Новым главным тренером женской сборной России вчера был назначен Анатолий Мышкин – великий в прошлом советский форвард, которого болельщики со стажем до сих пор почтительно называют Князем. До этого он дважды работал с россиянками – в 1993 и 1997 годах.
ТОЛЬКО САМЫЕ ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ
– Признайтесь – не страшно взваливать на себя огромную ответственность? Очевидно, что у нашей женской сборной сейчас серьезные проблемы, она пропустит ЧМ-2014… А виновным в случае очередного провала признают вас.
– Волков бояться – в лес не ходить. Поймите, я не хочу сейчас выглядеть эдаким гуру, спасителем баскетбольной России. Мол, Мышкин возглавил сборную – и, как по мановению волшебной палочки, появится результат. Тем не менее я знаю себе цену, обладаю большим опытом. И полностью отдаю себе отчет в том, на какой риск иду.
Вспомните, как я приходил в сборную в 1992 году. Объединенная команда, выигравшая олимпийское золото в Барселоне, по политическим причинам распалась. И мне предстояло строить сборную почти с нуля. Так что трудностей я не боюсь. Да и к тому же за одного битого двух не битых дают.
– Как состоялось ваше назначение?
– Я прошел все положенные этапы. Вместе с Александром Васиным мы выступили на тренерском совете, озвучили свои тезисы. А в пятницу члены исполкома собрались и вынесли свое решение. Хочу выразить благодарность всем, кто прислушался к моим мыслям. Знаете, я никогда не мог сказать подопечным: "Наша задача – место не ниже пятого". Всегда был максималистом. И сборная России будет руководствоваться такими же принципами.
– Уже определились с тренерским штабом?
– В ближайшие дни проведу переговоры с потенциальными помощниками. Конкретные кандидатуры уже есть. А что-то обсуждать до моего назначения было бы глупо и некорректно. Зачем попусту трепать языком? Одно могу сказать точно: иностранцев в штабе не будет.
– А игроков-легионеров?
– Тоже.
– На какой срок подписан контракт?
– До окончания Олимпиады в Рио.
– Экс-лидер сборной России Елена Баранова, поигравшая под вашим руководством, сказала, что Мышкин-тренер больше всего ценит игроков, которые умеют думать на площадке. А вы сами как сформулировали бы свое тренерское кредо?
– Я всегда в своей работе понимал: игроки – это эксклюзивный, штучный товар. Каждый – личность, к каждому нужно найти подход. Каждый – достояние страны… Объединить их в единое целое – очень сложная задача. Если это удастся – остальное не так уж и трудно. Баскетбол на самом деле – простая игра. И чем проще тренер ее делает – тем больших результатов добивается, как бы парадоксально это ни звучало.
Баранова совершенно права: для меня важно, чтобы баскетболист работал на площадке не только руками-ногами, но и головой. И при этом всегда надо понимать: когда дело касается сборной, тренер не может подбирать игроков под свое видение баскетбола, под какую-то "модную" модель защиты или нападения. Отталкиваться нужно прежде всего от лучших качеств подопечных.
СУД БОЛЕЛЬЩИКОВ – САМЫЙ ВАЖНЫЙ
– Вы говорите о простоте баскетбола. Тем не менее в 80-е годы Мышкин был самым зрелищным баскетболистом Европы. Так, как вы, сверху в те годы почти никто не забивал… Когда оказались уже в шкуре тренера – бывало так, что ругали подопечных, предпочитающих эффектность эффективности?
– Я никогда не был пижоном. Броски сверху, какие-то элементы шоу – все это делалось исключительно для победы. Между прочим, Александр Яковлевич Гомельский в одной из своих книг написал примерно так: "Только спустя годы я понял, что Мышкин играет для народа вовсе не просто так!" А сейчас многие пытаются "самовыразиться" через какие-то панковские прически, татуировки… Если ты при этом мало что умеешь в баскетболе – это туфта полная, которая болельщику не нужна и неинтересна.
Игрок, выступающий под моим руководством, должен четко понимать: зрительский суд – самый важный. Главное, чего не прощает баскетбол, – равнодушия. И я тоже прощать не буду. Если кто-то из девушек скажет мне на тренировке: "Что-то настроение у меня не очень, тяжело, пять дней назад за клуб играла", то я… (Смеется.) В общем, лучше ничего подобного не говорить.
При этом на площадке баскетболистка должна не пахать, а творить. В этом случае я даже готов закрыть глаза на какие-то ошибки.
– В 90-е годы вы шесть раз подряд приводили женский ЦСКА к победе в чемпионате России – что, кстати, до сих пор является рекордом, дважды выигрывали Кубок Ронкетти. Затем работали и с мужчинами, и со студентами, и с любителями. В чем специфика работы с женским коллективом?
– Понятно, что какие-то вещи – вроде бросков сверху, борьбы за подбор выше уровня кольца – женщины делать физически не могут. Ну то есть могут буквально единицы из них. В целом же мужской и женский баскетбол – не два вида спорта, как иногда говорят, а один. И принципы подготовки команд – одинаковые.
Ну а женская психология – вещь, в которой мужчине разобраться не суждено. Поэтому, если у тренера есть какие-то комплексы – ему совершенно точно руководить девушками нельзя. Что до меня, то я четко понимаю: постичь женскую душу не дано. Остается только ею восхищаться…
– Карьеру телекомментатора продолжите?
– Да, и, надеюсь, руководство телеканала пойдет мне навстречу. В ближайших творческих планах – сделать аналитическую передачу о женском баскетболе. Которая была бы полезна не только болельщикам, но и специалистам.
Ольга АРТЕШИНА:
"МЫШКИН – ХАРИЗМАТИЧНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ"
Мнением о новом главном тренере женской сборной России поделилась нападающая УГМК, в четверг вернувшаяся в строй после 8-месячного перерыва.
– После победы над "Скио" в 6-м туре Евролиги успели обсудить назначение Мышкина с подругами по УГМК?
– Если честно, нет: мы только что вышли из самолета… Но, на мой взгляд, Мышкин – отличный кандидат. Пусть у него долго не было тренерской практики, его понимание баскетбола общеизвестно. Я, правда, под руководством Анатолия Дмитриевича провела всего один сбор – в самом начале карьеры в ЦСКА. А вот Маша Степанова рассказывала о его тренерской методике много хорошего!
Вообще здорово, что сборную возглавил великий в прошлом игрок. Если бы мне предложили охарактеризовать Мышкина тремя словами, я бы ответила так: "Харизматичный. Веселый. Профессиональный". Не сомневаюсь, что работать под его руководством будет интересно и поучительно.
– Вы защищаете цвета сборной с 17 лет. Планируете ли поехать на Олимпиаду в Рио?
– Ох, сейчас сложно что-то загадывать. Я же только-только вернулась в баскетбол. Все зависит исключительно от здоровья. Сама готова ехать в сборную всегда.
– В четверг в Италии вы провели на площадке 15 минут. Как ощущения?
– В принципе травмированная нога уже не беспокоит. Единственное – на разминку требуется чуть больше времени, чем партнершам по команде. И тренеры, прежде чем выпускать меня на замену, дают пару минут на то, чтобы разогреть колено.
– Разрыв "крестов" – едва ли не самая страшная травма. Не было мыслей о досрочном завершении карьеры?
– Перед глазами – примеры Анете Екабсоне и Маши Степановой, которые восстанавливались от подобного повреждения раньше меня. Вы наверняка знаете, как благородно поступило руководство УГМК, продлив с ними контракты едва ли не на следующий день после того, как они травмировались. И со мной точно такая же история. Клуб предложил новое соглашение, понимая, что несколько месяцев сезона-2013/14 я точно пропущу. Никто меня не торопил, врачи ждали, пока я буду полностью здорова. Поэтому черным мыслям неоткуда было взяться.