ЧЕМПИОНАТ МИРА
Миновала первая часть чемпионата - и показалось вдруг, что отношение к женской сборной России немного потеплело.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Вроде и медалей нет - а лед в душах болельщиков все-таки чуть растаял. Хотя, конечно, не во всех. Да и не всей сборной это касается, ибо трудятся в ней по-прежнему персоны, в адрес которых продолжает нестись непреклонное: долой, хватит водить нас за нос, чемодан - вокзал - Рупольдинг.
Толика объективности все же вынуждает признать: девушки наши очень стараются, и что-то у них получается. Оказывается, к чемпионату они все-таки готовились, пусть даже многим казалось обратное, бегут сносно, стреляют терпимо. Еще не достигли, правда, того желанного уровня, когда ноль промахов гарантирует медаль, еще нуждаются в чужих ошибках. Но что бы значили сегодня все эти "но" и "хотя", когда б доехали наши леди до подиумов в смешанной эстафете и преследовании? Собственно, они и в спринте могли доехать, но не сделали этого по собственной вине. А за другие гонки кто кинет камень в безвинно пострадавших? Это за них решали судьбу медалей, это им падали под ноги норвежки, это от них на ровном месте утекала слава.
Народ наш, однако, настолько суров, что не желает признавать уважительными любые причины, мешающие добыть медаль. Вольфганг Пихлер говорит - "реалистиш", мы ему в ответ - "максималистиш". Довел, понимаешь, сборную до положения хуже украинского, а теперь призывает к реализму. Талантов у него нет! А на Украине - есть? До вас, герр Пихлер, и в России были. Вы просто не умеете их готовить.
Таким макаром страна-соседка потихоньку вырастает в наших глазах в серьезный биатлонный пример, почти эталон профессионального и солидного отношения к делу. Чем больших успехов добивается ее сборная, тем слышнее голоса тех, кто призывает Россию перенять передовой опыт. Что ж, хорошее дело. Давайте попробуем.
И сразу оговоримся: украинцы действительно большие молодцы, а их женская команда впечатляет. С ней работают много и, конечно же, системно. Она расцвела талантами и выигрывает медали чемпионата мира, в том числе золотые. Это большой успех всего украинского спорта и отрада тамошних болельщиков.
Но, признав это, признаем и другое. Нахваливая украинский биатлон, мы судим о нем скорее по отдельным результатам, а не по чему-то такому, чего действительно нет в России. На Украине, скажем, биатлоном занимается определенное число человек. Однако в России значительно больше. А в Германии и Франции - значительно меньше, но грамотный отбор и методики позволяют вычленить из них гонщиков экстра-класса. Какая система лучше, спрашивается? С кого брать пример? Чем западнее, тем эффективнее, чем восточнее, тем массовее, но и то и другое - плюс. Надо ли останавливаться на чем-то одном, или западу следует вспомнить о массовости, а нам стремиться к пущей эффективности?
Конечно, пирамида, вынесшая наверх Алену Пидгрушную с сестрами Семеренко заслуживает аплодисментов. Но что из этого нужно перенять в сугубо практическом смысле? Давайте позовем в Россию тренеров Василия Карленко, Григория Шамрая и Владимира Королькевича, работающих с украинскими девушками. Свои нам не нравятся, а те придут и решат наши проблемы. Не решат? Но почему, если мы со все возрастающей серьезностью говорим в последнее время о преимуществе всей украинской школы, а не отдельных спортсменов?
Да потому, что в таком случае украинцы решили бы проблемы своей мужской сборной, находящейся сейчас в творческой задумчивости. В то время как российские мужчины, между прочим, переживают бодрый ренессанс. У них в эти годы созрело сильное женское поколение - у нас мужское. И еще неизвестно, как в песне поется, кому повезло.
Нет на Украине всепогодной, универсальной системы и методики, как не бывает в мире абсолютной истины. Тамошний биатлон прогрессирует, это верно. Но ничто не мешает нам со своими 116 биатлонными школами против куда меньшего числа украинских прогрессировать в ответ. Со своей массовостью, аренами, деньгами, наконец. Проблема ведь не в том, что Украина лучше, а в том, что Россия недорабатывает в какой-то отдельно взятой биатлонной области. И в том, например, что у женщин мы никак не запустим свое репродуктивное хозяйство, позволяющее растить не их Пидгрушных, а наших Зайцевых.
"Я сторонник системного подхода к работе, к подготовке спортсменов - от детских школ через юниоров к главной команде страны. Системный подход поможет нам правильно спланировать работу". Знакомые слова. Но произнес их не Михаил Прохоров. Точнее - не только Михаил Прохоров, а еще и президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак. И у главных лиц, получается, курсы не расходятся. Однако живет СБР богаче, логистику имеет более качественную, зарплаты выше, отели лучше. Бездельники в сборной и вокруг нее в глаза как будто не бросаются. Чему в таком случае мы должны учиться у Украины? Подскажите, если кто знает.
А не у нее, так у кого бы еще перенять науку? У чехов с чешками? Специально интересовался у восточно-европейских коллег и даже помигивал им многозначительно: а что, мол, с хозяевами чемпионата такое происходит? С чего вдруг подъем? "А поколение у них такое подоспело, - сказали мне. - Еще в юниорах заметное и до ума правильно доведенное". Так, может, этой формуле и стоит учиться без оглядки на чужие всплески? Ведь случаются и обратные примеры. Посмотрите на немцев - они пока в Нове-Место люто проседают. Но было бы странно по этой причине объявить маяком передового опыта Чехию с Украиной, а не Германию.
Оформим мысль. Женская сборная России действительно переживает не самые легкие времена, особенно если сравнивать с прошлыми сытыми или хитрыми годами. Но проигрываем мы, надо признать, не столько отдельным странам, сколько отдельным людям. Звездам, вовремя найденным, правильно воспитанным и потому знающим, как побеждать. Вот этому бы научиться, взяв за основу не столько Украину, сколько здравый смысл. Начнем растить звезд - станем выигрывать.
А пока будем ждать этого от уже имеющейся команды. Ведь к чемпионату мира, похоже, она подготовилась неплохо.
Нове-Место