Бывший главный тренер женской сборной России Игорь Грудин, приводивший национальную команду к золоту чемпионата Европы-2007, серебру чемпионата мира-2006 и бронзы Олимпийских игр-2008, не смог остаться в стороне от борьбы за кресло президента РФБ между Светланой Абросимовой и Юлией Аникеевой.
Грудин рассказал о собственном опыте общения с Абросимовой, которая много лет являлась ключевым игроком его сборной, и прокомментировал действия Аникеевой на посту исполняющей обязанности президента РФБ.
– Игорь Александрович, предвыборная гонка в самом разгаре, окончательное решение по новому президенту РФБ будет принято 2 августа. Какова ваша позиция?
– Я полностью поддерживаю Светлану Абросимову. Свету я знаю очень хорошо и давно – и как человека, и как профессионала. Она долгие годы играла у меня в сборной. За ее плечами по-настоящему красивая карьера на паркете – чемпионские титулы в американской студенческой и профессиональной лигах, титул чемпионки континента, медаль Олимпийских игр. То есть с этой точки зрения компетентность Абросимовой в баскетбольных вопросах не вызывает сомнений. Но и как человек, она всегда была прямой, открытой, честной и, что очень важно, предельно целеустремленной. Света получила в Америке прекрасное образование, изнутри знает всю кухню американского баскетбола. И вообще, она тот человек, который реально может и хочет что-то изменить.
– Вас не смущает, что при этом Абросимова только что закончила карьеру игрока и не имеет никакого управленческого опыта?
– Нет, абсолютно. Наоборот, это может стать и "плюсом" – у Светы свежие мысли, идеи, нет той зашоренности, которая возникает после многих лет однообразной работы. За свою карьеру тренера я видел несколько таких девчонок, что называется, с головой. У Светы, как, например, и у Тани Щеголевой, которая закончила играть чуть раньше, всегда был свой взгляд на любую проблему. Она была лидером, думающим человеком, а не просто игроком. Мне кажется, для российского баскетбола настало время, когда к управлению должны прийти вот такие представители нового поколения. Возможно, Абросимовой будет не хватать опыта в решении каких-то чисто административных вопросов, но для этого у нее есть команда профессиональных менеджеров. Света ведь не в одиночку идет на выборы, за ее плечами поддержка опытных людей.
– Как прокомментируете слова своего коллеги Бориса Соколовского о том, что на него оказывалось давление посторонним человеком, с тем чтобы взять Абросимову на Олимпийские игры в Лондон?
– Я вообще не сторонник обсуждать в прессе собственных коллег. Но скажу, что на меня за все долгие годы в сборной никто из посторонних давить не пытался. И от своих коллег я ни разу ни о чем таком не слышал. Бывали проблемы с руководством федерации, но, согласитесь, это совершенно другое дело.
– Вы понимаете негодование Абросимовой, когда Соколовский, не взяв ее на Олимпиаду, даже не сообщил об этом капитану лично?
– Да, конечно. Ситуация тогда получилась крайне некрасивая. Я могу понять, когда так поступают с молодым и неопытным игроком. Ну, условно, вызвали на сбор 20 кандидатов, посмотрели, потом 18 пригласили на турнир, а двоим просто ничего не написали больше. Тут и так понятно – значит, не подошла, надо работать дальше. Но ничего не сказать и не объяснить капитану своей команды, с которым ты год назад выиграл чемпионат Европы…. Не понимаю! Тренер не должен так поступать. Хотя, надо признать, я сам теперь корю себя за то, что в схожей ситуации повел себя не лучшим образом.
– Что это за ситуация?
– Был момент, когда я накануне Олимпиады в Пекине регулярно общался по телефону с Леной Барановой. Говорил, что слежу за ее выступлениями, чтобы она продолжала работать, и тогда пригодится сборной. Но потом Лена уехала из Испании, и последние четыре месяца не играла. Учитывая, что она к тому же недавно родила двойню и восстанавливалась после рождения детей, я просто прекратил ей звонить и на предолимпийский сбор не вызвал. Сейчас уже понимаю, что был не прав. В любом случае, нужно было сделать хотя бы звонок и объяснить свое решение.
– Что вы можете сказать о втором кандидате на пост президента – Юлии Аникеевой?
– Лично я вообще не знаю, и даже ничего о ней не слышал. Меня не смущает, что она пришла в баскетбол из гребли, зато смущает некрасивый эпизод с тренером мужской команды Фотисом Кацикарисом. Я всегда выступал за то, что при прочих равных с командой должен работать российский тренер. У нас подросло замечательное новое поколение специалистов – Сергей Базаревич, Василий Карасев, Евгений Пашутин, каждый из которых как минимум ничуть не хуже Кацикариса. Собственно, поэтому тренерский совет в свое время и голосовал против назначения грека. Но раз уж было принято решение все-таки доверить ему команду, крайне неэтично вот так скоропалительно убирать человека. По крайней мере Кацикарису нужно было дать отработать чемпионат Европы, а потом уже решать. А так получается, мы и сборную поставили в крайне затруднительное положение, и собственной репутации навредили. (Елена СИМОНОВА)