Шестикратный олимпийский чемпион Оле Эйнар Бьорндален объявил, что после Игр-2014 в Сочи он завершит свою выдающуюся карьеру.
В этой жизни рано или поздно заканчивается все. Даже карьера Бьорндалена.
- Я представляю себе этот год, и на этом - все, - заявил великий норвежец в телевизионном интервью в минувший вторник.
- Вы решили, что это будет ваш последний сезон? - уточнил интервьюер.
- Да, - подтвердил Бьорндален. - И мы постараемся привлечь весь возможный опыт, чтобы провести его лучше, чем когда бы то ни было.
Бьорндалену сейчас 39 лет. А Олимпиаде-2014 будет 40. И он уже не раз намекал на то, что как атлет, не может быть вечен. "После Игр в Сочи я, более чем вероятно, завершу карьеру", - говорил Оле Эйнар еще в декабре 2011-го, объясняя, чем для него важен чемпионат мира-2012 в Рупольдинге. С того турнира он в итоге уехал с двумя очередными золотыми медалями - в эстафетах классической и смешанной. Были и другие интервью, где Бьордален признавал: об уходе он думает.
Но он каждый раз добавлял "вероятно". А еще практически в каждой беседе было: "Вся моя жизнь - это и есть биатлон". И мы как-то не пытались представить себе биатлон без Бьорндалена.
Это, наверно, самая знаменитая и популярная из его цитат. Последние годы в карьере норвежца были, может, не самыми успешными с точки зрения результата. Но именно они окончательно закрепили в массовом сознании его имидж человека не совсем от мира сего. Великого и ужасного (иначе его давно уже не называют), все пути которого ведут в биатлон. И который до сих пор ревется в гонку так, что совершает фальстарты.
Нам казалось, из Бьордалена действительно можно делать гвозди - и крепче их в мире бы наверняка не было. Но может, не все было так однозначно? Ведь даже применительно к металлу существует понятие "усталость".
Экстраординарный характер случившегося лишний раз подтверждают образцово показательные комментарии Тарея Бё и Эмиля Хегле Свендсена, парней, которые за словом в карман обычно не лезут. Свендсен, не раз в прошлом на словах отправлявший стариков на покой, сейчас говорит о том, что не помнит команды без Бьорндалена и называет его эру "золотым веком норвежского биатлона". А Бё расставил акценты еще более жестко: "После того, что сделал Оле Эйнар, мы пришли на все готовое. Практически, к накрытому столу".
Им, при всех их достижениях, видимо, будет без него непросто. Сложно сказать, насколько Бьордален, с его характером и известной склонностью к отшельничеству, мог быть скрепляющим команду цементом. Но в начале сезона, пока болел Бё и искал себя Свендсен, норвежские газеты пестрели заголовками вроде "Бьорндален и молодые новобранцы", имея в виду всех многочисленных дебютантов. И видимо, есть доля истины в словах тех болельщиков, кто сейчас отмечает: Оле Эйнар оставался ровно столько, сколько нужно было, чтобы команда по-настоящему подросла.
Почему он решил все насчет Сочи именно сейчас, Бьордален в своем интервью толком не объяснил. Еще в январе нынешнего года он вроде бы говорил о планах выступить на домашнем чемпионате мира в Холменколлене в 2016 году.
"Конечно, это тяжелое решение, - признал он. - Я по-прежнему думаю, что это здорово - быть в коллективе, участвовать в этапах Кубка мира, много работать и жертвовать всем. Оставлять в стороне все, чтобы быть лучшим в биатлоне. Мы так жили долгие годы. Были времена, когда мне удавалось со всем справляться, а в другие периоды это давалось сложнее".
Прошлой весной Бьорндален был в гостях у "СЭ", и мы специально спросили его: когда он решит уйти, сообщит ли об этом заранее.
"Заранее об этом точно никому не скажу, - сказал он тогда. - Если пойму, что настала пора уходить, и что у меня больше нет сил и мотивации, то, скорее всего, объявлю о завершении карьеры уже на следующее утро. То есть сделаю все моментально, и не буду растягивать эту историю на целый сезон".
Он и тут почему-то передумал.
С последнего своего чемпионата мира - в Нове-Место - Бьордален снова уехал с эстафетным золотом. В той гонке он прекрасно пробежал первый этап. 17 февраля, на следующий день после эстафеты и накануне заключительного масс-старта (там он с шестью промахами станет 24-м), Бьорндален написал на своей страничке в фейсбуке. "Идеальный день. Я счастлив и устал".
Может, это и есть ответ?
Екатерина КУЛИНИЧЕВА