Римас Куртинайтис: "Деньги не пахнут? Пахнут!"

Telegram Дзен

В ночь с понедельника на вторник было официально объявлено, что новым главным тренером "Химок" стал 50-летний литовец Римас Куртинайтис, в прошлом - один из лидеров сборной СССР, олимпийский чемпион 1988 года. Вчера днем он ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

- Как проходили переговоры c "Химками" и долго ли вы раздумывали?

- Нет, недолго. Быть тренером этой команды для меня большая честь. Я слежу за ней фактически с момента ее создания. Помню даже сюжет в теленовостях о закладке капсулы на месте строительства химкинской баскетбольной арены. Это клуб с необычной и славной историей. Он довольно быстро стал одним из ведущих в России. Так что проблем с мотивацией у меня нет. Я вижу потенциал игроков, вижу, как сделать так, чтобы они побеждали. Другое дело, что у меня был действующий контракт с ВЭФом. И в нем не было пункта, по которому я мог уйти в случае выгодного предложения. Спасибо руководству рижан, которое отнеслось к ситуации с пониманием. Мы по-товарищески все обсудили, и я получил добро на переезд в Россию.

- Совсем недавно ВЭФ и "Химки" играли в Единой лиге ВТБ. Какое впечатление произвела на вас подмосковная команда и в чем ей прежде всего надо прибавлять?

- Трудно рассуждать о матче, завершившемся с разницей в 20 очков. Но, если честно, я не заметил, чтобы у "Химок" горели глаза. Да, они хорошо играли, контролировали ход борьбы, но огонька не хватало. Казалось, люди просто отрабатывают свои контракты. Не секрет, что у "Химок", ЦСКА, УНИКСа с деньгами все в порядке. Но зарплата зарплатой, а спортивная мотивация всегда должна присутствовать. И вот ее химчанам не хватает. В результате - двигаются чуть медленнее, чем могут, защищаются не слишком агрессивно… Так что мне нужно работать именно в этом направлении. Добавить команде позитивной энергии. Это серьезный вызов. Впрочем, в моей жизни их хватало. Чего стоит только работа министром спорта Литвы! За четыре с половиной года у нас сменилось пять правительств, и я был единственным, кто сохранял свой пост.

- Какие-то конкретные турнирные задачи перед вами уже поставлены?

- Наша задача-минимум - в следующем сезоне играть в Евролиге. Либо в основном турнире, либо в квалификации. Для этого нужно попасть в тройку призеров чемпионата России. Задача сложная. В этом сезоне в ПБЛ нет явных лидеров. Одна-две победы резко меняют ситуацию в таблице. Что ж, мне не впервой принимать команду по ходу сезона. Так было, например, в Польше, где я сумел поднять "Шленск" с 10-го места на 3-е. Или в "Летувос Ритас", который я принял в середине сезона и в итоге выиграл все турниры, включая Кубок Европы. Кстати, в финале мы тогда одержали победу именно над "Химками".

- И в чем заключается ваш "победно-пожарный" рецепт?

- Во-первых, нужна дисциплина. Некоторые игроки - из тех, кто хорошо зарабатывает, - любят сходить ночью в клуб или другое развлекательное заведение. Но дисциплина на площадке невозможна без дисциплины в быту. Все, что касается непосредственно игровых моментов, - на втором месте. Тем более ты не можешь сразу в корне менять тактику - это неправильно. Игроки просто не смогут перестроиться. Хотя, конечно, у каждого тренера своя игровая философия. И нельзя говорить - вот этот тренер играет в "правильный" баскетбол, а этот - нет…

- А каков правильный баскетбол по Куртинайтису?

- Моя концепция отличается от того, что предлагают большинство опытных европейских тренеров. Я сторонник очень активной и агрессивной защиты. Оборона большинства современных команд - это минимум риска. Для них главное вынудить соперника чаще бросать издали, а не из-под кольца. Я же требую от игроков максимальной нацеленности на перехват. Даже на чужой половине. Да, если прессинг не срабатывает, можно получить легкие очки в свою корзину. Но, по-моему, в данном случае риск оправдан. Для такого баскетбола нужны подвижные, универсальные игроки. И мне уже удалось доказать работоспособность этой модели в "Летувос Ритас". Состав у нас был не самый сильный в мире, но за счет тактики и самоотдачи мы обыгрывали более богатых и лучше укомплектованных соперников. Кстати, у "Химок" есть возможности, чтобы подбирать состав под тренерскую концепцию и выигрывать конкуренцию за игроков у грандов калибра "Барселоны" или "Маккаби". Раньше мне не доводилось работать в таких клубах.

- То есть летом состав химчан претерпит существенные изменения?

- Знаете, я привык работать с той командой, которую мне дают. Не люблю, когда тренер говорит: у меня нет игроков. Обычно этим грешат сербы. (Смеется.) Мол, дайте мне Джордана с Айверсоном - и я выиграю Евролигу! Надо делать свое дело с теми, кто у тебя есть. Понятно, что с сильными исполнителями легче. И надеюсь, у нас с руководством "Химок" будет полное взаимопонимание. Но я хорошо ориентируюсь на трансферном рынке и категорически против того, чтобы платить за игрока больше, чем он стоит. На площадку выходят люди, а не деньги.

- Почему литовские тренеры так востребованы в России (помимо Куртинайтиса главными тренерами также работают Йонас Казлаускас в ЦСКА, Кестутис Кемзура в "Локомотиве" и Вальдемарас Хомичюс в "Триумфе". - Прим. В.М.)?

- Меня радует, что в вашем баскетболе поняли: хорошие тренеры есть не только в Югославии. Большинство специалистов оттуда получают работу за счет хорошего пиара своих агентов. А за Казлаускаса или Кемзуру говорят их достижения. Кемзура взял омоложенную сборную Литву, в которую мало кто верил, - и взял бронзу чемпионата мира. Казлаускас в свое время сенсационно выиграл Евролигу с "Жальгирисом", имевшим очень скромный бюджет. А потом успешно работал с разными сборными.

- Какие у вас личные отношения с тем же Казлаускасом?

- Все литовские тренеры отлично ладят. Мы часто разговариваем, обсуждаем баскетбол. Да, порой приходится соперничать. Получается, роем друг другу яму. (Смеется.) Но это главный принцип большого спорта: кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Никуда не денешься.

- В 2006 году вы недолго возглавляли "Урал-Грейт"…

- Не самое хорошее время. В клубе как раз менялось руководство, и это отразилось на команде. Меня приглашал Сергей Белов, мы хотели строить команду на будущее и заключили контракт на три года, но еще до моего приезда в Пермь все игроки были распущены. Я должен был приступить к работе в начале августа, однако мне позвонили и сказали: пока не приезжай, у нас нет еще ни одного игрока. А потом я какое-то время тренировал всего троих баскетболистов. И все это - буквально перед самым стартом чемпионата. Потом начались другие проблемы, интриги… Собственно, баскетбол там стоял чуть ли не на последнем месте. Мы откровенно поговорили с Беловым, с которым дружим еще с 80-х. Я честно сказал: "Сергей, мы не сможем сделать команду". Он ответил: "Не волнуйся, работай. Первый сезон будем "вкатываться", присматривать новичков". Однако после двух месяцев Белов сказал, что результаты "Урал-Грейта" никого не устраивают. Я особо и не возражал. Достичь чего-то в таких условиях невозможно. Скоро клуб вообще перестал существовать, начались судебные разбирательства с игроками по долгам… В любом случае мы расстались с Беловым на хорошей ноте. Увольнения - часть тренерской профессии. Знаете, недавно автомобильные концерны "Дженерал Моторс" и BMW попытались объединиться, заключили многомиллиардную сделку. Несколько месяцев помучились вместе - и разошлись.

- Полуфинал Олимпиады-88 против сборной США, когда вы набрали 28 очков, - лучший матч в вашей игровой карьере?

- Как там поется? Красивых матчей было сыграно немало? (Смеется.) А если серьезно, то у меня хватало ярких игр. Что до того матча в Сеуле, то я действительно поспособствовал нашей победе и горжусь этим. Хотя это не моя заслуга. Мы были настоящей командой, можно сказать, семьей, где никто не думал о личной статистике. Такого единства я больше нигде не встречал. Яковлевич (Александр Гомельский. - Прим. В.М.) сплотил нас так, что люди разных национальностей стали единым целым. Думали абсолютно одинаково, не ссорились… Собственно, мы до сих пор - семья.

- После Сеула вы могли бы продолжить карьеру в элитном клубе Европы или даже НБА, но предпочли скромный немецкий "Хаген". И в дальнейшем часто выбирали экзотические варианты вроде австралийского "Таунсвилла"...

- Просто деньги для меня никогда не стояли на первом месте. Не охотился за ними. Во главу угла всегда ставил и ставлю хорошие отношения. Да, сейчас весь мир стоит на деньгах. Главный вопрос: кто сколько зарабатывает? Очень популярным стало выражение: "Деньги не пахнут". А по-моему - пахнут. Очень важно, как именно ты зарабатываешь, честно ли делаешь свое дело. Горжусь, что всегда в жизни поступал по совести. Мое решение играть в Германии - из этой оперы. Как вы знаете, тогда вообще никто не мог играть за рубежом. Да, хоккеист Могильный сбежал, попросил политического убежища. Но мне вовсе не хотелось тайком покидать свою страну… Как-то в Германии мы играли товарищеский турнир. После одного из матчей посидели с президентом "Хагена". Он спросил: "Как ты смотришь на то, чтобы поиграть у нас?" Я честно ответил: "Возможности уехать официально - ноль". Но этот немец целый год ездил в Москву и Литву, давал взятки, собрал больше двадцати подписей - и мне дали зеленый свет.

Да, многие из наших ребят уехали в Америку или Испанию, где заработки были в разы больше. Но я не мог подвести человека, который ради меня проделал такую колоссальную работу. И подписал трехлетний контракт на мизерную сумму. Если сравнивать с заработками в Союзе, она была внушительной. Но в той же Испании предлагали в разы больше. И все-таки я не жалею о своем выборе. До сих пор иногда приезжаю погостить к тому немцу Вилли. Кстати, он мне подарил мой первый "Мерседес"… Вообще что такое деньги? Много их или мало? Это зависит от твоих жизненных потребностей. Я знаю многих бизнесменов, в 90-е заработавших на приватизации в России колоссальные деньги. И что? Потерять и сто долларов, и миллион можно из-за одной ошибки. Но из-за сотни ты не расстроишься, а вот если миллион… Не нужно смотреть на жизнь с материальной точки зрения.

В Австралию я поехал, потому что было интересно узнать эту страну. Кстати, стал там первым легионером-европейцем. Контракт тоже был небольшой, но зато Австралия - это почти рай. Никаких политических дрязг и потрясений, люди живут в свое удовольствие… Азербайджан меня тоже порадовал (в 2002 - 2006 годах Куртинайтис тренировал там клуб "Гала" и национальную сборную. - Прим. В.М.). Дал возможность проникнуться восточной культурой. Со всеми сложились чудесные отношения. Например, встретились на Олимпиаде с президентом этой страны Ильхамом Алиевым. Обнялись, поговорили… В общем, такие вещи, как дружба, я ценю выше любых денег.

- Вы стали первым европейцем, который принял участие в конкурсе трехочковых бросков на Матче звезд НБА. Почему не удалось выиграть?

- Много факторов сказалось. У ЦСКА были важные матчи в чемпионате СССР и Кубке чемпионов. Поэтому надолго, чтобы пройти акклиматизацию, меня отпустить не могли. Плюс дуга в Америке располагалась на метр дальше. После полноценных тренировок с ЦСКА я, часов в 11 ночи, бросал с "американской" дистанции по часу - по два. В Америку приехал за день до конкурса. Ажиотаж был просто колоссальным! На пресс-конференции меня снимало камер тридцать. Звезды НБА никого не интересовали. В газетах разразилась настоящая война. Одни писали - приехал русский снайпер, сейчас он всем покажет. Другие - наоборот: да кто он такой, что здесь делает? То есть прессинг был очень большой. Потом выхожу в зал, а там… Сорок тысяч человек, и все ждут от тебя чуда! В общем, можно сказать, что я не справился с этим давлением. (Смеется.) Забил всего 9 мячей из 25.

Владимир МОЖАЙЦЕВ