Без главного

Telegram Дзен

В четверг в Москве состоялось заседание Правления СБР, завершившееся глубокой ночью. По его итогам было принято решение об изменениях в тренерском штабе сборных России, которое теперь будет направлено на утверждение в Минспорттуризма.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Главное из изменений заключается в том, что отныне в сборной упразднена должность главного тренера сборных. Должность эту в минувшем сезоне занимал Валерий Польховский. После провального для России чемпионата мира в Ханты-Мансийске я встречалась с президентом СБР Михаилом Прохоровым и исполнительным директором Сергеем Кущенко, и мы, надо сказать, уже тогда разошлись во взглядах на фигуру главного тренера. Руководители СБР дали четко понять, что считают эту должность исключительно административной. Я же придерживалась мнения, что главный тренер - это человек, который отвечает за все, что происходит в команде, включая ее результат.

Разговаривая с Польховским год назад сразу после его назначения я сознательно подняла ту же тему. И услышала: "С моей точки зрения, главный тренер обязательно должен не только контролировать всю работу, но и принимать участие в планировании тренировочного процесса".

Думаю, что в этом и заключалась основная ошибка Польховского. Потому что сразу было понятно: назначенный на должность старшего тренера женской сборной Вольфганг Пихлер не потерпит (как впоследствии и получилось) ничьего вмешательства в свою работу.

Ближе к концу сезона у Польховского возник конфликт и со старшим тренером мужской команды Андреем Гербуловым. Думаю, что по той же причине: когда отвечаешь за результат, советчики не нужны. Нужны единомышленники, а вот с единомыслием cудя по всему не сложилось.

На самом деле в решении СБР нет абсолютно ничего революционного. По большому счету устранить должность главного тренера следовало еще тогда, когда ее несколько лет занимал практически не выезжавший из Москвы Дмитрий Алексашин. По-настоящему главным был в свое время разве что Александр Привалов, который руководил сборной командой СССР на протяжении четырех олимпийских циклов и подготовил более трех десятков олимпийских чемпионов.

Но тогда ситуация в биатлоне была принципиально иной. Прежде всего в ней не было женщин. Дело, разумеется, не в половой принадлежности, а всего лишь в том, что сборная состояла из единой команды - мужской.

По сути, Привалов выполнял именно те функции, которые сейчас возлагаются на старшего тренера. Определял тактику и стратегию подготовки, заряжал уверенностью и отвечал за результат. И сказал, кстати, однажды, когда мы беседовали о прежних победах: мол, в те достаточно бедные времена, когда набор житейских благ был крайне ограничен, было гораздо проще ставить запредельные цели. Ныне же появилась масса мелких реально достижимых возможностей: купить и обставить квартиру, поменять машину, съездить в отпуск в экзотическую страну... Вопрос лишь в том, как высоко человек устанавливает планку собственных притязаний. А по-настоящему высоко устанавливают немногие…

Парадокс нынешней сборной России в том, что по-настоящему высоко, по-приваловски, планку с самого начала установил для своей команды отнюдь не российской тренер. А приглашенный иностранец - Вольфганг Пихлер. Взять высоту с первой попытки у немца не получилось. Возможно, будут сделаны поправки, пересмотрены какие-то детали подготовки. Но в том, что планка останется на прежней высоте, я, например, не сомневаюсь.

Что касается мужской команды, в ней, по сути, произошла рокировка: старший (до ночи с четверга на пятницу) тренер Андрей Гербулов и ответственный за лыжную подготовку Николай Лопухов просто поменялись местами. Но если Гербулов вернулся к тому, чем с переменным успехом занимался много лет, - стрелковой подготовке, то его 67-летний коллега у руля сборной, несмотря на весь свой предыдущий лыжный опыт, - очередная темная лошадка. Лопухов много лет возглавлял самые разные команды в лыжном спорте и сказал однажды, что задача руководителя заключается прежде всего в том, чтобы определять стратегию.

Найдет ли тренер взаимопонимание со стороны смещенного с руководящей должности Гербулова - вопрос, на который только предстоит получить ответ. Как и понять, на что будет способен сам старший тренер. Ведь еще четыре года назад, оставляя лыжный спорт, Лопухов сказал: "В сборную я уже не вернусь, возраст не тот…"

Сергей Кущенко: "Механизм управления сборной станет более простым"

Перестановки в тренерском штабе сборной России в беседе с корреспондентом "СЭ" прокомментировал исполнительный директор СБР

- Чем вызвано упразднение должности главного тренера сборной, которую занимал Валерий Польховский?

- Совет СБР, куда входят тренеры главной команды, региональные специалисты и личные тренеры, счел целесообразным перейти к модели, которая действовала до 2009 года. Инициатива была вынесена на Правление СБР, которое ее поддержало.

Объективно говоря, структура управления была избыточно сложной. Главный тренер являлся штатной единицей, не облегчающей принятие решений. Сам Польховский тоже говорил о том, что ему не удалось осуществить полный контроль за ситуацией. Теперь механизм управления сборной станет более простым и, надеюсь, более действенным. Это не способ свести с кем-то счеты, а готовность прислушаться к мнению уважаемого тренерского совета. Лично к Польховскому претензий нет: к нему сохранилось уважительно отношение. Валерию Николаевичу будет предложена работа в структуре СБР.

- Будет ли введена должность спортивного директора сборной?

- Не исключаю. Человек, отвечающий за коммуникацию между специалистами главной команды и личными тренерами, за связь с международными биатлонными организациями и регионами действительно необходим.

- Как отреагировали на рокировку тренеры мужской команды Николай Лопухов и Андрей Гербулов?

- С пониманием. Совет СБР счел нужным сделать главным именно "функциональщика". Правление с этим согласилось. И Гербулов, надо отдать ему должное, тоже. В любом случае мы не должны были потерять столь эффективную тренерскую связку.

- В прошлом году в различных сборных числилось 84 спортсмена. Теперь будет 60. Как это трактовать?

- Раньше мы были сосредоточены на количественном охвате и просеве. Сейчас, за полтора года до Олимпиады, на первый план выходит качество подготовки. Кто и что собой представляет, уже ясно. Нужно не упустить этих ребят, помочь им полностью раскрыться. Связано сокращение и с желанием оптимизировать бюджет. При большом количестве спортсменов затруднены перелеты и логистика. Всем сборникам нужны массажисты, смазчики, врачи... Отныне решать эти вопросы будет проще, здесь наши позиции с министерством спорта совпали.

- Леонид Гурьев уже согласился возглавить женскую резервную команду?

- Конечно, без его согласия мы не оглашали бы решение. Они с Пихлером общались, взгляды по многим вопросам у них совпадают. Надеюсь, этот "микс" принесет позитивный эффект. Кроме того, Гурьев известен как приверженец строгой дисциплины, которая сборной точно не помешает.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ