ЕСТЬ ТЕМА
Лимитология // Сергей Елевич: "Игрок не должен попадать в состав благодаря "правильному" паспорту" // Анатолий Мышкин: "Идеального соотношения иностранцев и россиян не существует"
Собкор "СЭ" - о том, бывают ли лимиты на легионеров в Северной Америке.
Американскому спорту отнюдь не чужды традиции запрещать и не пущать по национальному признаку. В бейсболе, например, аж до второй половины XX века игрокам запрещалось выступать в Главных лигах, если они позволяли себе выходить на поле, будучи в состоянии чернокожести. Но это тема отдельная и куда менее приятная, к тому же не имеющая прямых корней в спорте как в таковом.
То ли дело лимиты на легионеров, суть которых – именно что спортивные интересы, пусть Америке зачастую и малопонятные. Как собственно и само слово "легионер". Вот сопутствующие ему негативно-настороженные коннотации Америка понимает, это да… Но сама проблема иностранных граждан, имеющих не только наглость хорошо играть в твои виды спорта, но и полное бесстыдство играть их твоей стране, для Северной Америки сравнительно нова.
Помню, когда в 1996-м году клуб НБА "Юта Джаз" непонятно с какого перепугу выбрал в конце первого раунда эстонца Мартина Мююрсеппа (тут же обменяв его, кстати, в "Майами"), комиссар лиги Дэвид Стерн был этим более чем слегка огорошен. Выйдя к микрофону и объявляя имя игрока из, вполне возможно, доселе неведомой ему страны, комиссар усмехнулся: "Что ж, у нас – самая международная лига в мире!"
Бедняга Стерн, конечно, понятния не имел, насколько далек он был от правды. Не говоря даже о европейских футбольных чемпионатах, где уже давно царил установленный Жаном-Марком Босманом интернационал, вполне себе североамериканская НХЛ, руководимая Гэри Бэттменом (другом и учеником Стерна) к середине 1990-х была уж куда поевропеистее баскетбольной подруги.
Как бы то ни было, ни о каких ограничениях, лимитах или запретах в американском профессиональном спорте и речи быть не могло. Ни НХЛ, где европейцы зачастую играют ведущие роли и находятся в числе самых чтимых народом звезд, ни в НБА, где по-прежнему доминируют местные. И та, и другая лиги по праву считают себя высшим уровнем в своих видах спорта, а желание лучших игроков со всей планеты на этом уровне выступать – не только обоснованным, но и выгодным.
Такие же настроения царят и в уже упомянутых Главных лигах бейсбола, которые начисто вылизывают закрома талантов Японии, Южной Кореи и латинской Америки. О засилии африканцев в НФЛ (ребятки с Черного континента вдруг начали быстрыми темпами осваивать американский футбол) тоже никто не стенает. Разве только комментаторы, которым теперь приходится выговарить такие имена, как Акваси Овусу-Анса или Ндамуконг Су.
Причина того, что заокеанским гостям никто не пытается закрыть лазейку, вполне очевидна. Лимиты на легионеров имеют две изначальные и тесно связанные друг с другом причины: необходимость развивать местную школу и забота о национальной сборной. Местная школа баскетбола (о бейсболе и американском футболе и говорить нечего) в Америке в полном порядке, а "забота о сборной" здесь – понятие довольно инопланетное. Американцев, как известно, мало интересуют международные соревнования. Да если бы и интересовали, поводов для беспокойства по крайней мере в баскетболе пока еще нет.
А если бы и были они, поводы-то, так НБА и прочие профессиональные лиги никто беспокоиться обязать все равно не может. Ни федерации соответствующих видов спорта (потому, что лиги от них никак не зависят), ни государственный аппарат (потому, что тем более). Глава USA Basketball господин Джерри Коланджело имел куда больше реальной власти над НБА, когда был владельцем клуба "Финикс Санс", чем нынче. Руководимая им организация не распоряжается даже студенческим чемпионатом США, который проводит NCAA – Национальная ассоциация студенческого спорта. Участь USA Basketball и прочих федераций – развитие детских секций и те самые насущные, но не финансируемые государством нужды сборных.
Тем не менее, попытки ввести какой-нибудь лимит на легионеров в Северной Америке все-таки случаются, и ростки нетерпимости пробиваются на той же самой почве – проблемах собственной молодежи. Как, например, в MLS, местной лиге по европейскому футболу, не имеющей таких же глобальных претензий, как НБА и НХЛ, и ставящей перед собой задачу развития соккера в не любящей его стране. MLS нужны звездные легионеры, но в масштабах, не убивающих на корню собственную поросль. Поэтому в североамериканской лиге каждой команде дается восемь мест в составе под иностранцев. Что интересно, эти места клубы могут включать в сделки между собой, и часто бывает, что к концу сезона у кого-то играет более десятка легионеров, а у кого-то – штуки три-четыре.
А вот в Канаде в последнее время, как это ни странно, наметился сильный спад в массовости хоккея, и Hockey Canada решила принять срочные меры на подвластной ей территории – в юниорских лигах. Каждый клуб КХЛ (Канадской хоккейной лиги) может взять в драфте лишь двух европейцев. При этом уже введен запрет на иностранных вратарей (да, голкиперы – больная мозоль сегодняшней Канады), и, видимо, не за горами полное перекрытие кислорода приезжим тинейджерам.
Профессиональные лиги США и Канады могут позволить себе роскошь не заглядывать в паспорт кассовой суперзвезде. Статус этих лиг на мировой арене незыблем. Но если уж где существует опасность потери собственных кадров, то там и американцев с канадцами можно заставить взволноваться и ставить пограничные шлагбаумы.
Вашингтон