Марк Джексон: "Через месяц мне оформят европейский паспорт"

Telegram Дзен

     Этому американскому центровому - уже 33. Но его статистика в последнем розыгрыше Евролиги говорит сама за себя: 15,1 очка и 6,0 подбора в среднем за матч. Причем одной из лучших для Джексона, тогда выступавшего за "Олимпиакос", стала игра в гостях против будущего клубного чемпиона Европы - ЦСКА: 22 очка и 7 подборов! А ведь до Греции в послужном списке американца значатся семь весьма успешных лет в НБА (19,6 минуты, 8,4 очка и 4,3 подбора). В общем, подписание контракта с Джексоном следует считать несомненной селекционной удачей УНИКСа. Состав казанского клуба пополнил большой игрок (120 кг веса при 208 см роста) и весельчак. В последнем корреспондент "СЭ" имел возможность убедиться вчера, когда позвонил в сербский Златибор, где Джексон находится сейчас на сборе в составе УНИКСа.

     ЗВАЛИ В ИСПАНИЮ, ИТАЛИЮ И "МАККАБИ"

     - Какие клубы кроме казанского интересовались вами этим летом?

     - Еще два российских, парочка команд из первой четверки чемпионата Испании, чемпион Италии и израильский "Маккаби". В общем, спрос был немаленький.

     - Почему же вы выбрали именно УНИКС?

     - Прежде всего из-за тренера. Мы очень хорошо поговорили с мистером Петровичем. Ну, и его бывшие подопечные отзывались о нем только в превосходной степени.

     - У кого, если не секрет, наводили справки?

     - У американских игроков, европейских.

     - Имен не назовете?

     - Ну, вы хотите знать слишком много. (Смеется.) Задавайте следующий вопрос.

     - Я разговаривал с Петровичем полчаса назад, и он сказал, что сейчас вас беспокоит какая-то травма.

     - Да, это правда. На днях получил ушиб стопы. Ничего страшного. Думаю, скоро все пройдет.

     - К 10 сентября, когда УНИКС проведет контрольный матч с "Панатинаикосом", восстановиться успеете?

     - Очень на это надеюсь. Кстати, мне нравилось играть против "Панатинаикоса" в прошлом сезоне. Доказать, что ты лучший, можно только встречаясь с лучшими. А "Пао" - великий клуб. Впрочем, у УНИКСа есть все шансы стать таким же.

     - Кого из своих новых казанских одноклубников вы знали раньше?

     - В прошлом сезоне я стал фанатом Марко Поповича. "Олимпиакос" четырежды встречался с его "Жальгирисом" в Евролиге, и каждый раз Марко меня поражал. С остальными, к сожалению, не был знаком даже заочно. Но после первых тренировок успел понять: подбор исполнителей в УНИКСе очень силен. Например, Лайдэй - просто блестящий баскетболист.

     - Почему вы не доиграли прошлый сезон в "Олимпиакосе" до конца? Не ужились с Панайотисом Яннакисом, который пришел в команду зимой вместо Пини Гершона?

     - Да, новый тренер мне не слишком доверял. Но вы можете спросить у любого игрока "Олимпиакоса", каким партнером был Марк Джексон. И они вам ответят: очень хорошим. А много ли он принес пользы команде? Конечно, много. (Смеется.) Причем конфликтов у нас с Яннакисом не было. Просто он хотел видеть на площадке в основном греческих баскетболистов. Видимо, как тренер сборной готовил их к Олимпиаде. Так что никаких обид я на него не держу. Наоборот, желаю удачи в новом сезоне и Яннакису, и "Олимпиакосу".

     - Покинув "Олимпиакос", где провели остаток клубного сезона?

     - Дома с семьей во Флориде. Звали испанские "Барселона" и "Уникаха", но возможность побыть с женой и двумя детьми для меня тогда была важнее. НБА сделала меня обеспеченным человеком. И о деньгах я сейчас думаю в последнюю очередь.

     ТУРЕЦКИЙ МИЛЛИОН

     - Ваша семья уже видела Казань?

     - Нет, они приедут туда 1 октября.

     - Но вы-то с новым местом работы ознакомиться успели. Как думаете, близким в Казани понравится?

     - Им будет непривычно. Я не сказал сложно - именно непривычно. Во Флориде мой, сын, например, любит кататься на лошади и купаться в открытом бассейне. Понятно, что в Казани ему придется менять привычки. Но в целом город производит впечатление. Еще очень понравилась инфраструктура клуба, предоставленные финансовые гарантии.

     - А вы знаете, что Казань является столицей республики, население которой, в основном, исповедует ислам. Комфортно ли чувствуете себя в мусульманской культуре, с которой познакомились еще в конце 90-х, выступая за турецкий "Тофаж"?

     - Вполне. Особенно если учесть, что сам я - мусульманин.

     - Правда?

     - Да, мои родители приняли ислам в 60-е. Тогда в США это явление было массовым.

     - То, что профессиональную карьеру вы начали именно в Турции, было как-то связано с религией?

     - Нисколько. В 1997-м "Голден Стэйт" задрафтовал меня под 37-м номером, и я мог спокойно играть в НБА. Однако "Тофаж" положил контракт на миллион долларов в год! Я стал самым высокооплачиваемым американцем, приехавшим в Европу прямо из университета. Разве это не круто?! По-моему, тот мой рекорд до сих пор еще никто не побил.

     - Получается, тогда деньги для вас значили больше, чем баскетбол.

     - Ну уж нет. Баскетбол всегда стоял на первом месте. Не забывайте: в "Тофаже" я не только зарабатывал, но и играл гораздо больше, чем мог бы играть в "Голден Стэйт". Так что с точки зрения баскетбола я тоже ничуть не потерял. Ну а то, что НБА от меня никуда не убежит, было ясно как день. Я довольно трезво оценивал свои возможности. (Смеется.)

     - И вы не ошиблись: уже в сезоне-2000/01 ваша статистика в том же "Голден Стэйт" составила 13,2 очка и 7,5 подбора в среднем за игру. Легко ли было привыкать к требованиям НБА после Европы?

     - Если честно, никогда не видел особой разницы между американским баскетболом и европейским. И там, и там все решает исполнительское мастерство.

     - Кого из выступающих в Европе центровых считаете самым неудобным оппонентом?

     - Неудобных для меня нет. Чем сильнее противник, тем интереснее его переигрывать.

     - А в НБА?

     - Мой худший матч пришелся на дебютный сезон, когда Дэвид Робинсон сделал из меня... Что-то не могу подобрать приличное слово. (Смеется.) Но больше подобных случаев не припомню. Из любой дуэли я всегда выходил победителем.

     - Даже с Шаком?

     - Даже с Шаком. (Смеется.)

     ЧЕРЕЗ ГОД ЖДЕМ В ЕВРОПЕ Пола ПИРСА И Рэя АЛЛЕНА

     - Что вы знали о России до подписания контракта с УНИКСом?

     - Что здесь очень холодно.

     - Ну, это слишком банальный ответ.

     - И тем не менее здесь действительно холодно. Понял это, когда "Олимпиакос" приезжал в прошлом году в Москву на матч Евролиги с ЦСКА. О холоде говорили и все игроки, у кого я консультировался. А еще они называли две другие проблемы - длительные перелеты и дороговизна жизни. Но разве все это имеет отношение к баскетболу? Главное - высокий профессионализм ведущих российских клубов и всей вашей лиги в целом. Вот это мне сразу очень понравилось.

     - А за какой клуб вам больше всего нравилось играть в НБА?

     - За "76-х". Филадельфия - мой родной город.

     - И кто был вашим лучшим другом в "Филли", где вы провели сезоны-2003/04 и 2004/05?

     - Аллен Айверсон.

     - Как думаете, может ли он через год-другой, как и вы, попробовать свои силы в Европе? Ведь о готовности в перебраться через океан сейчас говорят многие звезды НБА.

     - Нет, Айверсона вы в Европе никогда не увидите. Здесь ему никто не обеспечит таких "пати" (вечеринок. - Прим. А. Б.) как в Штатах. (Смеется.)

     - А как насчет других суперзвезд? Как воспринимаете все эти мелькающие в прессе заявления?

     - Меня они не удивляют. Еще в 1999-м, играя за "Эфес Пилсен", я видел, что существует единственная причина, по которой игроки не едут из НБА в Европу - это их несерьезное отношение к европейскому баскетболу в целом. С тех пор многое изменилось. Для одного континента - в положительную сторону, для другого и для НБА - скорее в отрицательную. Вот увидите, следующим летом, когда истечет срок действия старого коллективного договора, в Европу переедет целый ряд игроков уровня Матча звезд.

     - Кто, например?

     - Пол Пирс, Рэй Аллен, Андре Игуодала, Джош Ховард... Не буду продолжать. Должна же оставаться хоть какая-то интрига. (Смеется.)

     - Вы сами уже кого-то подбили на переезд в Европу?

     - Я знаю пятерых, кто хотел бы стать моими партнерами в УНИКСе. Но пока остаются на контрактах в НБА. (Смеется.)

     - Приезжая в Европу, многие американцы начинают выступать за разные европейские сборные. Вам когда-нибудь поступали подобные предложения?

     - Да, конечно.

     - И какая страна собирается оформить вам паспорт?

     - Секрет. Но через месяц, думаю, мне его оформят.

     - Скажите хотя бы, эта сборная выступит будущей осенью на чемпионате Европы?

     - Не исключаю. (Смеется.)

     МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГЕНЫ

     - Насколько мне известно, ваш отец был солистом группы Harold Melvin&Bleu Notes, в свое время очень популярной в Америке. Почему не пошли по его стопам, а выбрали баскетбол?

     - Так сложилось. Но вообще-то до 12 лет я пел много. И, как говорили окружающие, неплохо. А, баскетболу, меня кстати, никто не учил. Начал заниматься только в 15 лет. И как ни странно, получилось еще лучше, чем в музыке. Опять же - по мнению окружающих. (Смеется.)

     - Что-нибудь из репертуара отца напеть сейчас можете?

     - А то! (С чувством затягивает.) If You Don't Know Me by Now... Достаточно?

     - Здорово! Может, по окончании баскетбольной карьеры все-таки попробуете себя в шоу-бизнесе?

     - Да нет. Зачем? Я не нуждаюсь в легком заработке. Мне и сегодня есть чем заняться во Флориде. Например, очень нравится тренировать детей. А еще убеждать людей в том, что любая их мечта осуществима. В Америке есть такая профессия - motivation speaker. Это что-то вроде общественного проповедника. Вот этим делом я время от времени и занимаюсь.

     - Ваш соотечественник Дэвид Вантерпул недавно начал тренерскую карьеру в ЦСКА, став одним из помощников Этторе Мессины. Можете представить себя в подобном качестве?

     - Нет, тренировать профессионалов - точно не для меня. Там слишком много эгоизма. (Смеется.) Другое дело - дети. Ребенок делает что-то не так - и ты показываешь ему, как исправить ошибку. Наблюдать за прогрессом юного баскетболиста гораздо интереснее, чем учить уму-разуму толпу здоровых мужиков.

     - Какие цели поставили перед собой на предстоящий сезон?

     - Сыграть в финале чемпионата России. В прошлом сезоне УНИКС занял третье место в регулярном чемпионате, но не сумел пройти четвертьфинал. А хотелось бы по-другому: сыграть в плей-офф как минимум не хуже, чем в регулярке. Думаю, нашей команде это по плечу. У нас не так много звезд, как в ЦСКА, "Динамо" или "Химках". Но в УНИКСе полно голодных до побед баскетболистов. И, по большому счету, нам никто не страшен.

     Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ