Гонка прощаний

Telegram Дзен

В субботу в московском спорткомплексе "Олимпийский" состоялась "Гонка чемпионов" с участием элиты мирового биатлона. Праздничное мероприятие получилось немного грустным из-за большого числа завершивших карьеру участников.

С каждым годом накал страстей и борьбы на "Гонке чемпионов" становится все выше. Мартен Фуркад так рвался к возможной победе, что запнулся на вершине подъема и, рухнув на трассу, потерял драгоценные секунды. Гонки выигрывались и проигрывались на заключительных рубежах. Не жалела сил будущая мама Мари Дорен-Абер, продолжающая сражаться за победу, несмотря на обозначившийся животик. Но изюминкой гонки в этом году стали лирические паузы, в которых с большим спортом попрощались четыре выдающихся спортсмена – Тора Бергер, Бьорн Ферри, Максим Чудов и, совершенно неожиданно, Евгений Устюгов.

– Ничего не поделаешь – это конец олимпийского цикла, – заметил в разговоре с корреспондентом "СЭ" исполнительный директор СБР Сергей Кущенко. – С одной стороны, постолимпийская гонка совершенно не давит. Спортсмены отдыхают, никто не думает, что будет завтра. Мы возим их кататься на корабле, в музеи, в Кремль, и они на все согласны. С другой – многие уходят. И это действительно грустно.

ТОРА

Прощание Торы Бергер получилось самым скромным и серьезным, под стать самой норвежке. Именно такой она, "валькирия" с винтовкой, всегда воспринималась со стороны. Бергер приняла подарки от спонсоров и сдержанно поблагодарила своих российских фанатов: публичные речи на неродном английском никогда не были ее сильной стороной. Еще на последнем этапе Кубка мира в Холменколлене Тора публично пообещала своему супругу, что постарается стать хорошей домохозяйкой. Но все, конечно, уверены, что домашним хозяйством ее интересы не ограничатся.

– Тора всегда была моим идолом в биатлоне, – призналась Габриэла Соукалова. – Мне всегда казалось, что она – очень серьезная девушка. Но теперь я понимаю, что на самом деле это не так. Она – очень милый и симпатичный человек. Уверена, что мы все будем скучать по ней, а она – по нам.

– Бергер сильно болела в свое время, – отметил Максим Чудов (речь о перенесенном Торой раке. – Прим. Е.К.). – И после выздоровления смогла добиться таких выдающихся результатов. За это перед ней можно только снять шляпу. Безусловно, Тора – одна из лучших спортсменок нашего столетия. Дай бог, чтобы она устроилась на гражданской жизни.

БЬОРН

Обаятельный швед Бьорн Ферри, известный своим чувством юмора, стал настоящей звездой "Гонки чемпионов", под овации трибун исполнив "Калинку-малинку". Оказалось, что вокал 35-летнего гренадера (рост Ферри 1,94) ничуть не уступает многим звездам эстрады, которых немало повидал на своем веку "Олимпийский". Впрочем, по свидетельству коллег-биатлонистов, "Калинка" давно входит в его певческий репертуар, к тому же накануне "Гонки чемпионов" он усиленно репетировал.

– Ферри как-то подошел ко мне и сказал, что хочет завершить карьеру именно в Москве, на "Гонке чемпионов", – рассказал Кущенко. – Настолько его впечатлила здешняя атмосфера. Мы, конечно, были только за. Между прочим, накануне он долго готовился к своему выступлению.

– Ферри – молодец! – заметил Чудов. – Всегда был раскованным не только на лыжне, в чем мы сегодня убедились. На любой цветочной церемонии он что-то придумывал. Вообще это очень позитивный человек.

– Мне всегда очень нравились шведы: интересные, веселые ребята, – заметил Антон Шипулин. – Всегда помогают, улыбаются. И всегда играют честно. С такими приятно выступать и общаться. Бьорн – большой молодец и великий спортсмен. Его будет не хватать в биатлоне.

МАКСИМ

Чудов, объявивший о завершении карьеры еще в январе, единственный из всей четверки, кто уже успел хоть немного освоиться в новой жизни. Вопреки законам жанра, прощаться с публикой спортсмен вышел в штатском – элегантном черном пальто и брюках.

– В принципе, я всегда вне спорта ходил в одежде другого стиля. Так что мне в ней комфортно, – сказал "биатлонист в штатском". – С того момента, как объявил о завершении карьеры, прошло уже достаточно времени. И мне, конечно, проще, чем остальным. Но нотки грусти все равно присутствуют, все-таки 25 лет было отдано спорту. Сейчас наступает новый период, новый этап в жизни. Я бы сказал, что он – самый важный. Потому что эту новую жизнь ты уже должен будешь пройти до самого конца.

– За это время вы успели побывать мэром горной Олимпийской деревни. Что дальше?

– Стану мэром города? (Смеется.) Если серьезно, все зависит от руководителей. Мы ведем переговоры, встречаемся, обсуждаем возможные варианты.

ЕВГЕНИЙ

Этого прощания в программе изначально не значилось. Но во время чествования олимпийских эстафет сочинского созыва двукратный победитель Игр Евгений Устюгов вышел к микрофону и сказал, что уступает дорогу молодым. Шоком случившееся потом назовет даже его товарищ по команде Антон Шипулин, несмотря на то, что в команде все были, конечно, в курсе. Устюгова пытались отговорить от завершения карьеры. Или хотя бы повременить с объявлением несколько месяцев. Но он решил, что тянуть ни к чему.

Евгений говорил о том, что когда ты вкусил победы на самом высоком уровне, постоянно занимать 20-е места становится слишком обидно. И можно только пожалеть, что нужного взаимопонимания с тренерским штабом Николая Лопухова, в котором Устюгов мог бы найти необходимую поддержку, у него, очевидно, не сложилось.

– Пока я плохо себе представляю команду без Жени, – заметил Кущенко. – Переоценить его значение очень трудно. Эти четыре года Устюгов был своего рода скрытым капитаном. То, что он говорил про команду в своей прощальной речи перед трибунами – не пустые слова. Женя оказывал нам неоценимую помощь. И для нас это очень много значило.

При этом все мы понимаем, как порой тяжело ему было держать в себе то, что не нужно выносить наружу. Он тратил на эту работу для команды очень много энергии. Возможно, это, в том числе, и не позволило ему добиться каких-то результатов. Женя очень хотел на Играх-2014 доказать свою силу в масс-старте, был близок к медали в гонке преследования. И эстафетное золото Сочи стало для него воздаянием за годы, посвященные этой команде.

– Естественно, я еще поговорю с Женей об этом решении, – заметил после окончания "Гонки чемпионов" Шипулин. – Думаю, на самом деле будет так: Женя сейчас приедет домой, отдохнет пару месяцев, соскучится по спорту, и, может быть, начнет думать: а не вернуться ли? Ведь таких ситуаций было много. У Ольги Зайцевой, например. Через несколько месяцев он, возможно, тоже начнет сомневаться. И тогда нам нужно будет только додавить.