В КОНЦОВКАХ ЛИДЕРАМ НЕ ХВАТИЛО СИЛ
Лучшим турниром Беляковой в майке национальной команды стала Олимпиада трехлетней давности в Лондоне. И тогдашнее четвертое место, стоившее главному тренеру Борису Соколовскому поста, теперь выглядит недостижимым идеалом.
Евгения БЕЛЯКОВА
Родилась 27 июня 1986 года в Санкт-Петербурге. Рост 183 см.
Нападающая.
Выступала за клубы: "Вологда-Чеваката" (2008/2009), "Спартак" СПб (2009/10, 2010/11), "Спарта&К" (2011/12 – 2013/14), "Динамо" К (2014/15). С сезона-2015/16 – в УГМК.
Мастер спорта международного класса.
Двукратная серебряная призерка чемпионатов России (2011/12, 2012/13). Обладательница Кубка России-2014/15. Бронзовый призер Евролиги-2014/15. Чемпионка Европы-2011. С 2014 года – капитан сборной России. Чемпионка Европы среди юниорских (2004) и молодежных (2006) команд. Двукратная серебряная призерка универсиад (2007, 2009).
На Евробаскете-2015 сборная России, уступив в овертайме матча за пятое место турчанкам, не пробилась в олимпийскую квалификацию. А ведь по своему потенциалу наша команда могла рассчитывать на гораздо большее.
– Конечно, всем девчонкам сейчас больно, все испытываем разочарование и тоску, – начала разговор Белякова. – Особенно обидно потому, что были очень близки к хорошему результату. Если кто не помнит, будущего чемпиона – Сербию – мы в матче группового этапа разделали с чудовищной разницей (77:53, при этом капитан сборной, настреляв 19 очков, стала лучшим снайпером поединка. – Прим. "СЭ"). Эх, если бы не потерпели откровенно глупые поражения от Латвии и Литвы, не нарвались бы уже в четвертьфинале на француженок.
– Франция, конечно, в игре против России была фаворитом. Тем не менее по ходу заключительной четверти вы с партнершами сумели отыграть отставание в 10 очков. На последней минуте счет был равным. Чего в итоге не хватило – опыта, удачи, судейской лояльности (за 22 секунды до сирены арбитры зафиксировали неспортивный фол у Ирины Осиповой. – Прим. "СЭ"), нужных тренерских слов?
– Наверное, всего, что вы перечислили.
– В ключевом матче за попадание на Олимпиаду – против Турции – Россия вновь проиграла концовку. Вообще последние минуты многих поединков наша команда проводила не лучшим образом. Совпадение или плохой симптом?
– Мне кажется, самая главная причина всех проигранных концовок – на последних минутах нашим лидерам категорически не хватало свежести… Но при этом надо понимать: и Франция, и Турция – очень сильные команды. Прошлым летом, пока мы рубились в квалификационном турнире, они играли на чемпионате мира. Соответственно, у них больше опыта концовок, больше заготовок для экстремальных ситуаций.
– Быть может, проблема еще и в том, что в нападении все было "заточено" под Эпифанию Принс – и, соответственно, соперницам проще было найти противоядие.
– Такая проблема тоже была, вы правы. Тренерский штаб доверял Принс – и она, надо сказать, сполна оправдывала это доверие. Ни для кого не секрет, что на своей позиции Пифани – одна из сильнейших индивидуально баскетболисток планеты. Неудивительно, что тренеры хотели использовать ее таланты по максимуму, и особенно в решающие моменты игры. Жаль, не сработало.
НИКАКИХ ПРОБЛЕМ С ПРИНС НЕ БЫЛО
– А на взаимоотношениях игроков в команде это не сказывалось? Ведь в прошлом году звучали заявления о том, что легионеров в сборной России больше не будет…
– Нет, ни в коем случае. Пифани действительно играла сердцем, и она была жутко расстроена, что мы все вместе пролетели мимо Олимпиады. Она очень, очень переживала. Спасибо ей огромное за самоотдачу. Собственно, поэтому нам всем, наверное, еще обиднее. По своему потенциалу Россия могла добиться очень многого. И мы так хотели побеждать… Мощный заряд позитива и оптимизма исходил от совсем юных девчонок. Не забуду, как Маша Вадеева перед началом турнира в одном из интервью заявила: "Мы едем в Венгрию за золотом!" Так и нужно, именно такой подход – единственно верный. Жаль, что в итоге не оправдали ни собственных ожиданий, ни ожиданий болельщиков.
– Давайте поговорим о чем-нибудь более веселом. Не секрет, что Анатолий Дмитриевич Мышкин обладает фантастическим чувством юмора. Какие-то из его установок или указаний в тайм-аутах врезались в память?
– Для нас он прежде всего тренер. Поэтому так сразу не могу припомнить что-то эксцентричное или смешное. Он старался находить такие слова, которые помогли бы нам на площадке. При этом часто описывал те или иные ситуации не с позиции тренера, а черпал примеры из своего богатого прошлого. Например, часто вспоминал и рассказывал о победном для мужской сборной СССР чемпионате мира в Колумбии (в финале того турнира наша команда обыграла США – 95:94, а Мышкин набрал 29 очков. – Прим. "СЭ").
– Мышкин-игрок был одним из самых ярких и зрелищных баскетболистов своего времени, мог непринужденно вколотить мяч в кольцо сверху с разворотом на 360 градусов. Вряд ли это применимо к женскому баскетболу…
– (Смеется.) Ну да, сверху мы забивать не умеем и вряд ли уже научимся. Так что подсказки касались других баскетбольных аспектов.
– Можете сравнить нынешнюю сборную с той, что выходила в полуфинал Лондона-2012? Или годом ранее выигрывала Евробаскет?
– Сравнивать можно, но это бессмысленно. Каждый раз в национальную команду вызываются какие-то новые игроки. Пожалуй, главной отличительной особенностью нынешней является большое количество совсем юных девчонок. И они при этом совершенно не тушевались, а, наоборот, своей энергетикой заражали остальных.
– Капитан сборной – это "выборная" должность?
– Нет. В прошлом году меня назначил капитаном главный тренер. Вроде бы никто не возражал, да и я справлялась со своими обязанностями. И этим летом решили ничего не менять.
– Виртуальная капитанская повязка помогает на паркете или, наоборот, закрепощает?
– Дополнительная ответственность мне не мешает – это точно. Капитанство – тоже часть работы.
НАДЕЮСЬ МНОГОМУ НАУЧИТЬСЯ У ЛАНГЕ
– Какие планы на лето?
– Дней десять отдохну, а потом начну индивидуально готовиться к сезону. Возможно, поеду поработаю в Сербию – как делала несколько раз в последние годы. Правда, сербки стали чемпионками Европы, и это – дополнительные неприятные воспоминания и ассоциации… Так что пока не знаю. В любом случае рассчитываю в середине августа прибыть в расположение своего нового клуба УГМК в хорошей боевой форме.
– Минувший сезон вы провели в курском "Динамо". Почему решили продолжить карьеру в Екатеринбурге?
– Не скрою, у меня хватало предложений. Для меня этот переход – очень серьезный вызов. УГМК – это высочайший уровень, и очень хочется понять, соответствую ли я ему. Конечно, в курском "Динамо" тоже подобралась более чем звездная компания. Но теперь пришло время попробовать свои силы в Екатеринбурге. Тем более что первое предложение из этого клуба я получила еще лет 8 назад. Такая настойчивость очень импонирует. Надеюсь, сумею оправдать доверие и тренеров, и болельщиков, и руководства.
– УГМК в предстоящем сезоне собирается делать большую ставку на российских игроков. Помимо вас ряды уральского клуба пополнили Виеру, Петракова, Черепанова. Это обстоятельство повлияло на ваше решение?
– Так получилось, что из этой четверки я подписала контракт первой. И очень радовалась, когда узнавала, что ряды УГМК пополняют классные российские игроки. С той же Виеру мы давно дружим, вместе два года отыграли за "Спарту". И отлично понимаем друг друга на площадке. В любом случае игровое время будет делиться не по национальному признаку, а исходя из того, что мы сможем дать новой команде.
Если честно, желание поработать с главным тренером УГМК Олафом Ланге тоже стало одной из причин моего переезда в Екатеринбург. Слышала много лестных слов о методике этого специалиста. Знаю, что его штаб уделяет внимание индивидуальной работе с игроками. Мне на днях исполнилось 29 лет. Кому-то может показаться, что уже немало, но лично я чувствую, что могу еще очень многому научиться в баскетболе. И собираюсь делать это на тренировках каждый день. В любом случае мой прогресс исключительно в моих руках. Да, в УГМК конкуренция сильна как ни в каком другом клубе мира. Но в моем контракте нет пункта "игровое время". Сколько заработаю его на тренировках – столько и получу, меня этот вопрос совершенно не беспокоит.
Знаете, когда я несколько лет назад подписывала соглашение со "Спартой", мне тоже многие говорили: "Зачем?! В этой команде на твоей позиции и так полно классных игроков…" Но в итоге именно в Подмосковье я, можно сказать, сделала себе баскетбольное имя, пробилась в сборную.
– В прошлом сезоне вам приходилось помногу защищаться против Дайаны Таурази и Альбы Торренс. Наверняка вздохнули с облегчением, что сейчас делать этого не придется…
– (Смеется.) Если бы! Наоборот, теперь придется делать это гораздо чаще – каждый день на тренировках. Ну а если серьезно, и Дайана, и Альба – великие игроки. Здорово, что я с ними по одну сторону баррикад. Но, наверное, самым тяжелым лично для меня оппонентом была и будет Сеймон Огастус. Она и повыше, и помощнее, и прыгает здорово… Помню, первый раз я столкнулась с этой американкой, еще когда выступала за "Вологду-Чевакату". Играли с "Галатасараем". Борис Ильич Соколовский, в то время возглавлявший вологодскую команду, перед началом матча сказал: "Повнимательнее с этой американкой, у нее отличный средний бросок в прыжке". А я еще была юная, оптимистичная, дерзкая. "Ха, – думаю. – Кто такая эта Огастус, первый раз в жизни вижу. Сейчас накормлю ее блок-шотами и перехватами". И в первой же четверти она привезла мне 18 очков… (Улыбается.) До сих пор с трепетом вспоминаю ту кошмарную десятиминутку. Кстати, играя вместе с Огастус в Курске, я ей об этом рассказала. Посмеялись…
Также очень сложно противостоять еще одной американке курского "Динамо" и по совместительству разыгрывающей сборной России – Принс. У нее отличная стартовая скорость и потрясающий атакующий арсенал. Мы с ней часто оставались после тренировок и сражались один на один. Думаю, в предстоящем сезоне вдоволь наиграемся друг против друга, даже успеем надоесть. Нет особых сомнений, что УГМК и "Динамо" – два сильнейших клуба Европы. И обоюдных долгов по ходу прошлого сезона у них накопилось изрядно. Что ж, тем интереснее будет болельщикам. Не сомневаюсь, баталии получатся упорными и красивыми.
НЕ БОЮСЬ ОТКРЫВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ
– К слову, во многом благодаря усилиям руководства УГМК в предстоящем сезоне будет отменено правило, согласно которому два клуба из одной страны сводят в плей-офф Евролиги. Так что вполне возможен "русский финал".
– Правда? Если честно, я и не знала. Что ж, это очень хорошая новость. Сильнейший должен выявляться только на паркете, а не в чиновничьих кабинетах. Надеюсь, встретимся с Принс в финале и устроим там жаркую "зарубу".
– Еще одна новоиспеченная баскетболистка УГМК – Мария Черепанова – недавно завоевала для России золотую медаль Европейских игр. Правда, в стритболе. А вы никогда не испытывали желания попробовать себя в формате "3 на 3"?
– Машу я сразу поздравила с золотой медалью. Но сама стритбол не очень люблю… Точнее, мне кажется, что для него моя манера подходит куда меньше, чем для классического баскетбола. Хотя кто знает – может, Ланге раскроет во мне новые таланты, и я когда-нибудь действительно решусь себя попробовать и в качестве стритболистки. Как уже сказала, не боюсь открывать для себя что-то новое.
Но гораздо больше надеюсь, что по итогам предстоящего сезона смогу испытать новые ощущения в качестве чемпионки Евролиги и России. Пока этих побед в моей коллекции нет.