За олимпийской трассой – должок

Telegram Дзен

В минувший уик-энд на канадском этапе прошли заключительные эстафеты сезона.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Уистлера

ХОТЕЛОСЬ БОЛЬШЕГО

Женская эстафета завершилась в субботу более чем убедительной победой Германии. Кати Вильхельм, Магдалена Нойнер, Мартина Бек и Андреа Хенкель на 1.15,2 обыграли сборную Китая и вывели свою страну на первое место в эстафетном зачете Кубка мира. Сборная России в составе Светланы Слепцовой, Анны Булыгиной, Ольги Медведцевой и Ольги Зайцевой поднялась в Уистлере на третью ступень пьедестала.

Эта эстафета оставила странное чувство: результат российской четверки воспринимался двояко. Две Ольги отработали свои этапы безупречно: Медведцева показала на своем первый результат, Зайцева - второй. Вот только происходило все это уже слишком поздно: первые два этапа обернулись для России очевидной неудачей.

В эстафетах не принято делить заслуги на свои и чужие. Равно как и делать "крайними" тех, у кого не получилось. Но от статистики никуда не деться: Светлана Слепцова израсходовала на два рубежа пять запасных патронов и почти на 48 секунд отстала от лидера - Вильхельм. Анна Булыгина заработала штрафной круг на "стойке", и отставание россиянок к середине гонки увеличилось до 2.36,2.

Когда становишься очевидцем подобных гонок, порой хочется провалиться под землю, чтобы не испытывать чувство отчаяния и невозможности исправить ситуацию. Что же должны переживать в такие моменты спортсмены и тренеры? И ведь нельзя сказать, что все было совсем плохо. Слепцова показала хорошую скорость, а на то, как лихо она выбралась из второго ряда стартующих в группу лидеров, было любо-дорого смотреть. Но вот стрельба в очередной раз у спортсменки не задалась. Возможно, сказалось самочувствие: у Светланы сильно разболелся живот, и с утра тренеры команды долго совещались, прежде чем принять решение - ставить на первый этап уже заявленную спортсменку или же заменить ее запасной Яной Романовой. Окончательное решение предоставили принимать Свете, она и сказала, что пробежит этап. Постарается по крайней мере.

Что касается Булыгиной, ее проблемы носили психологический характер.

В этом сезоне Аню бросили в эстафеты не от хорошей жизни: дебютировать в командной гонке она по результату могла бы еще на этапе Кубка мира в Оберхофе, когда стало известно, что отравилась и не сможет выступать Альбина Ахатова, но, поскольку речь шла о заключительном этапе, тренеры не рискнули доверить его дебютантке. Так что дебют Булыгиной состоялся неделей позже - в Рупольдинге. И тоже стал возможен лишь потому что от участия в эстафете из-за плохого самочувствия тогда освободили Слепцову и Екатерину Юрьеву. А вот на чемпионате мира Булыгина попала, что называется, из огня в полымя: после дисквалификации двух лидеров команды бежать в эстафете было просто больше некому.

То, что случилось в Пьонгчанге, помнят, думаю, все. От страха подвести команду Анну "заклинило" на втором стрелковом рубеже. И мишени она закрыла просто чудом. Понимала прекрасно: эстафетное золото чемпионата мира - не заслуга. Скорее неожиданный подарок.

Адаптация новичка в эстафете редко проходит гладко. Вот и в Уистлере Булыгина только подходила ко второму рубежу, а по ее лицу уже было видно, до какой степени ей страшно. О чем она думала, держа в руках винтовку? Возможно, о том, что обязательно, любой ценой нужно закрыть эти проклятые мишени, чтобы хотя бы здесь не подвести команду. А нужно было не думать, а только стрелять. Так, как на тренировке. Так, как привыкла.

И разве можно винить Анну в том, что у нее не получилось?

Эстафетную гонку сильно осложнила погода. Накануне вечером над стадионом и в радиусе доброй сотни километров от него зарядил дождь. К полуночи, когда температура воздуха заметно опустилась, вода стала замерзать, так что к утру на стрельбище уже лежал обещанный метеорологами 20-сантиметровый слой свежего снега. Но главное - на стадион опустился туман и поднялся ветер. Порывы случались такой силы, что срывали с креплений рекламные щиты, одним из которых сшибло наземь канадскую биатлонистку и чуть не накрыло шведскую - Хелену Юнссон.

Собственно, и последствия не заставили себя ждать: 12 запасных патронов и штрафной круг - у России. 10+1 - у Украины. 10+2 - у Швеции. 15+1 - у француженок. Относительно без потерь дистанцию прошли лишь две страны - Германия и Китай. Третье место российской четверки при таком раскладе провалом не назовешь. Просто хотелось большего.

Можно считать, что за ванкуверской трассой - должок. Вернуть бы через год.

ГДЕ НАШ РЕЗЕРВ?

Первый этап вчерашней мужской эстафеты Россия преодолела с убийственным отставанием от лидера. Иван Черезов отправил на дистанцию Евгения Устюгова через минуту и 17 секунд после того, как на второй этап убежал норвежец Ронни Хафсас.

Расклад в стане лидеров выглядел после первого этапа весьма неожиданно. Вплотную за Хафсасом шел чех Зденек Витек, на незначительном расстоянии - француз Венсан Дефран, получивший эстафету от своего тезки Венсана Же - победителя 20-километровой гонки.

Норвежцы освободили от заключительного старта "стариков" - Оле Эйнара Бьорндалена и Халварда Ханеволда. Это выглядело вполне рационально: понятно ведь, что бодаться с Австрией в эстафетном зачете этого сезона уже поздно. Австрийцы не пропустили ни одного эстафетного подиума, дважды были первыми, дважды - вторыми и один раз остались с бронзой. Причем с учетом того, что самый неважный результат должен быть отброшен, любой, пусть даже самый неприглядный итог Уистлера для австрийцев ничего не менял.

Тренеры сборной Германии пошли на откровенный эксперимент: заявили в свою четверку 20-летнего Симона Шемппа, 22-летнего Даниэля Бема, 21-летнего Арнда Пайффера и подбили этот "детский сад" 25-летним "ветераном" Михаэлем Решем.

Российские тренеры экспериментировать не рискнули. Поставили по обыкновению сильнейших, хотя после спринтерской гонки старший тренер команды Владимир Аликин признал, что спортсмены не в лучшем состоянии ("Пик формы прошел, и мы имеем то, что имеем").

Эстафета показала, что мы имеем полностью выдохшегося к концу сезона Черезова, все еще вполне надежного Устюгова (один дополнительный патрон и второе время на этапе), Андрея Маковеева, заявленного в эстафетный состав по принципу: "Ну, пусть попробует - никогда ведь в эстафете не бегал" (три дополнительных патрона в "лежке", два - в "стойке" и отставшего "ногами" на 19,5 от Пайффера и на 58,9 от француза Фуркада-младшего). И Максима Чудова, прилично подкошенного не только вполне объяснимой к концу сезона усталостью, но и подхваченной накануне приезда в Каналу простудой.

Ну а дальше все было предсказуемо. Нехватка скорости (несмотря на то, что Чудов, как и Устюгов, отработал свой этап "ногами" превосходно), 15 запасных патронов на четверых и... седьмое место.

Итог выступления российской четверки печален не результатом. В конце концов, в биатлоне может случиться все, что угодно. Даже во вчерашней гонке неожиданностей было более чем достаточно. Например, восемь промахов чеха Ондрея Моравеца на третьем этапе в стрельбе лежа. А ведь до этого чехи уверенно шли вторыми, на 16 секунд отставая от норвежцев. Сами норвежцы тоже благополучно вырыли себе могилку руками Ларса Бергера и Александра Оса. Два дополнительных круга (и тот и другой спортсмены заработали их в стрельбе стоя) - и преимущество сначала сошло на нет, а потом Норвегия и вовсе вылетела за пределы призовой тройки, которую составили Швеция, Франция и Германия. Хотя и осталась второй в общем зачете.

Дело в другом. Заключительный старт сезона предполагает подведение итогов. Этот год открыл миру сборную Австрии и 20-летнего Доминика Ландертингера, заставил как минимум запомнить имена немецкого молодняка во главе с Пайффером, выучить произношение имени Венсана Же и заметить, что у Фуркада-старшего подрос весьма перспективный братишка. Другими словами, с молодняком экспериментировали все страны. Когда же еще, как не сейчас?

А что мы открыли для себя? Безусловно - Устюгова. Хотя, подозреваю, Евгений ни за что не оказался бы в основном эстафетном составе, не случись дисквалификации Дмитрия Ярошенко и провального сезона у Николая Круглова.

На что способны остальные - те, кто провел сезон в резерве, мы так толком и не узнали. Да и они тоже...