ЕСТЬ ТЕМА
Европа - НБА: пропасти уже нет? // Сергей Тараканов: "Штанга, с которой приседали мы, Кириленко не снилась"
После очередной неудачи ЦСКА в "Финале четырех" Евролиги и второго подряд триумфа в этом турнире греческого "Олимпиакоса" встал вопрос: не говорят ли эти результаты о наметившемся застое в европейском клубном баскетболе, который еще пару лет назад, как казалось, начал резкое сближение с НБА?
Вопрос на самом деле не праздный. Скорее всего, осенью Евролига, в которой впервые в истории могут выступить сразу четыре наши команды, вернется на общедоступное российское ТВ. Но удовлетворит ли такой "продукт" зрительскую аудиторию?
Своим мнением на этот счет делится наша главная звезда НБА Андрей Кириленко, который лично присутствовал на "Финале четырех" в Лондоне.
– Это был первый "Финал четырех", за которым вы следили вживую как зритель?
– Второй. Первый был в Москве в 2005 году.
– Не самые приятные воспоминания: тогда ЦСКА тоже уступил в полуфинале.
– При том что армейцы котировались гораздо выше соперников. Нынче, на мой взгляд, в Лондоне собрались 4 равных клуба.
– Возможны ли в НБА такие провалы, какой произошел с ЦСКА в матче с "Олимпиакосом"?
– Самый свежий пример – стартовый матч серии "Майами" – "Чикаго", в котором у действующего чемпиона ничего не получалось. Однако в НБА у фаворита всегда есть шанс исправить ситуацию. В Евролиге же одна игра. В ней может произойти все что угодно. За океаном по такой схеме проходит только плей-офф в американском футболе. Поэтому там так часто меняются чемпионы.
– Главная причина поражения ЦСКА лежит в области психологии?
– С одной стороны, да. Но, с другой, – стечение обстоятельств и отсутствие удачи. Уверен, если бы с "Олимпиакосом" на следующий день был еще один матч, результат его оказался бы другим. Да вспомните два четвертьфинала против "Басконии" в Витории, когда после поражения в 30 очков ЦСКА смог выиграть спустя пару суток. Увы, бывают такие дни: позволяешь сопернику уйти в отрыв, а потом не имеешь ни малейших шансов.
– "Олимпиакос", наоборот, в двух подряд финалах Евролиги отыгрывает почти 20-очковое отставание. Раньше в Европе такие "спасения", в отличие от НБА, были большой редкостью.
– Мне кажется, сейчас уровень баскетбола таков, что в решающих играх нельзя расслабляться ни на секунду. 20-очковый перевес давно уже не гарантия победы. Да и игра становится более открытой, чем раньше. О чем говорит счет финала "Олимпиакос" – "Реал". Набранная греками сотня в пересчете на 48 минут, которые длится матч НБА, – это почти 120 очков!
– В течение 18 дней перед "Финалом четырех" армейцы провели всего один официальный матч. В НБА такое в принципе невозможно.
– Безусловно, это очень неудобно. Но винить составителей внутреннего календаря глупо. Кто мешал ЦСКА проводить товарищеские матчи с сильными соперниками?
– В целом качество "Финала четырех" Евролиги вас устроило?
– Скажу честно: год назад в Стамбуле мне понравилось гораздо больше. И не потому, что я тогда играл сам. Самое главное – было гораздо больше людей, переживавших за баскетбол. В Лондоне все было хорошо организовано, но трибуны оказались полупустыми. Для игроков это очень неприятно. Такое безразличие убивает интерес и резонно задать вопрос: зачем тогда проводить "Финал четырех" в городе, где он никому не нужен? Правда, это сугубо мое мнение.
– В НБА подобное отношение болельщиков возможно?
– Никогда! Даже на никому не нужных матчах между аутсайдерами в регулярном чемпионате всегда соберутся как минимум 8 – 10 тысяч.
– Каковы ощущения, когда из Европы перебираешься в НБА? Можете, к примеру, сравнить себя в 2001 и 2012 годах?
– С трудом. Что было в 2001-м, когда стал игроком "Юты", толком не помню. В то время это было ненормальное явление – европеец уезжает в сильнейшую лигу мира. Это сейчас в НБА полным-полно легионеров со всего света. Зато когда отправлялся в "Миннесоту" год назад, знал, чего ожидать.
Но в любом случае НБА стоит на ступеньку выше Евролиги. И превосходит практически во всем – как собственно по уровню баскетбола, так и всего, что происходит вокруг – организация, структура, болельщики, внимание телевидения и всевозможных массмедиа. Это самая настоящая отрасль шоу-бизнеса. В НБА игроки – звезды не только на площадке, но и в повседневной жизни.
– То есть пропасть между заокеанским и европейским баскетболом огромна?
– Не совсем. Хотя, конечно, она довольно велика. Да, европейские команды способны побеждать клубы НБА в отдельных матчах – это доказывалось не раз. Но в длительных сериях шансов у них нет. Особенно в разгар сезона – то есть в плей-офф.
– Результативный "Олимпиакос" не напомнил вам по своей манере клубы НБА?
– Я бы не стал заявлять столь громко. Не вижу в Европе ни одной команды, которая была бы близка по стилю какому-либо заокеанскому клубу.
– А на что могли бы рассчитывать в НБА те же "Олимпиакос" или ЦСКА?
– Думаю, были бы на уровне "Шарлотт" – самой слабой из 30 команд лиги. Разница в стилях игры клубов по разные стороны Атлантики существенна. В Европе баскетбол – в первую очередь командная игра. Что главное в Америке? Скорость, сила, выносливость, индивидуальные действия.
Вот почему Швед смог сразу заиграть в НБА? Потому что способен обыграть соперника один на один и создать себе ситуацию для броска. В Европе таких игроков очень мало, а в НБА – минимум по 4 – 5 в каждом клубе. Я уж не говорю о таких командах, как "Сан-Антонио" или "Мемфис". В них сочетаются индивидуально сильные баскетболисты с командной стратегией. Но чемпион пока – "Майами". А это – молниеносный переход из защиты в атаку и наоборот. Плюс великолепные индивидуальные исполнители.
– А если отправить какой-нибудь клуб НБА в Евролигу?
– Как минимум – был бы в "Финале четырех". Неважно кто – "Майами" или "Шарлотт". Зато дальше – все равно лотерея. Да, скорее всего, клуб НБА считался бы безоговорочным фаворитом. И никто даже не предполагал бы, что он способен проиграть. Но ситуация, как с ЦСКА: в отдельно взятом матче, а не в серии до 4 побед выиграть может любой. Слишком много факторов, которые просто могут не сложиться в твою пользу. К примеру, у соперника все залетит, а твои игроки будут получать травмы и по 5 фолов. Собственно, сборная США, составленная из звезд НБА, уже всем все "доказала", проиграв 3 турнира подряд – чемпионаты мира-2002 и 2006, а между ними Олимпиаду в Афинах.
– Вслед за клубом НБА отправляем в Европу и вас. Тем более что это произошло полтора года назад. Что изменилось в Старом Свете, пока вы 10 лет выступали за "Юту"?
– Я, конечно, помню плохо. Молодому казалось, что в Европе все интересно и круто. Сейчас, конечно, тоже, но… Главное отличие осознал сразу – отсутствие скорости. Она на порядок ниже, чем в НБА. В прошлом году ЦСКА размеренно отыграл почти все матчи минимум до четвертьфинала. Поэтому и вел частенько к перерыву очков 20-30. Мы с ребятами регулярно договаривались – с Шишкаускасом, Хряпой, что бежим в отрыв при первой возможности.
Хотя, повторюсь, год назад в Стамбуле мне все очень понравилось. Начиная с баскетбола и заканчивая многочисленными пресс-конференциями. Бросилось в глаза, что Евролига и ее игроки вышли на новый уровень.
– Вы, вернувшись на сезон из Америки, сразу стали лучшим игроком Евролиги. Почему американским звездам, отправляющимся в Европу, гораздо сложнее освоиться?
– Европейцу в такой ситуации, безусловно, проще – знаешь, чего ждать. Хотя с американцами бывает по-разному. Дерон Уильямс, с которым я вместе играл в "Юте", был суперзвездой и в Турции. А вот у Айверсона или Чилдресса ничего не получилось.
– Нынешняя "Миннесота" – едва ли не самая европейская команда НБА. Это плюс?
- (Смеется.) В "Юте" в один из сезонов иностранцев, по-моему, было даже больше. Но то, что это сказывается на игре, конечно, выдумки. Разве будут четверо европейцев играть лучше четырех американцев? Нет. В первую очередь, все равно все зависит от сыгранности.
– Возможно ли, чтобы в Европе когда-нибудь полностью перешли на правила НБА?
– Это было бы удобно. Но для этого необходимо преследовать какие-либо цели. В НБА не любят остановки – там быстрый, динамичный баскетбол. А Европа немного консервативна. Здесь привыкли к другой игре. И нужно приложить громадные усилия, чтобы что-то изменить.
– За океаном правила еще направлены и на то, чтобы каждый игрок мог показать лучшие качества. Согласны?
– Да, но… Я бы сказал, что не каждый игрок, а 15 суперзвезд. Фактически лига создана под них. Для них написаны и правила.
– В НБА существует потолок зарплат, в Европе ничего подобного нет. Получается, что есть шанс создать суперклуб, который будет побеждать всех из года в год?
– Конечно, собрать вместе можно каких угодно игроков – были бы деньги. Но мы вновь возвращаемся к "синдрому ЦСКА": в одном-единственном матче всегда есть шанс проиграть. С другой стороны – сильные игроки всегда хотят выступать вместе с равными по силам. А это возможно только в НБА. И пока в Европе баскетбол будет находиться на нынешнем социальном уровне, дистанция сокращаться не будет.
Вот характерный пример. Звезду НБА знают во всем мире. А тот же лидер "Олимпиакоса" Спанулис – тоже звезда. Но только внутри своей страны. Да, его обожают в Греции, но мало кто знает за ее пределами.
– То есть Евролига по-прежнему будет сильно отставать от НБА?
– Знаете, в прошлом году мне в Стамбуле показалось, что дистанция сократилась. А в Лондоне – что между ними пропасть. Решающие матчи – венец любого турнира. В Америке – это финальные серии НХЛ и НБА, "Супербоул". За ними следят не только миллионы американцев – решающие поединки транслируются на сотни стран мира.
Зато для меня всегда существовала загадка, разгадать которую не удается до сих пор. Почему ЦСКА не может собирать на каждый матч 5 – 6 тысяч человек? Да, в Москве много других интересов. Но если ты баскетбольный болельщик, то, в первую очередь, должен ходить смотреть на свою команду. Однако прекрасно помню, как некоторые наши домашние матчи регулярного российского чемпионата собирали не более 500 зрителей. Самое удивительное же в другом: поболеть за ЦСКА в Лондон прилетели более 1000 человек.