В четверг в Каунасе стартует чемпионат Европы до 16 лет, до которого из-за дисквалификации Российской федерации баскетбола (РФБ) не были допущены наши юноши. Континентальное первенство среди основных мужских сборных начинается 5 сентября, и подопечные Евгения Пашутина продолжают плановую подготовку к турниру в Новогорске в расчете на снятие "санкций" со стороны Международной федерации баскетбола (ФИБА).
Во вторник и среду россияне в своем тренировочном зале принимали сборную Китая, которая набирает форму к чемпионату Азии. В отличие от спаренных контрольных встреч с Эстонией, состовшихся в выходные, на посмотреть на матчи против баскетболистов из Поднебесной разрешили не только узкому кругу людей, попавших в составленные администрацией сборной списки, но и журналистов. Правда, второй поединок вызвал у них куда меньше ажиотажа. Видимо, СМИ надеялись, что в Новогорске сотрудники РФБ прольют свет на развитие ситуации с решением ФИБА, однако ничего нового узнать не удалось.
Оставалось наблюдать за баскетболом. По спортивной части кардинальных изменений относительно матчей с Эстонией увидеть не удалось. Впрочем, было бы странно ждать их на текущем отрезке. Скорее, в матчах с прибалтами и азиатами речь шла не о тактических экспериментах, а об оценке физической готовности команды в боевом графике – четыре матча за пять дней. Вывод можно сделать один, хоть его значение и не стоит преувеличивать: россияне смотрелись свежее обоих соперников.
Конечно, нюансов, достойных внимания, хватало все равно. Номинальные пятые "номера" – Руслан Патеев и Андрей Десятников – сыграли в унисон. Первый матч оба дебютанта сборной провели на "ура", успешно используя прорехи китайцев при опеке "двоечки" (23 очка за 30 минут на двоих). Во втором китайцы скорректировали защиту, и оба тут же словно испарились. Не преуспев под чужим кольцом, "большие" начали суетиться и под своим, и в итоге на счету каждого к концу встречи значилось по четыре фола. Во многом поэтому в конце второго поединка у россиян возникли проблемы: гости были на порядок активнее в борьбе на щитах, что стало одним из залогов погони, едва не увенчавшейся успехом.
Вообще второй матч стал хорошей проверкой психологической стойкости россиян. После "+26" в первой игре наши угрожали сопернику очередным "двадцатником" и в четверг. Гордость не позволила азиатам опустить руки, и во второй половине они с редко наблюдаемой в контрольных поединках злостью принялись сокращать дистанцию. Жесткая игра оппонентов на грани грубости после большого перерыва заставила забыть о товарищеском статусе поединка. Судьи пытались умерить пыл игроков, выписывая неспортивные и обоюдные замечания, но несмотря на это гости в прямом смысле бились до последнего. Страсти пару раз доходили до критических значений, но усилиями партнеров, находившихся в стороне от эпицентра, конфликты довольно быстро гасились.
В поединках с Эстонией насторожило, что основную атакующую ношу взяли на себя старожилы сборной Виталий Фридзон и Сергей Моня. С одной стороны, это логично, ведь эта парочка давно является одним из основных ударных орудий сборной. С другой, если на турнире, где практически нет выходных, нападение сборной зависит от едва ли не самых возрастных ее игроков, существует большой риск проблем с результативностью на самых важных стадиях. Во встречах с Китаем готовность разделить с ними снайперские обязанности проявил Андрей Зубков. Его атакующий арсенал и отличные скоростные данные пришлись ко двору в построениях Пашутина. Выходя в "легкой" пятерке на позиции центрового Зубков неплохо упирался даже против габаритных китайских "больших", а на чужой половине и вовсе был одним из главных катализаторов атак, постоянно создавая остроту за счет угрозы дальнего броска и грамотных перемещений.
Приятные тенденции, наблюдавшиеся против эстонцев, тоже получили продолжение: оборонялись наши с огоньком, хотя следы усталости и дали о себе знать в концовке второго поединка. Желание играть командно тоже никуда не делось. Оно и стало одним из главных козырей против Китая: россияне набрали куда больше простых очков после комбинаций. В общем, пока сборная выглядит симпатично. И ведь резерв для прогресса еще есть. Помимо "внутренних" источников – улучшения физической формы и налаживания связей – есть и "внешние". Сегодня в распоряжение Пашутина должен поступить лучший российский игрок Единой лиги ВТБ-2014/15 Андрей Воронцевич, который усилит и без того богатый набор форвардов. А завтра утром сборная улетает во Францию для участия в мини-турнире с хозяевами и сербами. Напомним, матчи нашей группы и плей-офф Евробаскета также пройдут на родине действующих чемпионов континента.
– Во Францию и на последующие контрольные турниры буду брать по 14 игроков, – заявил Пашутин. – Пока до Евробаскета еще месяц, так что окончательного решения по сочетаниям и спектру тактических задумок еще не принял. И по кандидатурам на то, чтобы стать "отцепленными", соответственно тоже. Продолжаю оценивать ребят в товарищеских играх, хотя, признаюсь, непросто найти игровое время для всех. Пищи для размышления уже очень много. В конце второго матча с Китаем сбились на индивидуальную игру, перестали успевать в защиту, из-за чего чуть не упустили победу. Хорошо, что успели вовремя перестроиться и удержать преимущество.
Вообще от поединков с китайцами мы получили именно то, чего хотели. В графике, аналогичном Евробаскету, посмотрели на свою игру в условиях неуступчивой борьбы, которая порой шла за гранью фола. В таком режиме проще понять, над чем еще нужно работать. Определенные выводы напрашиваются даже без просмотра видео.
– На матчах с Китаем присутствовал центровой "Автодора" Артем Клименко. Вы на него рассчитываете?
– У него был вирус, и последние пару недель он провел в госпитале. У него обезвоживание, потеря веса. Им занимается медицинский персонал, ему предписана специальная диета с дополнительным спортивным питанием, плюс, естественно, функциональная нагрузка. Жду, когда он сможет выйти на паркет. Думаю, он будет готовиться со сборной вплоть до Евробаскета. Поедет или нет? Увидим ближе к делу.
– Четвертый матч за пять дней дался очень тяжело, – не стал отрицать Зубков. – Неспроста во второй половине мы куда чаще ошибались под прессингом китайцев. Хотя и в других компонентах они доставили нам много проблем. Было тяжело против их "больших", они много забивали из трехсекундной, особенно после подборов в нападении. Да и вообще в защите надо прибавлять.
– Как вам играется на позиции центрового?
– Немного тяжело перестраиваться, все-таки в прошедшем году меня использовали на третьем и четвертом "номерах". Втягиваюсь потихоньку, дальше, надеюсь, пойдет еще лучше. База-то у меня есть, ведь когда Пашутин возглавлял "Локомотив", он временами ставил меня центровым. Тем более многие взаимодействия, которые он использует в сборной, я тоже помню еще с тех времен. Вообще мне нравится такой вариант в атаке, когда после заслона "большой" бежит на дугу, а не под кольцо. Появляется возможность вытянуть защитника из трехсекундной. Если он к тебе не успел, можно бросить свободный трехочковый, если же добежал – идти в проход и завершить или сделать скидку.
РОССИЯ – Китай – 101:75 (34:17, 19:24, 30:16, 18:18). Р: Курбанов (9), Моня (10), Патеев (9), Хвостов (4), Фридзон (10); Зубков (14), Десятников (14), Антонов (12), Вяльцев (7), Воронов (6), Антипов (2), Д.Кулагин (2), М.Кулагин (0). К: Ванг Же Лин (12).
Китай – РОССИЯ – 88:96 (24:29, 20:32, 25:21, 19:14). К: И Дзяньлянь (20). Р: Курбанов (11), Моня (5), Патеев (2), Хвостов (10), Фридзон (15); Зубков (19), Воронов (12), Понкрашов (9), Антонов (8), Вяльцев (5), Десятников (0), Антипов (0).