С тех пор как Фотис Кацикарис проработал сезон в ныне уже несуществующем питерском "Динамо", российские клубы целых восемь лет не обращались за помощью к главным тренерам из Греции. Но это лето задало новый тренд. Сначала ЦСКА неожиданно подписал двухлетний контракт с Димитрисом Итудисом. А вскоре примеру армейцев последовал и УНИКС, сделав ставку на другого малоизвестного в нашей стране греческого специалиста, который ответил на вопросы "СЭ".
В России Аргириса Педулакиса действительно знают плохо. Но у себя на родине он давно пользуется огромным авторитетом. В конце 1980-х годов Педулакис являлся одним из лидеров "Панатинаикоса", который, правда, на тот момент еще не считался суперклубом по меркам Евролиги. Ну а тренерскую известность новый рулевой УНИКСа приобрел в "Перистери", где когда-то постигал азы баскетбола и впоследствии завершал профессиональную карьеру игрока.
За девять лет работы в "Перистери" Педулакис дважды удостаивался титула лучшего тренера Греции (и это имея в конкурентах Желько Обрадовича и Душана Ивковича!). Именно под его руководством клуб-середняк из пригорода Афин добился наивысшего достижения в истории, выйдя в финал национального чемпионата. До титула не хватило чуть-чуть – победу в упорной борьбе все-таки одержал "Пао". Что не помешало великому Обрадовичу после окончания золотой серии назвать Педулакиса своим самым неудобным оппонентом.
Впрочем, даже такая рекомендация не стала для Педулакиса автоматическим пропуском в большой клуб. За "Перистери" в его карьере последовали скромные "Македоникос", "Панеллиниос", "Ретимно", ПАОК, АЕК и… снова "Перистери". Лишь летом 2012-го Арци, как называют Педулакиса соотечественники, наконец получил свой первый по-настоящему серьезный шанс. Именно его боссы "Панатинаикоса" выбрали в качестве преемника Обрадовича – и, надо сказать, он не подкачал. По итогам дебютного сезона в "Пао" Педулакис впервые стал чемпионом Греции и третий раз был назван "тренером года".
Однако идиллия продлилась недолго. Первую половину следующего сезона "Панатинаикос" отыграл неважнецки. И когда над командой нависла реальная угроза досрочного вылета из Евролиги уже на стадии "Топ-16", все те же боссы афинского суперклуба указали Педулакису на дверь. Пятиматчевую четвертьфинальную серию против ЦСКА "Пао" проводил уже под руководством Фрагискоса Алвертиса, который спустя несколько месяцев обыграл "Олимпиакос" в финале греческого чемпионата и… был ни с того ни с сего заменен на Душко Ивановича.
Ну а Арци в конце июня неожиданно всплыл в УНИКСе. Казанцы, отказавшись от услуг Андреа Тринкьери, вроде бы уже нацелились на другого грека – Кацикариса. Но непомерные финансовые аппетиты последнего заставили участников квалификации Евролиги-2014/15 переключить внимание на Педулакиса. Контракт с 50-летним специалистом был подписан на один сезон.
– Да, я никогда прежде не работал за пределами Греции, но это меня не пугает, – признался новый главный тренер УНИКСа, пока находящийся у себя на родине. – Возможно, мне будет непросто привыкнуть к российскому климату, но разве это проблема? Наоборот, будет интересно погрузиться в незнакомую культуру, в другой быт. Переезд в Казань должен помочь мне вырасти и как личности, и как профессионалу. Надеюсь, клуб тоже внакладе не останется. Если бы не чувствовал в себе уверенности в том, что способен решать стоящие перед УНИКСом задачи, ни за что не стал бы подписывать контракт. Деньги для меня не главное.
– Ваш английский далек от идеала, и в Греции для общения с легионерами вы часто прибегали к услугам переводчика. В России с этим придется еще сложнее, не находите?
– Уж как-нибудь разберусь. В том же "Пао" иностранцы составляли более половины состава. Но это не мешало мне качественно выполнять свои непосредственные обязанности.
– "Панатинаикос" вы принимали в достаточно непростой момент – клуб после 13 лет плодотворного сотрудничества тогда покинул Обрадович, из проверенных ветеранов в команде оставались только Диамантидис и Царцарис. УНИКС сейчас тоже расстался со своим безоговорочным лидером прошлого сезона, MVP Лиги ВТБ и Кубка Европы Эндрю Гаудлоком. Насколько серьезна эта потеря?
– Мое мнение таково: нельзя слишком сильно зависеть от отдельных исполнителей. Считал и считаю, что лучшим игроком всегда должна оставаться команда! Если УНИКС примет эту философию, мы будем представлять огромную опасность для любого соперника в любом турнире. Ну а что касается Гаудлока… Да, это большой мастер. Но с приглашением из "Милана" Кита Лэнгфорда и Кертиса Джеррелса наша задняя линия смотрится не менее внушительно, чем в прошлом сезоне. За позицию первого "номера" можно не беспокоиться.
– Зато с другими амплуа все не так очевидно. В данный момент УНИКС пытается продлить контракт с Костасом Каймакоглу, которого, по слухам, зовет к себе ЦСКА. Насколько важно удержать этого форварда?
– Естественно, я хотел бы видеть в составе побольше классных игроков, имеющих опыт выступлений за УНИКС. В случае с Костасом налицо серьезный взаимный интерес, который, надеюсь, выльется в подписание нового соглашения.
– Уже решили, по какой модели будет играть УНИКС?
– Чтобы точно ответить на этот вопрос, состав команды должен принять окончательный вид, а наша селекция еще продолжается. Но в любом случае мы должны уметь играть как в скоростной баскетбол, так и в позиционный. Первый позволяет побеждать на классе, изматывая соперника, второй необходим для концовок. По своему опыту знаю, что титулы добываются исключительно в позиционной игре. В решающие моменты она выходит на передний план.
– В начале 2000-х вы дважды признавались лучшим тренером Греции, однако после этого почти десять лет ждали приглашения в топ-клуб. Почему так долго?
– В греческой лиге всегда хватало именитых иностранных специалистов. Обрадович, Ивкович, Малкович – только после их ухода ведущие команды страны стали доверять своим тренерам. И, как мне кажется, мы не ударили в грязь лицом. Прошлой весной мне удалось привести "Пао" к золоту национального первенства, а Георгиос Бардзокас выиграл с "Олимпиакосом" Евролигу. При этом хотел бы подчеркнуть, что от работы в маленьких клубах я, возможно, получал даже больше удовольствия. Там почти каждая победа приносила огромную радость.
– А что помешало вам задержаться в "Панатинаикосе" хотя бы на два полных сезона?
– Проблемы начались еще летом, когда травмировались несколько ключевых игроков. Да и затем из-за проблем со здоровьем мы почти ни разу не сыграли в оптимальном составе. В то же время давление со стороны прессы и общественности на "Пао" традиционно высоко. В таких ситуациях часто козлом отпущения становится именно главный тренер. Вот меня и уволили в разгар сезона.
Но обиды я ни на кого не держу. Наоборот, очень рад, что Фрагискос Алвертис, помогавший мне до увольнения, сумел уже в качестве "главного" завершить сезон на мажорной ноте. Победа "Пао" над "Олимпиакосом" в финале греческой лиги стала для клуба огромным успехом.
– Известно, что помимо баскетбола вы активно увлекаетесь историей и политикой. Как удается совмещать напряженную тренерскую работу и изучение многотомных трактатов?
– Действительно, работа тренера – это сплошной стресс, поэтому у каждого из нас обязательно должен быть свой способ расслабиться. Кто-то рыбачит, кто-то ходит по ресторанам, я же читаю книги. Чтение, как ничто другое, помогает снять напряжение и отвлечься. И я действительно предпочитаю исторические произведения. Правильно кто-то из древних сказал: если ты знаешь историю – можешь предвидеть будущее.
– Видимо, вам тоже удалось предсказать баскетбольную лихорадку, которая накрыла Грецию после блистательной победы Никоса Галиса и К на домашнем Евробаскете-1987. Ведь карьеру вы начали еще в 1977-м, в возрасте 13 лет. Или в вашем досье содержится ошибка?
– Все правильно: в 13 я попал в детскую академию "Перистери". Выступать за основу начал спустя пять лет. Ну а что касается моей страсти к баскетболу – это была любовь с первого взгляда. Как только узнал о существовании этой игры, сразу захотел связать с ней всю жизнь. И Галис тут ни при чем.