"Это гонка моторов, гонка тормозов"

Telegram Дзен

ДАКАР

"СЭ" подводит итоги завершившегося в Аргентине ралли-марафона "Дакар", на подиуме которого оказался один российский экипаж "КАМАЗ-мастер".

Очередной ралли-марафон "Дакар" ознаменовался 12-м триумфом француза Стефана Петеранселя в зачете автомобилей и вторым местом в соревнованиях грузовиков российской команды "КАМАЗ-мастер", генеральным спонсором которой с 2005 года является ВТБ. Экипаж прошлогоднего победителя гонки Айрата Мардеева на сей раз уступил только голландцу Жерару де Рою на "Ивеко", прервавшему серию из трех побед грузовиков из Набережных Челнов.

Впервые Айрат Мардеев выехал на старт "Дакара" за рулем боевого "КАМАЗа" в 2012 году. В тот день, 1 января, российскому гонщику исполнилось 25 лет. На своем первом в жизни марафонском этапе он занял восьмое место, проиграв лидеру 1 минуту 37 секунд. Через несколько дней, на девятом этапе, его первый "Дакар" досрочно закончился – из-за поломки двигателя. Но в финишном протоколе гонщик с фамилией Мардеев все равно значился – отец Айрата Ильгизар, долгие годы управлявший боевой "техничкой" "КАМАЗ-мастер", до финиша доехал и смог занять пятое место в итоговом протоколе. Повторить свой лучший результат – второе место – ему тогда не удалось. Зато впоследствии его сын не просто повторил, но и улучшил достижение отца – выиграл ралли-марафон 2015 года.

Этой зимой Айрат Мардеев приехал в Южную Америку защищать титул, хотя накануне отъезда и сам гонщик, и руководители команды признавали: повторить успех будет действительно сложно, конкуренты очень здорово готовы – возможно, как никогда. Уже после первых дней гонки стало понятно: высказанные до отъезда опасения начинают сбываться. Хотя "виновата" в этом была не только подготовка конкурентов, но и организаторы, выбравшие для "Дакара" довольно неожиданную трассу.

"Много нового на этом "Дакаре", – отмечал по ходу ралли-марафона руководитель "КАМАЗ-мастер", семикратный чемпион "Дакара" Владимир Чагин. – Во-первых, трассы, которые подготовили организаторы, – это принципиально новая концепция, очень скоростная. Представьте себе – прямые участки длиной свыше ста километров. Такого "Дакар" никогда не предлагал. Например, мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. Такого количества ограничений скорости не было никогда. Участники едут на максимальной разрешенной скорости в 140 км в час. В зоне проезда населенных пунктов экипаж сбрасывает скорость до 30 или 50 км в час разрешенных, потом снова разгон… И вот из этого состоит в принципе весь спецучасток".

Такая специфика трассы предъявляла к машинам совсем другие требования по сравнению с бездорожьем. Чагин жаловался: подвеска совсем "не работает" – до такой степени, что во время единственного выходного дня механики решили не менять задние рессоры – впервые за все годы участия российской команды в "Дакаре".

"Видно, что концепция меняется, – подчеркивал Чагин. – Наши экипажники отмечали, что, когда они едут по ровным раллийным трассам, справа-слева от них есть хорошее интересное бездорожье, мелкие дорожки, кочкарник, а организаторы почему-то прокладывают маршрут по дорогам, где все едут на максимальной скорости. Это гонка моторов, гонка тормозов. Наш мотор хорошо показывает себя на бездорожье, в песках, на тягунах. На коротких отрезках, где нужен разгон, моторы соперников лучше. Ну и торможение: двигатели всех наших соперников оснащены моторным тормозом, это современная функция, которая дает хороший эффект во время торможения. У наших двигателей этого, к сожалению, нет".

Но недостаточную техническую готовность команды из Набережных Челнов вряд ли стоит считать их собственной ошибкой. Перед "Дакаром" ни россияне, ни их соперники на самом деле не знали, какая трасса их ждет. И наверняка, отправляя машины в Южную Америку, руководство "КАМАЗ-мастер" было уверенно в том, что туда едут максимально боеспособные грузовики.

"НЕНАСТОЯЩИЙ "ДАКАР"

А вот к организаторам самого ралли-марафона были вопросы не только у "КАМАЗ-мастер", но даже и у лидера генеральный классификации зачета "грузовиков" Жерара де Роя. И хотя вторая часть маршрута оказалась более приближенной к "классике", но серьезно поменять свое мнение она никого не заставила. Участники все чаще вспоминали об африканском континенте, на котором прошла большая часть легендарных ралли-марафонов, и где потопы и ливни не чередовались с градом и снегом.

"Перед началом нынешнего "Дакара" мы ждали совсем не этого, – отметил голландский пилот. – Здесь дороги больше напоминали те, что обычно бывают на чемпионатах мира по ралли. Для меня это ненастоящий "Дакар". И я знаю, что многие со мной согласны. Горы, перепады высот, большие скорости... "Дакар" здесь только в названии".

И хотя де Рой не был готов признать абсолютную подлинность ралли-марафона, но тем не менее после его окончания он все же стал двукратным чемпионом "Дакара" (первый титул голландец выиграл в 2012 году). Второе место в общем зачете занял прошлогодний чемпион Айрат Мардеев, третьим финишировал аргентинец Федерико Вильягра.

Чемпионы 2013 и 2014 годов Эдуард Николаев и Андрей Каргинов из "КАМАЗ-мастер" заняли седьмое и четырнадцатое места соответственно. И если у Каргинова не слишком здорово все складывалось с самого начала (на пятом этапе, например, в одном из глубоких бродов его грузовик "захлебнулся", и электронику двигателя залило водой), то Николаев до 13-го этапа шел в группе лидеров. Но потом в песках на 180 км спецучастка его машина завалилась на бок, тем самым лишив российского гонщика шанса догнать де Роя.

"Тогда начались довольно сложные дюны, где постоянно приходилось следить за кренами машины и за тем, чтобы не увязнуть в очень рыхлом песке, – рассказывал Николаев. – Появилась какая-то вибрация в двигателе. Так бывает, когда на вентилятор садится слой песка. На вершине одной из дюн мы остановились. Заглушили мотор, снова завели – вибрация осталась. Решили спуститься с дюны, начали движение, но в этот момент машина неожиданно накренилась на правую сторону и легла на бок. С экипажем, к счастью, все в порядке. Машина тоже не сильно пострадала, но проблема была в том, что мы замыкали "грузовую" пятерку, стартовавшую первой, и поставить нас на колеса было некому. Ждали ребят Айрата и Диму (Сотникова. – Прим. "СЭ"). Но оказалось, что Андрей Каргинов останавливался и оказался позади нас, поэтому первым подоспел к нам. Подняли машину на колеса, залили масло вместо вытекшего, но потеряли много времени. Очень обидно".

12-й ТИТУЛ ПЕТЕРАНСЕЛЯ

Не менее обидным для Себастьяна Лёба, выступающего в зачете "внедорожников", оказался восьмой этап. Дебютант "Дакара", девятикратный чемпион мира по классическому ралли, неожиданно для многих возглавил общий зачет и выиграл три этапа. Но потом, когда трасса стала немного меньше напоминать привычную для него раллийную, начались проблемы. Сначала машина Лёба застряла в песчаных дюнах, а затем из-за ошибки в навигации налетела на яму. До финиша французский гонщик добрался с часом опоздания, которое на последующих этапах в основном только увеличилось. В итоге Лёб занял девятую строчку в генеральной классификации.

На одну позицию выше оказался российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Учитывая ту компанию, в которую попали россияне, гонщики посчитали, что для них это "очень хороший результат". "Такое ощущение, будто мы проехали длинную гонку чемпионата мира по ралли и оказались в десятке сильнейших, – заметил Васильев. – Но считаю, что дальше организаторам нужно делать не WRC, а марафонские гонки, где больше бездорожья и дюн".

Победителем зачета "внедорожников" стал напарник Лёба по "Пежо" 50-летний француз Стефан Петерансель. Для него это уже 12-я победа на "Дакаре" (шесть из них он одержал на мотоцикле). Прошлогодний победитель катарец Нассер Аль-Аттия проиграл французскому гонщику больше получаса. Лучшим дебютантом "Дакара" стал Микко Хирвонен, занявший четвертое место. В чемпионате мира по ралли ему ни разу не удавалось обойти Лёба в общем зачете. Но на "Дакаре" финн смог сделать то, что не получалось в классическом ралли.

Еще один дебютант, правда, не "Дакара", а зачета "внедорожников" Сириль Депре стал седьмым. Переход француза из "мото"-зачета, в котором он побеждал пять раз, совпал с окончанием карьеры другого мотогонщика испанца Марка Комы. На пару они никому не уступали титул с 2005 года. В их отсутствие победа досталась 28-летнему австралийцу Тоби Прайсу.

Российские гонщики в этом виде программы "Дакара" участие не принимали. Зато в зачете квадроциклов у нас был реальный претендент на первый в истории страны подиум – Сергей Карякин. До последнего этапа он шел третьим, но в итоге оказался позади южноамериканца Брайана Барагваната. Причем проиграл россиянин очень обидно, меньше трех минут.

"Ну что, как вы уже знаете, сегодняшний день прошел плохо – слил я эти 5,5 минуты разницы. Квадроциклист из ЮАР привез мне 7,5 минуты на финальном спецучастке. Самое странное, что если смотреть прохождение контрольных точек WP, то первую, вторую и третью я проигрывал Brian 30 секунд, а за 40 до финиша проиграл 7 минут. Причем ему должны были еще пенализацию за скорость прибавить, но так это и не сделали. Попросил у организаторов также свои временные карнеты, чтобы посчитать общее время на трассе, но они почему-то не знали, где их искать. Расстроился очень сильно, четвертое место – не третье…" – написал после финиша на своей страничке в "Вконтакте" Карякин.

По ходу ралли-марафона у Карякина также появлялось немало вопросов к организаторам. В зарубежной и российской прессе появлялось немало его цитат, в которых он рассказывал о своей борьбе со стюардами ралли-марафона и их ошибками. "Если честно, тут полный бардак. Я не видел ничего подобного даже на любительских соревнованиях. А это все-таки "Дакар"..." – отмечал Сергей. Солидарен со своим тезкой был и другой российский спортсмен по имени Сергей Карякин – шахматист. Перепутав с гонщиком, организаторы "заспамили" гроссмейстера.

Ралли-рейд "Дакар". Буэнос-Айрес – Росарио. Итоговое положение в общем зачете. Мотоциклы. 1. Прайс (Австралия, KTM) – 48:09.15. 2. Свитко (Словакия, KTM) – отставание 39.41. 3. Кинтанилья (Чили, KTM) – 48.48.

Квадроциклы. 1. М. Патронелли (Аргентина, "Ямаха") – 58:47,41. 2. А. Патронелли (Аргентина, "Ямаха") – отставание 5,23. 3. Барагванат (ЮАР, "Ямаха") – 1:41,53. 4. КАРЯКИН (Россия, "Ямаха") – 1:44,25.

Внедорожники. 1. Петерансель/Котрэ (Франция, "Пежо") – 45:22,10. 2. Аль-Аттийя/Баумель (Катар/Франция, "Мини") – отставание 34,58. 3. Де Вильерс/фон Зитцевитц (ЮАР/Германия, "Тойота") – 01:02,47. 8. ВАСИЛЬЕВ/ЖИЛЬЦОВ ("Тойота") – 02:01,45.

Грузовики. 1. Де Рой/Родевальд/Торраллард (Iveco) – 44:42,03. 2. МАРДЕЕВ/БЕЛЯЕВ/СВИСТУНОВ ("КАМАЗ") – 1:10,27. 3. Вильягра/Перес/Меми (Iveco) – 1:40,55. 7. НИКОЛАЕВ/ЯКОВЛЕВ/РЫБАКОВ ("КАМАЗ") – 3:39,23. 14. КАРГИНОВ/МОКЕЕВ/ЛЕОНОВ ("КАМАЗ") – 6:40,58. 15.СОТНИКОВ/ДЕВЯТКИН/АХМАДЕЕВ ("КАМАЗ") – 06:45,42.