"В этот раз конкуренция на "Дакаре" будет бешеная"

Telegram Дзен
Корреспондент "СЭ" побывала в Набережных Челнах и выяснила, как к главному старту готовятся пилоты самой титулованной российской автогоночной команды.

До старта 37-го в истории ралли-марафона "Дакар" осталось меньше месяца. А это значит, что боевые машины участников уже пересекают на паромах Атлантический океан и плыть до Южной Америки они будут еще три недели. В последних числах декабря отправится на южный континент и вся остальная команда. Когда в России пробьют куранты, сообщая гражданам о наступлении нового, 2016, года, команда из Набережных Челнов и их грузовики будут проходить технические и административные проверки – для того, чтобы 2 января выйти на старт и начать 15-дневный марафон, маршрут которого в этот раз проложили через две страны – Аргентину и Боливию.

– Вы знаете, последние дни перед выездом всегда самые тяжелые. Обязательно есть целый набор нерешенных вопросов. Но тебе ведь завтра уезжать – поэтому надо оставить стол чистым. Когда ты убираешь все бумаги, наступает облегчение: "Фух, завтра в командировку! Отдыхать!" – произнося последнее слово, Айдар Беляев начинает смеяться. В раллийном мире он известен как один из лучших штурманов, трехкратный чемпион и многократный призер "Дакара". В 1996 году Айдар начал ездить в экипаже с Фирдаусом Кабировым, свой первый "Дакар" проехал в 2000-м. Хотя в студенческие годы о подобных приключениях он даже не мечтал – готовился стать инженером и заниматься производством ракетных двигателей. После окончания Казанского авиационного института еще во времена СССР, как и положено, попал на "профильный" завод – КМЗ "Союз", но через два года вернулся из Казани в Набережные Челны – работать в отделе специализированной техники на КАМАЗе.

– Тогда, в 1991-м, у нас было три направления – баггисты, кольцевики и раллисты, – вспоминает Беляев. – "Кольцо", правда, почти сразу свернули, баггисты до сих пор чуть-чуть ездят, но еще тогда, в 1990-х, выделилось главное направление – ралли.

Примерно тогда же Айдар Беляев начал вести на работе "двойную" жизнь – совмещать должность штурмана и начальника отдела, менять спортивный комбинезон на строгий костюм, дорожную книгу – на документы и акты. Такую же жизнь сейчас ведут и большинство других членов команды.

– Вот многие спрашивают, что вы делаете между гонками, – говорит один из пилотов команды Антон Шибанов. – Почему-то люди думают, что мы только катаемся. Но на самом деле помимо участия в гонках мы сами себе и автомобили готовим, и до места проведения соревнований их перегоняем. Так что практически всегда, весь год, находишься рядом со своей машиной. И рабочие будни по сравнению с гонкой кажутся тебе цветочками.

У НАС КАПЮШОН МОКНЕТ, НО МЫ ЕГО ВЫЖИМАЕМ

Сейчас в команде 108 штатных сотрудников, еще пара десятков "контрактников". Все – жители Набережных Челнов. По словам руководителя Владимира Чагина, отсутствие "легионеров" – весомый повод для гордости. Еще один: с того момента, как в России начался экономический кризис (2014 года), не уволили ни одного человека.

– Конечно, всей стране сейчас жутко тяжело, и на заводе объем продаж сократился, – рассказывает Чагин. – Это не может не отразиться и на нас. Как если на улице идет дождь, а вы без зонтика, то вы просто не сможете не промокнуть...

– Но, может быть, у вас есть капюшон, под который можно спрятаться?

– У нас и капюшон мокнет. Но мы его выжимаем!

"Режим строгой экономии", который сейчас действует в команде, касается в первую очередь тренировочного процесса – выезды за рубеж все отменили. Сократилось и количество гонок, в которых участвует российская команда, – за каждый выставленный экипаж надо платить взносы в иностранной валюте. Чагин признает: сейчас на счету каждый цент.

– Естественно, от нас требуют экономии, но не за счет людей, – подчеркивает он. – Тех специалистов, которые работают в команде, мы собирали годами. Расстаться с ними можно одним взмахом, но вот как потом находить замену? Мы пережили тяжелые 1990-е. Тогда ведь было просто жуткое экономическое состояние. Помню, как мы набивались по десять человек в машину, чтобы ездить на работу. Как жены нам еду привозили, потому что здесь столовая не работала. Но такие времена знакомы не только нам, всем россиянам. Мы стойкие, все можем пережить, и трудности нас не пугают. Самое ценное в нашей команде – это именно профессионалы. Можно что угодно сокращать, только не людей. Это святое.

Помимо сотрудников "свято" для команды и одно соревнование – "Дакар". Именно благодаря этому ралли-марафону о грузовиках из Набережных Челнов узнал весь мир. За последние 16 лет российские пилоты не смогли выиграть "зачет грузовиков" на "Дакаре" только три раза. Почти всегда на подиуме оказывалось даже несколько экипажей из России.

– Раньше никто не знал, что такое "КАМАЗ", – констатирует действующий чемпион "Дакара" Айрат Мардеев. – Помню, даже как-то на границе написали: "автомобиль российского производства". Но сейчас, конечно, все иначе. Узнают не только машины, но даже нас в лицо. Помню, мы ездили на чемпионат мира по классическому ралли в Финляндию, так выяснилось, что нас по именам и титулам знают даже именитые гонщики!

Для многих мальчишек родного города, население которого составляет полмиллиона, пилоты раллийной команды – пример для подражания. В социальных сетях гонщики часто получают сообщения с вопросом: "Как к вам попасть?" Взрослым ребятам они обычно советуют отправить резюме и рекомендации (это действительно работает), тем, кто помладше, – заниматься картингом. Правда, до недавних пор с картодромом в Набережных Челнах все было совсем неважно. Проводить соревнования на нем, учитывая состояние дорожного покрытия, стало просто опасно.

– Иметь такую команду в городе и не иметь своего картодрома, я считаю, просто неправильно, – говорит Мардеев. – Мы долго работали над тем, чтобы нам его отдали. А потом искали средства на ремонт и его содержание. Думаю, свою роль сыграло и имя команды, во всяком случае, республика решила нас поддержать и выделила необходимую сумму. И вот в этом году мы уже почти закончили подготовку трассы. В следующем – построим новые боксы, закупим карты и начнем готовить себе смену.

– Мы очень рады, что команду в нашем городе ценят, – добавляет Чагин. – Часто приходят дети разных возрастов с экскурсиями – из школ, вузов, других учебных заведений. Мы стараемся по возможности приглашать всех желающих. Чтобы дети могли видеть наши машины не только на экране телевизора, но и вживую, чтобы была возможность пообщаться с пилотами, механиками, увидеть, как машины собираются. Мы понимаем, что за ними будущее, что каждый из них может прийти в команду в качестве инженера, конструктора, пилота.

РАБОТА – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОТ БЕССОННИЦЫ

Несмотря на такое большое общее количество побед, пилотов "КАМАЗ-мастер", которые выигрывали "Дакар", не так много. Точнее – шесть. Первую российскую победу в 1996 году одержал Виктор Московских. Дважды первым становился Кабиров, по одному разу – Эдуард Николаев, Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. Самый титулованный гонщик в Набережных Челнах – руководитель команды Владимир Чагин. Он побеждал на "Дакаре" семь раз.

– Часто ли меня узнают в городе? – переспрашивает семикратный чемпион. – Мне сложно ответить на этот вопрос, я особо никуда и не хожу, кроме офиса. Каждый день встаю в шесть утра, в семь уже здесь, на месте. А уезжаю не раньше десяти. Но к этому ритму я привык, он у меня с детства. Большое количество работы меня никогда не смущало. К тому же я не считаю, что работаю. Занимаюсь любимым делом – 24 часа в сутки! Мне даже снятся гонки. А еще всю жизнь – хроническое недосыпание. Спать я хочу всегда... Только сажусь в самолет, пристегиваю ремень, тут же засыпаю, не успевая откинуть спинку. Просыпаюсь только тогда, когда стюардесса меня трясет за плечо: "Все, мы приземлились!" Работа – лучшее средство от бессонницы.

С тех пор как Чагин возглавил команду, в 2013-м, с количеством работы проблем у него не возникает. Также с тех пор не было особых проблем у "КАМАЗ-мастер" и с выступлениями на "Дакаре". В 2013-м и 2015-м команда завоевывала весь пьедестал. В 2014-м – две ступени из трех. Нынешний ралли-марафон, скорее всего, получится для россиян гораздо сложнее. Причин как минимум две.

– К сожалению, отказались от участия Перу, Чили, – напомнил Айрат Мардеев. – И все тяжелые пески, которые там были, в этом году мы проедем мимо. Песок будет всегда один день. К сожалению. На тяжелых песках и сильном бездорожье мы, конечно, чувствуем себя гораздо увереннее и можем создать хороший отрыв. Но ничего, "Дакар" ведь в первую очередь славится не трассами, а своими участниками и конкуренцией. А она в этот раз будет просто бешеная. Нам сложнее, зато зрителям будет интереснее следить!

Набережные Челны – Москва