Cпецкор "СЭ" на этапе Кубка мира в Холменколлене продолжает публикацию своих путевых заметок.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Борьба с пробками по-норвежски выглядит так. В центре Осло негде запарковать машину. То есть совсем. Платные подземные паркинги, показалось, на ночь закрываются, паркоматы установлены нечасто, все остальное "забанено" знаками. Там, где они что-то дозволяют, нет мест, и такие промежутки рассчитаны всего на 7-8 машин.
В результате вечерний Осло поражает полным отсутствием авто на улицах. Ездить-то ездят, особенно такси. Стоять же нигде не стоят, разве что инвалиды и местные "матиссы": смешным машинкам разрешено утыкаться носом перпендикулярно тротуару.
В центре города - театр. Как туда едут норвежки в торжественных платьях и на каблуках? На метро? На трамвае? На такси? Машину-то поставить негде. То есть совсем.
Знакомый запарковался днем у магазина, оплатил один час через паркомат, опоздал на 4 минуты, увидел под "дворником" штрафную бумажку — 700 норвежских крон. 3500 рублей, стало быть. Самого полицейского уже не увидел.
Это его мало чему научило: вечером воткнул машину среди "матиссов", то есть там, где нельзя, и мы пошли поужинать. Через два часа вернулись — пронесло, никаких штрафов. Но полицейский автомобиль подъехал почти одновременно с нами. Еще бы пару минут - и здравствуй, новая бумажка.
***
Второе направление борьбы с пробками — общественный транспорт, работающий, как часовой механизм. Метро ходит до половины первого. Периодичность даже на спокойных направлениях вроде Холменколлена — каждые 15 минут. На любом полустанке, среди которых есть очень куцые (поезд не помещается целиком), - электронные табло с поминутной информацией о прибытии и незамерзающие билетные автоматы.
Никаких заборов, шлагбаумов, закрытых турникетов. Прокомпостировал билет — иди, нет — по ногам ничто не ударит. Всё на доверии и все платят. Контролеры, говорят, появляются очень редко. Зато никого не щадят.
Стоимость самой дешевой поездки в теплом норвежском метро, чтобы вы представляли, - чуть больше 150 рублей.
***
Третье направление - платный въезд в Осло. Лет семь назад здесь еще стояли пункты оплаты наличными. Теперь все решает плоский приборчик, наклеенный изнутри на лобовое стекло. С него автоматически считывается небольшая сумма при проезде электронных устройств, установленных на границах города. Баланс периодически нужно пополнять.
Что будет при проезде через контроллер без приборчика или с нулевым балансом, не знаю. Но я бы не советовал.
***
В холменколленской гостинице, где разместилась вся биатлонная "банда", случилась пожарная тревога. Иностранцы сильно засуетились, стали выбегать на мороз и строиться. Вольфганг Пихлер примчался на "ресепшн" с охапкой курток для подведомственного ему женотряда.
Наши как сидели в лобби, так и продолжили сидеть. Разве что Маковеев и Зайцева, у которой здесь семья, проявили озабоченность и бдительность. Остальные с интересом наблюдали за броуновским движением и приездом пожарной машины.
Причина тревоги осталась невыясненной. Думаю, кто-то всего лишь на совесть курил.
***
В кафе дуло из кондиционера. Попросили официанта выключить — он пересадил. Потом поинтересовался, жаром на нас дуло или холодом. Ответили — холодом.
- Welcome to Norway, - таким был ответ.
Сказали ему, что в Москве двадцать пять.
- Минус двадцать пять? - уточнил официант на полном серьезе.
Посмеялись. Но он посмеялся последним — обсчитал крон на 70.
Чаевые в Норвегии, кстати, не приняты. Округляешь сумму до ближайшего нуля в большую строну — и дело с концом.