"Пережиток четырех"

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ

Вы когда-нибудь видели, как человек превращается в соляной столп? Нет? Тогда советую вам раздобыть запись состоявшегося в среду баскетбольного матча "Милан" – "Маккаби". Первую половину, впрочем, можете не смотреть. Третью четверть – тоже. Да и большую часть четвертой. Прокрутите видео до того момента, когда главный тренер гостей Дэвид Блатт попросил тайм-аут за 31 секунду до финальной сирены. И тогда – жмите на "play".

На табло – 84:77 в пользу хозяев. Зрители уже привстали со своих мест, чтобы приветствовать победный старт своих любимцев в четвертьфинальной серии плей-офф Евролиги – между прочим, первого для "Милана" плей-офф с начала 90-х годов. Поднялся на ноги, расплылся в широченной улыбке и приготовился аплодировать даже такой скупец на эмоции, как вице-президент футбольных "россонери" Адриано Галлиани…

И тут камера поочередно выхватила крупным планом двух человек, все-таки усидевших в своих креслах. Один, многолетний президент "Маккаби" Шимон Мизрахи, поднеся руки к губам, шепотом читал молитву. Другой, вздернув подбородок, расправив плечи и ослепляя всех благородной сединой, устремил вперед непроницаемый взгляд. Это был хозяин "Милана" Джорджо Армани, основатель знаменитой модной империи.

Он-то спустя несколько минут и превратился в соляной столп. Причем итальянские телевизионщики покадрово отследили этот процесс, то и дело переключаясь с площадки, где "Маккаби" творил свой подвиг, на бледнеющее и каменеющее лицо кутюрье.

Не буду описывать, каким образом команда Блатта переплюнула сборную СССР Александра Яковлевича Гомельского, как-то отыгравшую в полуфинале ЧМ-1986 у югославов 9 очков за последние 53 секунды (у "Маккаби" получилось семь за полминуты!). Замечу лишь, что когда под сводами "Медиоланума" прозвучала сирена об окончании овертайма, выигранного "Маккаби" со счетом 14:12, на месте синьора Армани уже сидела… его статуя.

И вот о чем вдруг подумалось. Нет, не о роли чуда в нашей жизни. И не о медитативных способностях старика Мизрахи. В голове завертелся гораздо более глобальный вопрос: почему Евролига, стремящаяся во всем копировать НБА, до сих пор определяет чемпиона в допотопном "Финале четырех", а "заокеанские" серии плей-офф применяет лишь в 1/4?

Да, случайных чемпионов не бывает – по какой схеме их ни определяй. Что в Европе, что в Северной Америке. Но, согласитесь, довольно странно специально ограничивать число поединков такого накала и зрелищности, как в среду в Милане. Или в Москве, где ЦСКА и "Панатинаикос" тоже открыли свою серию "камбеком" и овертаймом… Кстати, в каждом из трех предыдущих сезонов четвертьфинальная стадия неизменно дарила Евролиге минимум один пятиматчевый "триллер". Не сомневаюсь, увидим мы их и этой весной. Так не пора ли ввести формат "2-2-1" для полуфиналов и финалов, где конкуренция и качество игры еще выше?

Вместо этого Евролига продолжает цепляться за "Финал четырех". У него, безусловно, есть свой шарм, но хватает и недостатков. Когда эти мини-турниры проходили на площадках суперклубов (в Барселоне, Афинах, Тель-Авиве, Москве), хозяева получали слишком большое преимущество. Когда их начали доверять "нейтральным" городам (Париж, Прага, Берлин, Лондон), встала во весь рост проблема посещаемости. Пришлось даже разрывать минувшим летом контракт с британской столицей и в спешном порядке передавать "Финал четырех"-2014 Милану.

Не удивлюсь, если теперь, дабы оживить "статую Армани", миланскому клубу "помогут" спасти серию с "Маккаби". Ведь "Финал четырех" без хозяев по-настоящему успешным быть не может. Зато успешную Евролигу без "Финала четырех" представить очень легко.

Напомню, в сезоне-2000/01 – первом после образования ULEB – титул лучшего клуба Европы разыгрывался именно в серии – аж до четырех побед! Тогда "Киндер" Этторе Мессины взял верх над "Басконией" – 4-3. Эксперимент проводился в условиях конфронтации с ФИБА, отсутствия спонсоров и пропасти между Европой и НБА. Но сейчас-то все куда проще: Евролига обзавелась современными аренами, стабильной телеаудиторией, приближенными к НБА правилами, полноценной "регуляркой". И ярким, собирающим 10 – 15-тысячные аншлаги (правда, не в Москве), но при этом единственным раундом серий плей-офф.

"Финал четырех" на этом фоне выглядит пережитком прошлого. Этаким соляным столпом.