Корреспондент "СЭ Интернет" побывал на пресс-конференции, посвященной официальному представлению нового главного тренера ЦСКА Этторе Мессины, который уже руководил армейцами в период с 2005 по 2009 год.
Марат АРАСЛАНОВ
из УСК ЦСКА
- Нет-нет, я не новый главный тренер. Я - старый, - перебивая ведущего, отметил итальянский специалист с улыбкой на лице. - Прежде всего, сейчас мне нужно освежить мои знания русского языка, чтобы говорить и давать пресс-конференции именно на нем. Счастлив снова оказаться в ЦСКА. Это большая честь, получить такое доверие от совета клуба и лично от Сергея Иванова и Андрея Ватутина. Но также это и большая ответственность. Немалое количество людей ждало моего возвращения и рады этому событию. Поэтому, выступая на самом высоком уровне, я должен оправдать их ожидания. Что ж, будем смотреть на прошлое, как на мотивацию. Нельзя думать, что оно даст нам какое-то преимущество. Всю работу будем выполнять сердцем. Самое главное, что рядом со мной будут люди, с которыми я хорошо знаком и которых очень люблю.
- Для того чтобы строить новую команду, нужно четко понимать, останется ли Андрей Кириленко в составе или нет. Вы уже разговаривали с ним на эту тему?
- Со всеми игроками я поговорю после сегодняшнего дня. Не хотел разговаривать с кем-либо заранее. Что касается Кириленко, то я могу сказать лишь одно - это великий игрок, и мы все надеемся, что он останется в ЦСКА. Это его решение. Нужно подождать.
- Можно ли говорить о том, кто войдет в тренерский штаб?
- Остается лишь одна позиция, по которой есть вопросы. Моими помощниками будут Дмитрий Шакулин, Эвалдас Кандратавичюс и Бенас Маткявичюс.
- Что из опыта работы в США вы попытаетесь перенести на ЦСКА?
- У нас в команде очень много игроков, которые либо уже играли в НБА, либо уровня НБА и могли бы туда уехать. Сезон в Европе расширяется, много перелетов, меньше тренировочного времени, больше игр, как в НБА. Нужно задействовать ту информацию по оптимизации времени, работе с видео, с игроками, которую я получил в "Лейкерс". В прошлом сезоне мы провели 80 матчей за 150 дней. Мы можем многое позаимствовать из НБА, а лига может забрать некоторых наших игроков. (Улыбается.)
- Что изменилось в ЦСКА за годы вашего отсутствия?
- С каждым годом клуб развивается и прогрессирует. Каждый знает, что это лучшая команда в Европе, с заокеанским уровнем организации работы. Для меня также важен и тот факт, что несмотря на разные изменения, не меняются люди, работающие тут. Они по-прежнему честные, отдающие все силы для победы и всегда мечтающие о большем.
- Алексей Швед и Андрей Воронцевич могут уехать в НБА. Как вы считаете, стоит ли делать это молодым баскетболистам?
- Мне повезло по ходу карьеры подготовить нескольких игроков в НБА. Для них у меня всегда был один совет - прежде всего выиграть что-то серьезное в Европе, это добавляет уважения в НБА. Так поступали Данилович, Жинобили и Барньяни. Сейчас многие стараются уехать раньше. Я надеюсь, что они останутся, как и Кириленко. Но если уедут, горевать не буду. Моей задачей будет найти достойную замену, так как у ЦСКА цель всегда только победа. Каждый раз, когда баскетболисты в красно-синей форме выходят на паркет, все вокруг ждут от них только победы.
- Несколько лет назад, перед отъездом из России, вы рассказывали, что ваш сын заплакал, когда узнал об этой новости. Какова была его реакция после того, как он понял, что возвращается в Москву?
- Он переживал и тогда, когда мы уезжали из Мадрида. Но когда мы с женой сказали, что снова едем в Москву, первым вопросом Филиппо был: "Папа, а можно я встречусь с Кириленко?" (Смех в зале.) Серьезно, я не шучу. А вторым вопросом стал: "А можно у меня будет седьмой номер?". В прошлый раз у него был именно он. Кстати, по-моему, в баскетбольную школу ЦСКА набирают как раз с восьми лет, так что он будет тренироваться там. Будет сложно его тренеру. Ведь тренер первой команды будет присутствовать на занятиях всегда. (Улыбается.)
- Когда Андрей Ватутин вышел на вас с предложением о подписании контракта?
- Это было совсем недавно. Во время детского тренировочного лагеря в Тревизо. Я поговорил со своей супругой, мы обсудили, как будем устраивать быт. Тем более, с первого сентября российская авиакомпания запускает рейс "Москва - Болонья". (Улыбается.)
- Кстати, в прессе появлялась информация о том, что вашей жене не очень нравится в России…
- Нет, это не так. Она просто очень переживала за сына. Все-таки он растет, ему нужно учиться. Если сыну и мне комфортно, то она тоже счастлива.
- Есть ли моменты, которыми вы неприятно удивлены в НБА?
- Мне повезло оказаться в "Лейкерс" - команде с отличной организацией. Был удивлен тем, как здорово игроки понимают баскетбол.
- Раньше вы говорили, что в Европе можно играть, задействовав семь-восемь баскетболистов. Сейчас ваши взгляды изменились?
- Количество игр в Европе выросло, и теперь нужно иметь больше хороших игроков, чтобы успешно участвовать в различных турнирах.
- Какие игроки смогут заменить завершившего карьеру Рамунаса Шишкаускаса и Андрея Кириленко, который может вернуться в НБА?
- Есть несколько интересных игроков на рынке. Но если я вам сейчас назову их фамилии, то цена на них тотчас вырастет. В команде четыре человека могут уехать в НБА (Андрей Кириленко, Андрей Воронцевич, Алексей Швед и Ненад Крстич. - Прим. М.А.), а с учетом Шишкаускаса их количество и вовсе сопоставимо с мини-командой. Которая, к слову, набирала бы много очков и действовала очень полезно и умно. Когда карьеру завершает такой классный игрок, как Шишкаускас, ты надеешься, что найдешь адекватную замену. Многие баскетболисты могут здорово действовать в обычной команде, но, надев майку ЦСКА, не выдержать давления.
- Есть ли у новичка клуба Аарона Джексона шанс на то, чтобы стать для ЦСКА тем же, кем был Джон Роберт Холден?
- Посмотрим. Одно скажу точно - он подойдет моей игровой философии. Он очень хорош как баскетболист и как человек. Аарон мне действительно напоминает Холдена, надеюсь, он добьется в ЦСКА того же, что и Джон Роберт.
Андрей ВАТУТИН: "ХОТИМ СТАБИЛЬНОСТИ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ"
Президент ЦСКА рассказал о трехлетнем плане развития команды, отметив при этом, что домашние матчи Евролиги она отныне будет проводить в "Мегаспорте".
- Трехлетний план развития клуба подразумевает под собой исключительно подписание контракта с тренером?
- Нет. Когда мы говорим о трехлетнем плане развития - это не только спортивный результат. Я считаю неправильным планировать что-либо на год. В жизни любого спортивного коллектива, команды нужно учитывать так называемый трехлетний цикл. И коль скоро мы будем вспоминать тот ЦСКА, который был при Мессине, нужно отметить, что он был славен не только выходами в "Финал четырех". Главное, ему была присуща фундаментальность. Если вспомнить сезон после ухода Этторе, то новый главный тренер Евгений Пашутин не стал производить кардинальных изменений - и это принесло результат. Сейчас мы хотим большей стабильности. Мало кто понимает, какие проблемы стоят перед ЦСКА. У нас всего семь игроков не имеют в контракте опции ухода. По сути, речь идет о том, что надо строить новую команду. Очень не хочется и через год оказаться в такой ситуации. Поэтому, комплектуясь сегодня, хотим сохранить команду на два или три сезона.
- Значит о лозунге "Каждый год - новая команда" можно забывать?
- У ЦСКА есть такой лозунг - "Мы здесь, чтобы побеждать". Но профессиональный спортивный клуб это совокупность различных аспектов, в каждом из которых мы хотим стабильности и фундаментальности. Совет клуба решил, что со спортивной задачей лучше всего справится Этторе Мессина.
- Где команда будет проводить матчи Евролиги?
- Чемпионат России и Единую лигу ВТБ будем играть в УСК ЦСКА, а матчи Евролиги на Ходынке. Думаю, что в структуре клуба появится человек, а может быть, даже целый департамент, который будет заниматься организацией игр во дворце спорта "Мегаспорт".
- Не просили ли вас руководители других российских команд оказать содействие в трудоустройстве бывшего главного тренера Йонаса Казлаускаса?
- Мы испытываем искреннее уважение и выражаем благодарность Йонасу. Это мужественный человек, который не побоялся прийти в ЦСКА полтора года назад. Скажу честно, я не в курсе его планов. Мне бы очень хотелось сохранить с ним дружеские отношения, как у нас было со всеми теми, кто уходил из команды. Наверное, это такой стиль ЦСКА. Нет ни одного человека, я так считаю, которого бы наш клуб обидел. Есть момент прихода, есть момент ухода… Совет директоров принял такое решение. Знаю, что интерес из России к нему был.