Выборы состоялись, российский биатлон получил нового президента. Корреспондент "СЭ" – о том, чего ждать дальше.
ЕСТЬ РУКОВОДИТЕЛЬ
Великий Александр Привалов по окончании отчетно-выборной конференции СБР назвал эпоху, наступившую в российском биатлоне с избранием на пост президента СБР Александра Кравцова, "перезагрузкой", позаимствовав термин из российско-американского дипломатического словаря. И пожелал, чтобы в отличие от той, оригинальной, биатлонная "перезагрузка" все же удалась. Насколько радикальной она может быть?
Новый глава СБР уже показал себя гораздо более успешным дипломатом, нежели его предшественник. От Кравцова вряд ли можно будет услышать о недостаточно высоком интеллекте российского спорта или тотальной отсталости наших тренеров. Даже противоречивая эпоха Михаила Прохорова удостоилась от нового президента СБР предельно корректных комментариев. Хотя здесь были возможны оценки любой жесткости.
Тем не менее новый руководитель СБР уже во вторник аккуратно, но твердо дал понять, что хотел бы видеть в подведомственной ему федерации. Умение отвечать за свои слова и работать в команде, больше инициативы, отсутствие пассивности и пустых обещаний. И главное – результат.
По слухам, именно Кравцов волевым решением подтолкнул к развязке затянувшиеся больше чем на три часа выборы правления СБР (его численный состав по той же причине сократили до 8 человек). И дал понять, что во имя оптимизации рабочего процесса некоторые пункты устава организации явно стоит пересмотреть с привлечением юристов. Понятно, что времени по 3-4 часа решать один технический вопрос у нового президента СБР просто нет. Как, очевидно, и желания.
"Людям свойственно либо принимать решения, либо тянуть волынку, – обозначил свое управленческое кредо сам Кравцов. – Если те, кто призван руководить СБР, будут не в состоянии это делать, есть выбранный ими руководитель. И он примет решение".
Уместно вспомнить и популярную в спортивных кругах присказку о том, что в кабинет Кравцова люди обычно заходят со своим мнением, а выходят – с правильным.
ПОВЕСТКА ДНЯ
Ближайшие задачи, которые предстоит решать новому руководству СБР, очевидны: определиться со структурой руководящего аппарата, назначить главного тренера (сам факт возвращения этой должности стоит считать решенным) и окончательно утрясти все вопросы с подготовкой к новому сезону.
По первому вопросу Кравцов во вторник взял тайм-аут, пообещав определиться с кандидатами в вице-президенты скоро, но не сразу. Пока не ясно и то, сохранит ли новый глава СБР должность исполнительного директора, которую при Прохорове занимал уходящий из биатлона Сергей Кущенко. Сам Кравцов отметил, что рассматривает вариант ограничиться первым вице-президентом в качестве своей правой руки.
Вопрос с назначением руководителя тренерского штаба – ничуть не менее срочный. "Главный тренер должен был быть еще вчера, – заметил по этому поводу Кравцов в разговоре с корреспондентом "СЭ". – К сожалению, в действительности все иначе. Мы постараемся определиться в минимально короткие сроки. Проведем консультации. И представим на рассмотрение министру спорта кандидатуру, одобренную всеми сторонами".
И, наконец, вопрос о подготовке к предстоящему сезону. Да, национальные команды уже получили тренерский штаб, планы и вот-вот должны в большинстве своем заехать на первые сборы. Но все решения принимались еще при старом руководстве и по понятным причинам имели "подвешенный" статус. Сам Кравцов подчеркнул, что не намерен менять или чинить препятствия назначенному тренерскому штабу. Однако предоставлять его самому себе также не собирается.
Не до конца понятно и то, как поступят с желающими готовиться индивидуально, коих хватает. Отдельные биатлонисты даже предприняли попытки обсудить свои планы на лето с новым президентом еще до самих выборов. И Кравцов ясно дал понять, что государство не намерено слепо финансировать любую самодеятельность. О разделении первой сборной на группы при назначении тренерского штаба речь также не велась. При этом новый президент подчеркнул: он не видит пользы в том, чтобы все маршировали строем. Именно Кравцов в числе прочих принимал решение о создании группы Легкова, когда будущий олимпийский чемпион Сочи со товарищи пожелали идти своим путем. А значит, аргументы, способные его убедить, существуют. Просто они должны быть очень весомыми.
В более отдаленной перспективе есть и другие дела: вечный вопрос о переходе на российское оружие, упорядочивание политики предыдущего руководства по развитию биатлона во всех проявляющих инициативу регионах без оглядки на исторический контекст и т.д.
ДВА СТУЛА
Во вторник новому президенту СБР задали прямой вопрос: как быть с тем, что международные федерации не приветствуют назначения госчиновников на руководящие должности в спортивных федерациях. До недавнего времени эту позицию, напомним, разделяли и в России.
"Это будет не вмешательство, а объединение государственных запросов и ответственности общественной организации перед российской действительностью", – ответил Кравцов.
С этой точки зрения делегирование Кравцова в биатлон выглядит вполне логичным. Денег на вид спорта потрачено немало, привлечен огромный общественный интерес. Но развлекать и радовать публику получается совсем не тем, чем хотелось бы. Вместо приятно-объединяющих побед и медалей – скандалы и взаимные обвинения на фоне отсутствия стабильных результатов.
Вероятность такого развития событий напрашивалась с тех пор, как раздосадованные постоянными неудачами на крупнейших стартах специалисты и руководители Минспорта еще по ходу минувшего олимпийского цикла раз за разом требовали на экспертных советах все более тесного контроля за биатлоном.
Говорят также, что одним из главных мотивов, побудивших Кравцова все-таки согласиться на новую должность, была усталость от необходимости нести ответственность за чужие действия и ошибки.
"Мне, наоборот, видится в этом большой плюс, – заметил на вопрос о совместительстве один из соперников Кравцова на выборах, вице-президент Федерации биатлона Московской области Геннадий Раменский. – До Кравцова мы имели пример Николая Пархоменко, который параллельно с ЦСП руководил федерацией борьбы и был вице-президентом международной федерации. Уверен, что сил Александру Михайловичу хватит. И считаю, что биатлону это будет только на пользу".
Выступление заместителя Виталия Мутко Юрия Нагорных, завершавшее выборы президента СБР, подтвердило: в Минспорта, где очень не хотели отпускать Кравцова из ЦСП, тоже пока не видят в совмещении постов ничего криминального. Очевидно, что этот вопрос не будет подниматься как минимум до первых крупных неудач биатлонистов при новом руководстве. Если таковые, конечно, вообще случатся.