Екатерина Юрьева: "Я теперь другая"

Telegram Дзен

Российская биатлонистка, чемпионка мира-2008, пропустившая два года из-за дисквалификации, вернулась на лыжню, выступив на втором этапе Кубка IBU и заняв в индивидуальной гонке и спринте соответственно шестое и пятое места. А после этого дала интервью "СЭ".

События последних двух лет не могли ее не изменить. Время прошло, и вот она снова на лыжне, с винтовкой в руках. Она - да только другая. Той Екатерины Юрьевой, да что там, Кати, Катеньки, Катюши, как ласково всегда называли ее болельщики - больше нет. А есть новая - та, которую мы еще совсем не знаем. И нет на земле человека, который рассказал бы о новой Кате Юрьевой лучше, чем она сама.

 МОИ СНЫ

Я, наверное, в этом смысле счастливый человек, потому что снов про спорт не вижу. Хотя сновидения приходят часто, совсем уж большого значения им не придаю, но иногда просыпаюсь - и долго не могу прийти в себя.

Один сон не могу забыть до сих пор. И, скорее всего, не забуду никогда.

В нем я погружалась в океан. Такой прозрачный, бездонный и бесконечный, голубой-голубой океан. Погружалась с аквалангом, все дальше и дальше, в эту голубую и совсем не страшную бездну, а в голове почему-то крутилось, я это отчетливо помню, что глубина - уже то ли семь, то ли девять километров. Это невозможно, я понимала, но в то же время - верила! А вокруг меня, в фантастически синей, но прозрачной и чистой воде, плавали какие-то неведомые, безумно красивые рыбы, меня окружали разноцветные коралловые рифы, все было таким реальным и... Я была счастлива!

И проснулась тоже - счастливой.

Знаю, многие связывают сны с человеческим подсознанием. Толкованием снов я никогда не занималась, но прекрасно помню, что в дни бурных переживаний и депрессий мне постоянно снились страшные, злые сны.

А теперь их нет. И когда мне приснился голубой океан, на душе у меня стало спокойно.

МОИ ПЕРЕМЕНЫ

Вы совершенно правы - я не могла не измениться. Я действительно стала другой, потому что так много всего происходило и вокруг меня, и, главное, внутри меня. Какая она, новая Катя Юрьева? Более собранная, уверенная, опытная. Ушли те доверчивость и легкомысленность, которые были во мне раньше. Я почти по-детски считала, что за меня все, что надо, сделают, а мое дело - просто бегать. Сейчас понимаю, что все далеко не так просто...

Самым большим и самым сложным шагом на пути к возвращению стало убедить саму себя: "Я хочу вернуться!" Желание-то присутствовало, и огромное. Сердце требовало вновь надеть лыжи и взять в руки винтовку, но в то же время где-то в голове предательски засело: "Кать, ну и зачем тебе это надо?"

Как проходила эта моя внутренняя борьба? Хм... Даже не знаю, как вам объяснить... Давайте попробую вот так. Это был такой спор, где я одновременно как мать и как ее непослушный ребенок. Мама пытается объяснить какие-то простые вещи, как надо поступать и как не надо, подбирает слова и аргументы, уговаривает, а ребенок все отнекивается, капризничает...

Но я себя убедила. Решила - я туда вернусь! А дальше - дело техники.

 МОИ ЧУВСТВА

Вы, наверное, хотите, чтобы я сравнила свои чувства во время прошлых выступлений и тех, что испытала сейчас, на Кубке IBU.

А я не могу! Вот правда, не могу!

Такое ощущение, что мою голову "отформатировали", и все воспоминания, и хорошие, и дурные, отправили в архив. Все чувства, все ощущения - они абсолютно новые! Я как будто начала жизнь в спорте заново.

МОИ ГОНКИ

Я сейчас вот точно знаю, что вы скажете: "Были шестое и пятое места, теперь давай по нарастающей - четвертое и третье!" Ха-ха-ха, не представляете, от какого количества людей доводилось слышать такие пожелания! Ну, конечно, я буду очень рада, если получится такая прогрессия. Но пока предпочитаю не загадывать конкретных мест.

Кто-то сочтет, что в первых же гонках после возвращения стать первой или попасть в призы - это из разряда фантастики, сказка! Но я вам скажу, что все было реально. Если бы в одной из гонок совершила на один промах меньше...

На самом деле дотерпеть до конца было очень тяжело. Не морально, нет, а физически. Индивидуальная гонка хоть и моя коронная, но очень, очень тяжелая, 15 километров все-таки. Важно было просто дойти до конца.

А в спринте, на втором огневом рубеже, когда отстреляла на ноль, словно крылья за спиной выросли! Ну, думаю, все, сейчас до финиша не доеду - долечу! И первую половину оставшейся дистанции 2,5 километра действительно летела. Но только первую... Потом уже - на морально-волевых...

Теперь я собираюсь поучаствовать в третьем этапе Кубка IBU. А потом - в Россию, на "Ижевскую винтовку".

МОИ РАЗОЧАРОВАНИЯ

Людей, в которых я за это время разочаровалась, достаточно. Их оказалось даже больше, чем я думала. Это не только спортсмены, но большей части, конечно, они. Потому что болельщики очень часто подвержены общему мнению, а представители мира спорта - они самодостаточны и свою позицию выражают четко. Среди тех, кто к биатлону отношения не имеет, тьфу-тьфу-тьфу, разочарований оказалось намного меньше.

В то же время, появились и те, кого я раньше считала не друзьями, а просто хорошими знакомыми, но кто в трудную минуту протянул мне руку помощи. На этих людей я теперь смотрю совсем иначе, они открылись для меня с новой стороны.

Кто-то говорит, что друг познается в беде, а кто-то - что в счастье. Я же считаю, что не надо впадать в крайности. Друг - он таким остается в любой ситуации. А тот, кто хвалит только ради того, чтобы держать тебя при себе, это не друг. Это так, лесть.

Во время выступления на Кубке IBU очень порадовало, что многие спортсмены и не только они, отнеслись очень лояльно, даже с радостью. Улыбались, говорили: "Здорово, что ты вернулась!" Хочется верить, что это - внутреннее состояние их души, а не наигранные улыбки. Хотя у иностранцев порой и так бывает. Куда их повернут, туда они и поедут.

 МОИ БОЛЕЛЬЩИКИ

Прекрасно знаю, что любители биатлона разделились будто бы на два неравных лагеря. Одни жаждали моего возвращения и подбадривали, другие относились и по-прежнему относятся с издевкой. Какой лагерь больше? Ох, не знаю. Я же не занималась сканированием аудитории. Просто понимаю, что они есть.

Естественно, ко всем высказываниям о себе отношусь неравнодушно, порой сильно переживаю, но что я могу с этим поделать? Кого-то переубеждать ведь - себе дороже. Если человек в мыслях все для себя решил, то на него уже никак не повлияешь. Он так и будет считать тебя врагом, даже если ты выиграешь все медали мира.

 МОИ ЦЕЛИ

Никому ничего не хочу доказывать. Я просто хочу заниматься своим любимым делом. Если человек поставил себе цель и к ней идет, то ему и ветер в паруса.

У любого настоящего спортсмена в крови - жажда соперничества, желание стать лидером, доказать, насколько ты лучше, сильнее и расчетливее. Это заложено в нас, и никуда от этого не убежишь.

Но все равно, занимаясь спортом, ты побеждаешь не кого-то. Ты побеждаешь саму себя.

Вот Нойнер сказала про Бьорндалена, что у него есть "ген каннибализма". Но Бьорндален никого не собирается есть. Он, насколько я знаю, поставил перед собой цель одержать сто побед. И для него это тоже будет победа над собой.

 МОИ МЕЧТЫ

Спорт - это любимое дело, но он не является основой всей моей жизни. Есть же еще много простых человеческих желаний. Каждая женщина, наверное, мечтает о семье, хочет детей. Думаете, пока занимаешься спортивной карьерой, семью не создашь? Ну почему же, у нас в российском биатлоне немало примеров. В любом случае это такие абстрактные мечты, такое по плану не случается.

Что касается заработка, то не буду кривить душой: для меня он важен, как для любого человека. Но есть ряд вещей, на которые я ради денег никогда в жизни не пойду и не соглашусь.

 МОИ ТРЕНЕРЫ

Самое тесное общение сейчас - с Валерием Николаевичем Польховским, наставником второй сборной. Говорят, что тренер должен быть в первую очередь психологом. А я вот очень рада, что те, с кем на данный момент работаю, сочетают в себе все качества. Они не только психологи, но и настоящие специалисты, профессионалы своего дела.

Чувствую ли внимание со стороны тренера первой сборной?

Честно?..

Нет.

Но не ищу этому объяснений. Настанет время, и когда я приду в команду, это внимание будет все равно.

МОЯ КОМАНДА

Знаете, я уже несколько месяцев мучаю себя вопросом: вижу ли я себя в команде, моя ли она, эта команда? Мучаю - и не могу найти ответа.

С одной стороны, не могу сказать, что мне там будет некомфортно или что-то такое. А с другой - есть какие-то сомнения... Словно на распутье стою. Нужно время, чтобы разобраться в себе, понять, что внутри меня творится...

Но все равно за сборной слежу. Сейчас особенно сильно переживаю за мальчишек. Знаю, как они тренировались, как посвящали биатлону себя целиком. И нынешнее отсутствие результатов - это прежде всего психологическая проблема, которую им нужно разрешить.

МОИ ДРУЗЬЯ

Мне было очень-очень приятно, когда Оля Вилухина после моей первой гонки прислала sms-сообщение: "С почином!" Больше не поздравил никто. Да и должны ли?

Когда та Катя, из прошлого, пришла в команду, то считала, что попала в семью, где все друг за друга горой, где все друг другу помогают...

Теперь понимаю, что мы не семья, а коллеги, которые выполняют общую работу и, многие месяцы проводя вместе, хочешь - не хочешь, вырабатывают определенную тактику общения друг с другом. А когда разъезжаются, то практически нет тех, кто и вне биатлона - не разлей вода.

Что касается Альбины Ахатовой или Дмитрия Ярошенко, то наши отношения как были дружескими, так и остались. Не сказать, чтобы ситуация, когда мы оказались в одной тонущей лодке, как-то по-особенному повлияла, потому что мы и так прекрасно общались. И никаких претензий друг к другу у нас с Альбиной и Димой, естественно, тоже нет.

 МОИ СТРАХИ

Вы спросите: "Ты не боишься, что не получится? Что ж, получается, все зря? Зачем все эти мучения и борьба с самой собой?" Да в жизни ничего не бывает зря! Знаете, как говорят: лучше сделать и потом жалеть, чем не сделать и потом жалеть.

Какие-то страхи связаны только с моими близкими. Остальное - мелочи жизни.

Кого-то ситуация, в которую я попала, могла бы отпугнуть, заставить думать, что у каждого теперь камень за пазухой. Но я продолжаю доверять людям, просто круг этих людей сузился.

И врачей я не опасаюсь. Да, они дают клятву Гиппократа: "Не навреди!" И все равно - нет идеальных людей, все могут ошибаться.

Право на ошибку есть у каждого.

МОЯ КАТЯ

Скажу вам правду - полгода назад услышала от близких людей: "В то время, пока ты была на пике, с тобой невозможно было общаться. А теперь - все нормально".

Какая Катя Юрьева мне нравится больше - та, из прошлого, или та, что есть сейчас? Мне по душе нынешняя. Почему - не знаю. Наверное, вот так себя ощущаю на данный момент.

Просто я довольна тем, что есть.

Дмитрий СИМОНОВ