Cитуацию вокруг "Урал-Грейта" специально для "СЭ" прокомментировал основатель пермского клуба, возглавлявший его администрацию в 1995 - 2002 годах.
Напомним, что после ухода из "Урал-Грейта" Кущенко работал президентом баскетбольного ЦСКА и "большого" спортивного общества ЦСКА, а летом этого года занял пост исполнительного директора Союза биатлонистов России.
- Я чувствую определенную вину за то, что происходит с "Урал-Грейтом", - признался Кущенко. - Все-таки этот клуб - во многом мое детище. Наблюдать за ним сейчас по-настоящему больно. Команду можно и нужно было спасти, и ряд серьезных бизнесменов готовы были "вписаться" в эту операцию, но… Слишком уж серьезные, непоправимые ошибки были допущены господином Агишевым на посту президента клуба. Когда "Урал-Грейт" только создавался, о таких сказочных условиях, как в последние годы, и мечтать было нельзя. Администрация края вдвое увеличивала тот бюджет, который должны были обеспечить руководители клуба за счет спонсоров! Конечно, нам в свое время администрация региона тоже здорово помогала. Но такой льготной финансовой составляющей и близко не было.
При этом в наше время "Урал-Грейт" вызывал у всей Европы совершенно определенные ассоциации. Клуб, находящийся где-то в глубине России, которым руководят сумасшедшие - в хорошем смысле слова - менеджеры. Они заботятся об игроках так, как никто до них не заботился. И - город, влюбленный в баскетбол. А сейчас словосочетание "Урал-Грейт" не вызывает ничего, кроме негатива. Высказывания всех игроков и агентов, кому клуб остался должен, полны горечи и разочарования. Дело не только в долгах, но и в отношении к людям. Кроме как через суд, вести дела с "Урал-Грейтом" никто уже не хочет.
- Можно ли возродить пермский клуб?
- Теоретически можно. Но я не представляю, кто готов взвалить на себя столь неподъемную ношу. В баскетбольном плане уровень сейчас - нулевой. Такой же, как в 1995 году, когда все только начиналось. А в плане финансов и организации дела обстоят еще хуже. Гораздо ниже нулевого уровня. Тому, кто захочет строить новый "Урал-Грейт", придется сначала исправлять массу ошибок своих предшественников.
ИЗ ПОГИБШИХ ВОСКРЕСЛО ТОЛЬКО "ДИНАМО"
"Урал-Грейт" стал уже шестым клубом, который, оставив заметный след в истории российского баскетбола, покинул высший дивизион чемпионата страны. Из пяти предшественников пермской команды вернуться на ведущие роли удалось лишь одному.
ДИНАМО Москва
Первый настоящий конкурент ЦСКА в чемпионатах России - в 1995 и 1996 годах "Динамо" противостояло армейцам в финальных сериях плей-офф. В сезоне-96/97 бело-голубые финишировали четвертыми, после чего команда фактически развалилась: весной 1998 года заняла в суперлиге 16-е место, проиграла "Ставрополю" оба переходных матча и вылетела в высшую лигу. Возвращение в элиту состоялось только в 2002-м. После чего динамовцы трижды становились призерами чемпионата (одно серебро и две бронзы). Кроме того, в сезоне-2005/06 они завоевали Кубок ULEB и попали в Евролигу, где на следующий год дошли до четвертьфинала.
АРСЕНАЛ Тула
Основан в 1997 году на базе самарского ЦСК ВВС. Фактически все успехи "Арсенала" связаны с одним сезоном - 1998/99. Сначала туляки первыми среди российских клубов пробились в четвертьфинал Кубка Корача, а затем и завоевали бронзу чемпионата страны. Увы, после этого команда покатилась по наклонной плоскости. Последний раз "Арсенал" был замечен в дивизионе А суперлиги в сезоне-2003/04, когда попал в восьмерку лучших (в сезоне-2001/02 туляки выиграли лишь 1 из 36 матчей регулярного первенства). Летом 2004 года клуб прекратил свое существование.
САМАРА
В 90-е годы четырежды попадала в тройку призеров российского первенства (высшее достижение - серебро-1992) и даже однажды выступала в Евролиге. Но на рубеже тысячелетий успехи пошли на убыль. Перед началом сезона-2002/03 "Самара" прекратила свое существование, объединившись с возрожденным ЦСК ВВС. С тех пор в суперлиге выступал клуб под названием "ЦСК ВВС-Самара", недавно переименованный в "Красные Крылья".
АВТОДОР Саратов
Главный соперник ЦСКА на внутренней арене второй половины 90-х годов. Дважды саратовцы становились победителями регулярного чемпионата суперлиги (1997 и 1998), однако выиграть золото в плей-офф так и не смогли. Тем не менее в их активе четыре серебра (1994, 1997 - 1999) и две бронзы (1992, 1996). На международной арене "Автодор" в 1998-м дошел до полуфинала Кубка Европы, а в следующем сезоне дебютировал в Евролиге. В ХХI веке для клуба наступили тяжелые времена. В 2004 году он добровольно "перевелся" из дивизиона А в дивизион Б суперлиги, а еще сезон спустя оказался в высшей лиге. Но в последнее время дела в "Автодоре" вновь пошли на лад. В чемпионате России-2008/09 он уверенно занял первое место в суперлиге Б и лишь по экономическим причинам отказался от возвращения в элиту.
ДИНАМО Санкт-Петербург
Клуб был основан "отцом" "Автодора" Владимиром Родионовым в 2004 году - как раз тогда, когда саратовская команда покинула элитный дивизион из-за проблем с финансированием. Питерское "Динамо" просуществовало всего два года, но за это время успело добиться серьезных успехов. В сезоне-2004/05 под руководством нынешнего главного тренера сборной России Дэвида Блатта команда выиграла Евролигу ФИБА, не потерпев за весь турнир ни одного поражения (20-0!), а год спустя завоевало бронзу чемпионата России. К сожалению, перед сезоном-2006/07 команда обанкротилась.