33-летний двукратный призер Олимпийских игр, пропустивший Сочи-2014, в интервью "СЭ" подтвердил свое желание продолжить карьеру до Пхенчхана-2018
Летом 2011 года во время чемпионата России в Уфе Черезов сломал левую ногу. С тех пор у него все пошло наперекосяк. Пропустив весь тот сезон, в следующем Иван принял участие только в трех гонках на этапах Кубка мира. Не увенчалась успехом и попытка отобраться на Игры в Сочи.
Но ижевского биатлониста это не сломало. Взяв два месяца на раздумья, он принял решение продолжить карьеру. Интересно, что свой 34-й день рождения Черезов справит как раз накануне старта первого этапа Кубка мира. Если тренерский штаб доверит Ивану выступить там, это будет для него лучшим подарком.
- В прошлом году вы всерьез намеревались уйти из спорта, но все-таки приняли решение остаться. Чувствуете, что еще до конца не реализовались?
- После выступления на январском этапе Кубка мира в Антерсельве меня спрашивали: что дальше? Я честно сказал, что не знаю и мне нужно во всем разобраться. Следующие два месяца до мартовского чемпионата России этому и посвятил. Проанализировав ситуацию, понял, где были допущены ошибки и что нужно сделать, чтобы их исправить.
- Какие именно ошибки имеете в виду?
- В большей степени - психологического плана. Но весной удалось поменять настроение, снова появилось желание - и я решил остаться. Тем более точно знаю, что потенциал есть. Результаты, которые я показывал зимой, нельзя оценивать в одностороннем порядке. Еще в сентябре на Кубке России, на котором выступала вся сборная, я выглядел довольно неплохо (Черезов с тремя промахами стал шестым в спринте и выиграл индивидуальную гонку. - Прим. В.И.). Но зимой такого состояния у меня и близко не было. Вот если бы на снегу я чувствовал себя так же хорошо, как осенью, а результата не было, - наверняка закончил бы со спортом.
- То есть ваше желание остаться исходит не только от внутренних ощущений, но и от объективных физических показателей?
- Именно. О том же говорит аналитический отдел в Минис-терстве спорта. Да и на нынешних контрольных срезах я неплохо выгляжу.
- Итак, прошлой осенью были хорошо готовы. Что за сбой произошел, когда вы вышли на снег?
- Там был целый комплекс проблем. Сначала немного не хватило времени, чтобы выполнить всю работу - нужно было спешно готовиться к ноябрьским отборочным стартам. После этого одно начало наваливаться на другое и цеплять третье. К декабрю клубок проблем стал очень большим.
- Вы уже в ноябре понимали, что с Олимпиадой на этот раз не получится?
- Нет, надежда всегда умирает последней (улыбается). Продолжал работать, даже когда понимал, что физическое состояние далеко не просто от лучшего, а даже от обычного боевого. Но самое страшное было не это. Понимая картину происходящего, я начинал психологически закрепощаться. К середине декабря стало совсем сложно.
- И именно тогда был этап в Анси, на котором вам дали шанс…
- Да. Я сам себя передавил во Франции. Но понял это уже в феврале.
- Те два месяца разбирались в себе?
- Рядом были люди, которые помогли распутать клубок проблем.
- Распутали?
- Работа ведется до сих пор (улыбается). По большому счету все началось с того момента, когда я получил травму в Уфе. До сих пор выправляю последствия. Положительное решение по поводу продолжения карьеры принял, только когда окончательно понял, что еще не достиг своего потолка. У меня есть резервы. Но говорить об этом бессмысленно - сезон все покажет.
- Если решение Максима Чудова завершить карьеру не стало сюрпризом, то чем можно объяснить аналогичный шаг в исполнении Евгения Устюгова?
- Эта новость тоже не свалилась на меня как снег на голову. Такой настрой у Жени был виден давно. Когда человек добивается своей цели, ему тяжело найти дальнейшую мотивацию. В Ванкувере Женя выиграл золото, и настроить себя на дальнейшую работу ему было сложновато. Местами это прослеживалось. Хотя, думаю, мыслями о завершении карьеры сразу после Сочи он ни с кем не делился. Поэтому все и удивились.
- А если бы вы выиграли золото на Играх в 2010 году, выступали бы до сих пор?
- Я бы точно продолжил!
- В плане спортивного долголетия для вас пример, наверное, не Устюгов, а Оле-Эйнар Бьорндален?
- Норвежец из года в год доказывает, что люди сами ограничивают свои возможности и загоняют себя в рамки. Выиграть спринт на Олимпийских играх в 40 лет, да еще и с одним промахом - это серьезный показатель.
- Этот его успех сыграл какую-то роль в вашем решении продолжить карьеру?
- Постоянно провожу различные параллели. На Олимпиаде в Ванкувере в 40 лет успешно выступал Халвард Ханеволд, Сергей Чепиков был четвертым в 39. Эти примеры подчеркивают, что все зависит от самого человека, его умения находить мотивацию и профессионально отдаваться своему делу.
- Большинство спортсменов из тех, кто решает продолжить карьеру в постолимпийский сезон, морально готовы остаться на все четыре года.
- Если все сложится хорошо, я готов отработать весь олимпийский цикл.
- Довольны летним этапом подготовки, который провели вместе с основной командой?
- Очень благодарен руководству и тренерскому штабу за возможность тренироваться вместе с командой. Мне очень нравится то, как построен нынешний тренировочный процесс, его методика. Работаю с удовольствием.
- На предстоящем чемпионате России будете выступать?
- Из-за участия в летнем чемпионате мира у меня есть возможность пропустить его. Но я нахожусь недалеко от Чайковского и, наверное, все-таки выступлю в индивидуальной гонке и эстафете.
- В прошлом году вы работали в маленькой группе, теперь снова в большой команде. Как вам комфортнее?
- Очень много полезного есть и здесь, и там. А главное - это хороший коллектив. Количество людей уже вторично.
- Со старшим тренером Александром Касперовичем давно знакомы?
- Работали еще в 2001 году, когда он тренировал молодежную команду. Тренер по стрельбе Сергей Башкиров - мой давний друг. Коллектив очень молодой, дружный, веселый.
- Молодые подходят за советом?
- Такое происходит не так часто, но если случается - с удовольствием делюсь информацией.
- Вы остались явно не для того, чтобы довольствоваться местами в первой тридцатке на этапах Кубка мира. Результаты какого уровня в этом сезоне вас удовлетворят?
- Не хочу оглашать какие-то цели. Последние два года после травмы были очень непростыми. Я просто буду выкладываться по максимуму и постараюсь получать от процесса удовольствие.