольжение не одновременно, как должны это делать в идеале. В другой ситуации мы не стали бы ничего предпринимать, а в Германии попробовали устранить эти неприятные эффекты с помощью настроек. Во-вторых, у тебя есть возможность не атаковать, если чувствуешь себя не совсем уверенно - нет смысла рисковать ради места в третьем десятке. К примеру, машина обута в жесткую резину, а трасса мокрая - в этом случае тем, кто борется за позицию, все равно придется выжимать из себя и машин максимум, а ты можешь один доп проехать в безопасном темпе.

- Отт Танак привлек внимание многих, выиграв два допа подряд и попав в аварию на третьем. Есть ли смысл бороться за лучшие времена на спецучастках? Записывают ли руководители команд эти победы в актив гонщику, есть ли у молодого пилота возможность за счет таких эпизодических побед подняться повыше в каких-то негласных рейтингах?

- Все зависит исключительно от твоей позиции на финише. Можно выигрывать допы сколько угодно, но этим ничего не докажешь, если в итоге все заканчивается сходом. Если говорить конкретно о Танаке, то он вечером в субботу взял такой темп, что неминуемо должен был допустить ошибку. Это было видно и мне, и всем пилотам, знающим толк в ралли.

Следующий этап чемпионата мира пройдет через полторы недели в Великобритании. Штурманом Евгения Новикова станет Илка Майнор, на счету которой - 83 старта на этапах чемпионата мира. Впрочем, жительница Вены ассистировала исключительно пилотам "второго эшелона" (среди которых - Манфред Штоль и Хеннинг Солберг) и никогда не работала с настоящими звездами WRC, не входила в состав заводских команд. Во многом поэтому Илка, уже 7 раз поднимавшаяся на подиум этапов чемпионата мира, пока ни разу не смогла покорить его верхнюю ступень.

Теоретически в заключительной фазе сезона россиянин может позволить себе эксперименты. За оставшихся 4 ралли он вряд ли поднимется выше или опустится ниже 6-го места в общем зачете, которое занимает сейчас. Из первой пятерки Евгений по ходу сезона мог тягаться только с Яри-Матти Латвалой - да и то финн легко оторвался от россиянина, как только перестал регулярно вылетать с трассы. А среди преследователей Новикова не видно пилотов, которые могли бы набирать по многу очков в каждой гонке - вызывает опасения разве что Тьерри Невилль, но дебютант WRC слишком часто ошибается (как и сам Новиков некоторое время назад). С учетом же возможного прекращения карьеры Жироде (в этом году получившему травму французу исполнится 57 лет) поиск штурмана, который стал бы достойным преемником Дени, выглядит одной из приоритетных задач. С другой стороны, стабильность результатов (вне зависимости от ситуации со штурманом) просто необходима гонщику, стремящемуся попасть в заводскую команду. А ведь именно такую цель Новиков поставил себе на ближайшие сезоны.

Кирилл КАЧНОВ