К 31 году Леброн Джеймс добился всего, чего обычный человек может только желать. Мировая известность, миллионы в банке, счастливая семья. С профессиональной самореализацией тоже все в порядке – форвард "Кливленда" долгие годы считается лучшим игроком лиги, имеет два чемпионских перстня, четыре титула MVP – да даже пара олимпийских золотых медалей завалялась в его коллекции.
Более того, негласный статус самого влиятельного человека в лиге, от которого зависят действия профсоюза игроков (а значит, и возможность локаута), который в одиночку способен определять стратегию клуба, за который выступает, и задавать партнерам комбинации вместо тренеров – все это тоже про него, человека, получившего прозвище Король.
По количеству набранных очков в матчах регулярного чемпионата (25 623) Джеймс уже занимает 17-е место в истории лиги и, нет сомнения, будет только подниматься в списке лучших снайперов. Он также идет 22-м в списке лучших ассистентов НБА (6473 передачи) и 30-м по количеству перехватов (1591). У Леброна четыре статуэтки лучшему игроку сезона – столько же у Чемберлена, с которым он делит четвертое место по количеству призов MVP.
Джеймс – самый молодой баскетболист, которому поочередно покорялись отметки в 5, 10, 15, 20 и 25 тысяч набранных за карьеру очков. Последнее достижение случилось совсем недавно, то есть Леброну на тот момент было 30 лет. Для сравнения, Джордан набрал 20 тысяч очков, когда ему было 33, как и, например, Карим Абдул-Джаббар, который до сих пор является лучшим снайпером в истории лиги.
Недостаточно достижений в регулярке? Пожалуйста: в матчах плей-офф Джеймс 37 раз становился лидером одновременно по набранным очкам, подборам и передачам. У его ближайшего преследователя – Ларри Берда – таких игр наберется лишь 13. Вдумайтесь, Джеймс повторил достижение легендарного игрока, по сути, за всего лишь один заход в плей-офф.
Вы все еще сомневаетесь? Что же, последний факт: Леброн – единственный игрок в НБА, набиравший в среднем не меньше 25 очков, делавший не меньше 6 подборов и 6 передач на протяжении 11 сезонов подряд. Его ближайшим преследователем снова становится Берд. Но тому это удавалось четыре раза. У Джордана всего три таких сезона.
***
Само собой, у такой личности не может не быть критиков. И, возможно, главное, чем попрекают Леброна, – это количеством проигранных финалов. Мол, какой же ты великий, если продул больше титулов, чем завоевал. Но так ли это плохо? Мешает ли это войти в историю?
Поражение от "Голден Стэйт" в решающей серии прошлого сезона стало для Джеймса четвертым в карьере. А чемпионских титулов у него, как уже отмечалось, всего два. Из 11 игроков в истории НБА, становившихся MVP и добиравшихся до финалов не менее пяти раз, отрицательный баланс только у Джеймса и Уилта Чемберлена.
Но легендарный игрок "Филадельфии" и "Лейкерс" не единственный член Зала славы, как минимум трижды доходивший до финалов и чаще там проигрывавший. Всего наберется 18 человек с такой статистикой, включая самого Чемберлена (2 победы против 4 поражений), Джерри Уэста (1-8), Элджина Бэйлора (0-7) и Карла Мэлоуна (0-3). Это не помешало тому же Уэсту стать фактически лицом НБА (именно его силуэт изображен на логотипе лиги), а Мэлоуну занять второе место в списке лучших снайперов в истории лиги.
***
Сложно обвинять Джеймса в поражении "Кливленда" в последнем финале. Ему первым в истории удалось стать лидером в обеих командах по количеству набираемых за игру очков, совершаемых подборов и передач. Так или иначе (завершая сам или ассистируя партнерам) Джеймс помогал команде набирать в среднем 57,7 очка за матч в ходе решающей серии прошлого сезона. Это позволило ему обойти достижение Майкла Джордана, приносившего "Чикаго" 55,3 очка за игру в финале 1993-го.
Но неожиданно слабым местом Джеймса оказывается "клатч" (так называются последние пять минут заключительной четверти или овертайма, если разница в счете между командами при этом составляет не больше пяти очков). В финале с "Голден Стэйт" лидер "Кливленда" промазал 14 из 17 своих бросков с игры в клатче, включая потенциально победные в первом и втором матчах серии. "Кавальерс" всякий раз уступали "Воинам" по количеству набранных в заключительной четверти или овертайме очков. Единственное исключение – шестой матч, когда у калифорнийцев уже был комфортный задел перед началом последней 12-минутки.
Как показывает видео выше, с недавнего матча со все тем же "Голден Стэйт" в этом плане ничего не изменилось. За всю карьеру Джеймса в финалах процент его реализации в клатче не превышает 30. И это совсем немного, если сравнивать, например, с Коби Брайантом или Дуэйном Уэйдом. Да и количество поражений в решающих сериях у Джеймса такое же, как у Брайанта (5-2), Ларри Берда (3-2) и Джордана (6-0) вместе взятых. А это все люди, которым Леброн, по идее, должен был прийти на смену, как личность, чьим именем будут определять эпоху.
Серия из шести подряд выходов в финал лиги – единственное, в чем с Джеймсом никто не сравнится с тех пор, как НБА была расширена до 16 команд в сезоне-1983/84 (да, были еще Билл Расселл и Боб Кузи, но тогда за чемпионский титул боролось всего девять клубов). Подряд. Говорит ли это о тотальном доминировании одного игрока или скорее показывает падение уровня команд? Справедливы будут оба утверждения – все-таки большая часть карьеры Леброна пришлась на период, когда "Восток" заметно ослабел.
Единственными игроками, в принципе шесть раз добиравшимися до решающих серий в этот период, были Чемберлен, Джордан, Джеймс Уорти, Скотти Пиппен, Шакилл О’Нил и Тим Данкан. Все они – члены Зала славы, кроме О’Нила, который войдет туда в следующем году, и Данкана, пока не завершившего карьеру. Нет сомнения, что Джеймс еще превзойдет. Он еще не раз будет выводить свои команды в финалы и… ухудшать свою статистику.
Нет также никакого сомнения в том, что Джеймс присоединится к этой славной компании, когда покинет спорт. Заслуживает ли он того, чтобы его имя было увековечено в истории баскетбола? Да, без сомнения. Но будут ли отцы с той же гордостью рассказывать потомкам, что видели игру Джеймса вживую, с тем же придыханием, с которым раньше говорили о Джордане? В этом есть серьезные сомнения.